КАЖЕТСЯ, что сегодня нет ничего важнее для жителя нашего региона, чем наличие загранпаспорта. И на первый взгляд вроде бы все просто - собрал документы, отнес в паспортно-визовую службу и получил через 3 недели загранпаспорт.
НО ЭТО ТОЛЬКО на первый взгляд. Условиями паспортизации ущемляют права и свободы (в данном случае - передвижения) граждан. Особенно тяжело приходится военным, как проходящим службу, так и ушедшим в запас.
Тыровский Владимир уволился в июне 2001 года в звании капитан-лейтенанта с должности командира ракетно-артиллерийской боевой части. В мае прошлого года подал документы на получение загранпаспорта и получил ответ, что до мая 2006 года его право на выезд за пределы РФ ограничено как лицу, имевшему доступ к сведениям, составляющим государственную тайну (допуск "Б"). Владимир обратился в Межведомственную комиссию по рассмотрению жалоб граждан РФ в связи с ограничением их права на выезд из страны. Там ответили, что таких дел в комиссии миллионы и пока подойдет его очередь, закончится срок ограничений...
Присяга - готовность к лишениям
ЮРИСТЫ не могут ничем помочь. Закон соблюден, а этическая сторона вопроса лежит вне юридической сферы.
Руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Александр Попов так прокомментировал ситуацию:
- Россия, как и любая страна, страхует определенные риски и старается максимально контролировать перемещения людей по служебной деятельности причастных к государственным тайнам. Каждый офицер знает об ограничениях, которые на него накладывает военная служба.
Чтобы получить загранпаспорт, человек по закону должен пройти определенные процедуры. Часть из них - проверка на осведомленность в государственных секретах.
Органы безопасности делают заключение о возможности выдачи загранпаспорта на основании сведений, поступающих по их запросу из Минобороны или другого ведомства.
Иногда человек может иметь допуск и получить загранпаспорт, т.к. он фактически не имел доступа к гостайнам. Но и само наличие допуска тоже может быть законным основанием для отказа. Плохо то, что из-за специфики области эта далеко не самая жесткая схема не работает так, как надо. Необходимо искать баланс, который позволит стране беречь секреты, но обеспечит право на свободу передвижения. Огромное количество офицеров, проживающих в области, действительно работают со сведениями, составляющими тайну, поэтому юридически лишены возможности получить загранпаспорт. Для них открыт только один вид транспорта - воздушный. Сегодня пути разрешения этого конфликта интересов не слишком эффективны - надо вести переписку с органами безопасности или обращаться в суд. Мы можем помочь разобраться в правомочности отказа - но только в рамках закона.
Цена на билеты - надежный часовой
ЭКСКЛАВНОСТЬ требует ограничения передвижения для всех и в любом направлении, даже в Москву. Для этого на стражу встал самый надежный часовой из всех - цена на авиабилеты.
Мы уже писали о том, что из-за ремонта взлетно-посадочной полосы аэропорт "Храброво" с 21 ноября не принимает самолеты весом больше 70 т. ТУ-154 больше к нам не летают. А именно эти самолеты выполняли рейсы "Аэрофлота" по "социальным билетам" стоимостью в 990 руб. Более легкие ТУ-134 вмещают меньше пассажиров, и от этого себестоимость полета выше.
И совершенно закономерным стало повышение цен на авиабилеты ФГУП "Калининградавиа", у которого всегда были только ТУ-134. Теперь за полет до Москвы надо выложить 2500 руб., а "туда и обратно" - 3 900 руб. Пока не изменила цены ГТК "Россия", получающая государственное финансирование - 1600 руб. и 3000 руб. соответственно.
Не исключено, что в ближайшем будущем мы сможем обновить экзотическую для наших небес птицу - подержаный "Боинг-737".
Так что копим деньги, товарищи... Ведь с Нового года ожидается и удорожание стоимости оформления загранпаспорта -. в два раза.
Татьяна НОВОЖИЛОВА