Волга-Каспийский и Азово-Черноморский бассейны не имеют себе равных в мире и дают около SO % мирового улова ценных осетровых рыб. Но запасы рыбных и других биологических ресурсов здесь постоянно снижаются. И одним из важных фактов этого является незаконный лов рыбы, а попросту — браконьерство. Он принимает угрожающие масштабы.
Так, в результате неконтролируемого лова за последние пять лет объемы добываемой рыбы осетровых пород только в российской части вод Каспийского моря снизились примерно в 10 раз. Производство товарной прудовой рыбы снизилось в 7,7 раза, выпуск молодых ценных видов рыб — в 4 раза, так осетровых — в 20 раз. Создавшееся положение в вопросах сохранения данного класса рыб к настоящему моменту является угрожающим и требует принятия в экстренном порядке на государственном уровне целого комплекса мер, направленных на установление централизованного государственного контроля за объемами и порядком добычи осетровых. На фоне того, что в последнее время удалось добиться некоторого успеха в борьбе с незаконным промыслом осетровых на Каспии с использованием судов большого и среднего класса, масштабы незаконного лова с использованием маломерных плавсредств продолжают вызывать обеспокоенность.
В настоящее время в Российской Федерации правовые отношения в области охраны и использования осетровых рыб регулируются многочисленными законодательными и другими правовыми актами. В Федеральных законах «Об охране окружающей среды», «О животном мире», постановлениях Правительства РФ присутствуют правовые нормы по сохранению ценных видов рыб, к которым относится класс осетровых. Вопросы использования водных биологических ресурсов регламентируют 11 межправительственных соглашений и более 100 нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, из них 12 федеральных законов, два Указа Президента РФ, более 30 постановлений, распоряжений и поручений Правительства РФ, 52 приказа Госкомрыболовства России, из которых шесть изданы совместно с МПР России и ФПС ФБС России, а также ряд отраслевых инструкций и правил. Издание большого числа нормативных документов привело к возникновению противоречий в них. В то же время важные положения, связанные с использованием квот на отлов рыбы осетровых пород, остались непроработанными и не имеют необходимой правовой основы. Из-за такой неразберихи многие нормативно-правовые акты не выполняются.
Выход в море, предусматривающий получение разрешения в пограничной, таможенной и портовой службах и не предусматривающий согласования с МВД, не позволяет запрещать выход в море судов, имеющих явно браконьерские цели. А при получении МВД оперативной информации об осуществлении браконьерского лова установленный порядок не позволяет без множества согласований, в срочном порядке выйти в море плавсредствам с сотрудниками милиции. Кроме того, при оформлении разрешений зачастую происходит утечка информации и суда-браконьеры до подхода сотрудников милиции прекращают свою деятельность и избавляются от незаконно добытой рыбы.
По оценкам специалистов, только на дагестанском побережье содержится около двух тысяч браконьерских байд, оснащенных двумя-тремя моторами, спутниковым навигационным оборудованием для точного определения местоположения своих сетей, датчиками, приборами ночного видения. Многие вооружены автоматами, пулеметами, гранатометами.
О сложной криминальной обстановке в рыбной отрасли свидетельствуют следующие факты: только за восемь месяцев 2004 года по линии незаконного оборота биоресурсов зарегистрировано 5220 преступлений, в то время как за весь прошлый 2003 год — чуть более 5000. Возбуждено 5110 уголовных дел, в суд направлено 3598 из них. К уголовной ответственности привлечен 3561 человек. Установленный материальный ущерб составляет 23 604 991 рубль. К административной ответственности привлечено 6300 человек и 11 юридических лиц. Наложено 6395 штрафов на общую сумму 1 591 954 рубля. В среднем на одного оперуполномоченного органов внутренних дел приходится более 15 выявленных преступлений.
Борьба с правонарушениями и преступлениями в сфере оборота водных биоресурсов ведется не только в районах промысла и первичной переработки рыбопродукции, но и на внутреннем рынке. Из незаконного оборота за тот же период 2004 года конфисковано 116,4 тонны рыбы на сумму 1267,7 тысячи рублей, у правонарушителей изъято материальных ценностей на сумму 5107 тысяч рублей.
Только за время операции «Путина» на территории Южного федерального округа выявлено 3117 преступлений, возбуждено 3008 уголовных дел, установленный ущерб составил 39 084,2 тысячи рублей.
Вот всего несколько примеров пресечения браконьерства в особо крупных размерах.
Сотрудниками Управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере оборота водных биоресурсов УВД Астраханской области в рамках операции «Путина-2004» в Северном Каспии (Камызякский район Астраханской области) задержана преступная группа, состоящая из жителей Республики Калмыкия, которые на лодке морского исполнения «Байда» под двумя руль-моторами с помощью ставных резаков длиной 1700 метров выловили 82 осетра, 16 белуги 16 севрюг общим весом 1459 кг. У задержанных также изъято 8,9 кг икры, спутниковый навигационный прибор «Гармин». Возбуждено уголовное дело по ст. 256 ч. 3 УК РФ.
В марте 2004 года в рамках региональной операции «Каспийские челноки» сотрудниками ГУВД Краснодарского края на территории ПМК-6 в станице Курчанской Темрюкского района задержан грузовой автомобиль с 9,3 тонны судака и полутора тоннами пеленгаса. Согласно представленным водителем документам отправителем этого груза являлось ООО «ПКФ «Сервит» из города Темрюка. В морозильном цеху этого предприятия также обнаружено и изъято 4500 кг судака и 1300 кг пеленгаса, добытых запрещенными орудиями лова. По этим и многим другим фактам возбуждены уголовные дела.
Отсутствие координации между реализуемыми в Прикаспийском регионе экологическими компонентами региональных, федеральных и международных программ приводит к неэффективному использованию финансовых ресурсов и нестыковке принимаемых решений. Целесообразно создать единый аналитический центр для комплексной оценки и сопоставления информации, подготовки сбалансированных решений по управлению экосистемой Каспия. Также необходимо создать и общекаспийскую систему особо охраняемых природных территорий и акватории.
Такие организационные мероприятия нужны и в других регионах ЮФО. Их реализация позволит намного эффективнее вести борьбу с разграблением водных биоресурсов Юга России.
Валерий Напалков, первый заместитель начальника Главного управления МВД России по ЮФО, генерал-лейтенант милиции
***
фото: