Любить по-корейски

Все пусанцы и пусанки обожают русских браконьеров

По данным Камчатской спецморинспекции, за 11 месяцев этого года в порты Южной Кореи российскими судами, полностью или частично не отразившими сдачу готовой продукции, сделано 305 заходов.

Эти суда выгрузили в Корее 149 613 тонн готовой продукции. А в своих суточных донесениях (ССД) указали 116 924 тонны. Таким образом, скрыто от учета 32 689 тонн. Из них 8 675 тонн продукции из краба.

Добро пожаловать в Корею

Пусан один из важнейших центров российского рыбного бизнеса и настоящая мекка для дальневосточных браконьеров. Здесь дешевая "очистка" товаров и не задают лишних вопросов. Всем выгодно. Груз получает легальный статус, а местная казна становится богаче.

Все чаще предложения иностранным покупателям на поставку российского палтуса, сельди, крабов, икры базируются на ценовых условиях "ФОБ Пусан" , "франко-склад Пусан" , "франко-холодильник Пусан".

Сейчас на корейском рыбном рынке активно работает около 80 наших компаний.

Прибавьте к этому еще примерно 20 корейских фирм, которые под видом российских обосновались на Дальнем Востоке.

(Это стало обычной практикой после того, как иностранцев выгнали из Охотоморья. Корейцы уже "нарожали" на Дальнем Востоке массу компашек, чтобы оформить на них свой флот и уже под флагом РФ запустить его в нашу экономзону. Де-юре пароход и экипаж российские. А реальный хозяин, он же получатель продукции, сидит в Пусане или Камчхоне.

Кстати, БМРТ "Амарель" , экипаж которого поселился на Театральной площади, яркий пример такого "российско-корейского сотрудничества").

По данным Генконсульства РФ в Южной Корее, свыше 500 российских судов регулярно везут в корейские порты рыбопродукцию, в большинстве случаев - с серьезными нарушениями правил промысла и транспортировки.

Разработана целая система преодоления контроля. Судам по нескольку раз меняют названия и позывные. Многие капитаны рапортуют в Камчатский центр связи и мониторинга о "порожних" заходах в корейские порты (в лучшем случае - многократно занижая фактическое количество груза).

Искажаются данные в промысловых и судовых журналах, информация о местонахождении судна и т. д.

Власти Южной Кореи заинтересованы в таком положении вещей, ведь импорт рыбопродукции оказывает значительное влияние на развитие этой страны. На нем "греются" сотни корейских банков и фирм, которые занимаются судовым снабжением, судоремонтом, оказывают различные посреднические услуги. Плюс индустрия развлечений, созданная специально для прибывающих экипажей.

За последние годы Пусан просто "расцвел" , его население увеличилось в 4 раза: с 2 млн жителей в 1981 году до 8 млн в 1999-м.

Понятно, корейцы не будут резать курицу, которая несет им золотые яйца. Поэтому корейская таможня уклоняется от предоставления нам данных о заходах российских судов.

Единственным источником достоверной информации о завозе продукции морского промысла из России в Корею стали сайты корейских портов.

Эта информация оперативная. Она не может служить доказательством вины. Но, по крайней мере, дает четкое представление о масштабах браконьерского промысла и о том, какие суда и компании им занимаются.

Система контроля дает сбой. Но где?

Работать с сайтами корейских портов Камчатская спецморинспекция начала в начале прошлого года, когда ее сотрудники побывали в Пусане. Они провели рабочие встречи с представителями корейской таможни, морской полиции. Работники нашего Генконсульства помогали вести переговоры, собирать информацию.

Во время командировки инспекторы КСМИ проверили в Пусане два камчатских транспортника - МТР "Большерецкий" и МТР "Луговое" , которые находились в аренде у ООО "Рыболовецкая артель "Вилючинск".

Эти суда в течение долгого времени не давали данных о наличии на борту грузов. Хотя постоянно курсировали по маршруту Охотское море - Пусан. Не порожняком же они гоняли. Естественно, это вызвало подозрения, которые при проверке подтвердились.

Выяснилось, что "Большерецкий" и "Луговое" почти пять месяцев доставляли в Корею крабопродукцию, при этом их капитаны не указали в отчетах более тысячи тонн.

В апреле 2003 года заместитель гендиректора рыболовецкой артели "Вилючинск" Сергей Жоржевич Шиповальников дал гневную отповедь "спецморам" , которые посмели проверить его суда в иностранном порту. Интервью с ним заняло целую полосу в рекламной газете "Город золотой" (было такое бесплатное печатное издание).

Интересно, что Сергей Жоржевич одновременно выступил в роли "апологета" погран­службы. Цитирую:

"Мне кажется, что все эти потуги на значительность имеют целью бросить тень на работу Федеральной пограничной службы - дескать, они сознательно пропускают суда с неучтенной продукцией... Чего только стоит многозначительный "вывод" Спецморинспекции о том, что за 2002 год в Южную Корею ушло более 66 тысяч тонн неучтенной рыбопродукции. Чем не повод обвинить ФПС в коррупции и бездеятельности? Неужели невдомек "спецморам" , что далеко не вся рыбопродукция, доставляемая в южнокорейские порты, выловлена в российской экономзоне?"

Может, Сергей Жоржевич не знал, но погранслужба тоже очень интересовалась деятельностью судов его фирмы.

Когда в прошлом году МТР "Луговое" начал свои "пробежки" в Пусан, Северо-Восточное региональное погрануправление направило в Тихоокеанское управление (ТОРУ) телеграмму:

"На протяжении трех переходов в иностранный порт "Луговое" в своих ССД подает отсутствие рыбопродукции на борту. Также судно не подает информацию о перегрузах в промрайонах. Предполагается наличие на борту неучтенной продукции, а также нарушение правил промысла. Прошу провести оперативно-проверочные мероприятия".

ТОРУ отправило два судна в контрольную точку, где должен был пройти МТР "Луговое". МТР не появился. Хотя, по данным мониторинга, должен был.

А если кого-то не убеждают выводы Камчатской спецморинспекции, то вот справка, подготовленная Генконсульством РФ в Пусане, об импорте российской морепродукции в Республику Корея за 2002 год (с того времени мало что изменилось):

"Общий объем поставок российской рыбы и морепродуктов в Республику Корея составил около 700 тысяч тонн... Корейская таможня в своей статистике оставляет за скобками более 550 тысяч тонн, то есть почти 80 % поставляемой в Корею российской продукции, которая с судов перегружается на таможенные склады-холодильники и затем по переоформленным документам вывозится в Японию и США.

Часть рыбы поступает с некорректными сопроводительными документами и включается в статистические отчетные данные по другим странам.

Разница в стоимости официального импорта и фактических поставок российской морепродукции в Корею составляет не менее $ 665 млн".

Заканчивается этот документ выводом о том, что импорт браконьерской морепродукции из России в Корею "наносит нашей стране ежегодно финансовый ущерб, исчисляемый сотнями миллионов долларов, подрывается ресурсная база дальневосточных морей".

И дело не в том, что пограничники работают плохо. Но где-то система контроля дает сбой. Или в точках контроля, или они сами по себе не эффективны.

Процитирую еще одно интервью - начальника отдела дознания и производства по административным нарушениям на море СВРПУ А. Монахова газете "Рыбак Камчатки" , 19 марта 2003 года (сейчас Алексей Владимирович возглавляет Госморинспекцию погрануправления):

"Согласен с тем, что контрольные точки не дали ожидаемого эффекта. Если судно забито "под жвак" , его тяжело проверить. Как правило, на таком судне находится нелегальный груз. Можно примерно сказать, какой вес, но нельзя определить по видовому составу. Сверху лежит дешевая продукция, а под ней спрятан краб или икра.

По идее, в контрольной точке должен находиться еще и транспортник, на который можно перегружать продукцию для пересчета. Это была бы реальная проверка. Или надо тащить судно в порт и там выгружать полностью. Но ущерб, который мы обнаружим, может быть в десятки раз меньше, чем расходы, которые понес судовладелец на переход в порт, разгрузку, холодильник и т. д.

Идеальный вариант: проверять судно там, куда оно привозит продукцию. То есть контроль должен быть в портах, в том числе иностранных. Их не так много. Неважно, кто этим будет заниматься: наша инспекция или "спецморы". А лучше пусть будут совместные группы. Об этом надо договариваться при заключении межправительственных соглашений".

Действительно, ведь российские контролеры проверяют в японских портах японские шхуны, которые работали на лососевом промысле в нашей экономзоне. Нам японцы это разрешают по соглашению. Почему мы не можем российские суда проверять в портах Кореи?

Но даже если удастся "уломать" корейцев на такое, это не решит проблему окончательно.

Если с крабом и лососем браконьеры будут идти в Корею, чтобы потом уже "очищенный" груз везти в Японию, то с минтаем им уже проще. Сейчас американцы и японцы ставят в Китае свои заводики по переработке минтая, и его уже можно везти не в корейские порты, а в китайские. А китайские порты для наших контролеров пока "сумеречная зона".

И еще раз вернусь к интервью руководителя ООО РА "Вилючинск" , который, пытаясь "отмазать" свои МТРы, проговорился о некоторых "особенностях" их работы:

"Наше судно в российской экономзоне не работало, а на контракт, выполненный за пределами экономзоны, российские законы, как это для кого-то и ни прискорбно, не распространяются".

Да, это так. Поэтому браконьеры, отключив мониторинг, "отскакивают" из промыслового района за пределы экономзоны. Там их уже ждут МТРы, которые принимают груз и везут в Корею, не проходя точки контроля.

МТРы - небольшие суденышки. Они приносят выгоду, в основном, именно на перевозке "левого" груза. Многие владельцы таких судов увели их из рыбного порта и зарегистрировали в торговом. Потому что суда, которые числятся в торговом порту, не обязаны давать ССД.

Ведь формально они занимаются грузоперевозками из портов России в порты Кореи. Для этого достаточно иметь лицензию Минтранса.

Попробуй докажи, что они принимают за пределами экономзоны браконьерскую продукцию.

Нелегальный импорт из России опять растет

10 декабря я побывал в информационно-аналитической службе Камчатской спецморинспекции. Именно здесь "ловят" информацию, в том числе с сайтов корейских портов.

"Можно получить данные за день, за год, по каждому судну или по всем сразу, - объясняет старший группы В. Таганов. -

Здесь также есть информация о планируемых заходах. Судно, которое собирается в порт, за сутки подает заявку.

Вот смотрите: Пусан, данные на сегодняшнее число. Там - пять российских судов, включая те, которые прибудут в ближайшие 24 часа. С 24 ноября в Пусане побывало 39 наших судов. Здесь указан их тоннаж и количество груза, который на борту. Потом эти цифры сравниваем с теми, которые они указывают в своих ССД. И получаем, сколько украдено".

Например, корейский порт Камчхон. Туда следует владивостокский МТР "Николай Касаткин" (ООО РК "Море"). Он рапортует, что везет 62 тонны краба. А по данным портового сайта - 80 тонн. 18 тонн "лишних".

"Живого краба в основном доставляют приморцы, - говорит зам. начальника КСМИ С. Донигевич. - Потому что "смычок" малый. Заловился - побежал. Некоторые суда по ССД показывают, что находятся в районе промысла, а сами уже на полпути в Пусан".

Но вот и камчатский краболов "засветился". 3 декабря в 13. 00 зашел в Пусан. Привез 73 тонны краба. А по ССД проходит только 62 тонны.

Каждое судно за год делает 20 - 30 и более заходов в корейские порты. Можно примерно прикинуть, сколько "левого" груза в итоге получается.

В Камчатской спецморинспекции составлен "черный" список из 314 судов. Здесь весь Дальний Восток: сахалинцы, магаданцы, приморцы. Начиная с таких фирм, как "Ролиз" , и заканчивая совсем неизвестными. Камчатских предприятий тоже хватает, и очень даже уважаемых.

Эту аналитическую информацию запрашивает таможня, ФСБ. Но практическое применение они ей не нашли.

Поэтому КСМИ пока собирает эту информацию скорее из "спортивного интереса".

"Когда в прошлом году мы побывали в Южной Корее и началась шумиха по поводу нашего приезда, импорт нелегальной рыбопродукции из России в эту страну пошел на спад, - говорит С. Донигевич. - Но поскольку контроль больше не продолжался, и шумных дел не было, то все успокоились. И он опять растет".

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости