На территории СНГ появляется свое НАТО
Вчера генеральный секретарь Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордю-жа подвел итоги учений "Рубеж-2004", прошедших с 2 по 6 августа в Центрально-Азиатском регионе.
Учения были смоделированы по ситуации 1999 - 2000 годов в Киргизии, когда стране угрожали вооруженные отряды исламских боевиков. "Рубеж-2004" был не войсковой, а контртеррористической операцией: отрабатывались вывод населения из района действия незаконных вооруженных формирований, блокирование террористов и маршрутов их отхода, освобождение заложников.
Наиболее важным г-н Бордюжа считает не количество участвовавших сил и средств, а отработку алгоритма принятия решения на применение военной силы. Такое решение должно приниматься с участием военных, сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, пограничников, МЧС и других силовиков. О принятом решении ОДКБ уведомила ООН. Именно уведомила, а не испросила разрешения на применение военной силы.
Главным достижением второго этапа учений генсек ОДКБ назвал опыт перемещения подразделений нескольких государств с вооружением и боекомплектом по территории одного из союзников. Были отработаны таможенные и правовые вопросы пересечения границы. В военной фазе операции министр обороны одной из стран (в данном случае Киргизии) командовал подразделениями нескольких государств. По единому замыслу действовали подразделения ВВС трех государств - России, Киргизии и Казахстана. Причем руководство воздушной операцией осуществлялось с самолета дальнего радиолокационного обзора А-50.
И хотя сегодня, по мнению г-на Бор-дюжи, крупномасштабной военной угрозы не существует, налицо тенденция к обострению ситуации в Афганистане, где активизируются талибы; беспокоят теракты на территории Узбекистана. Поэтому, заверил генсек, Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) находятся в высокой степени готовности: решение на применение военной силы может быть принято в течение полутора-двух часов, подразделения КСБР способны отреагировать на локальный конфликт в течение нескольких часов. Реакция на крупномасштабный конфликт, конечно, потребует большего времени.
Недавно президентами государств ОДКБ утвержден план коалиционного военного строительства до 2010 года. В нем предусмотрено совершенствование военной составляющей, в том числе возможность создания в будущем крупномасштабных группировок. Для оперативного реагирования достаточно имеющихся 11 батальонов. Вполне вероятно, что уже в недалеком будущем их переведут на единые стандарты и экипировку, укомплектуют контрактниками. Николай Бор-дюжа считает, что лучше было бы создать бригаду под единым командованием, к тому же имеющую кроме стрелкового специальное вооружение.
Интеграция будет продолжена сближением законодательств стран ОДКБ. За годы после распада СССР законодательства бывших республик очень разошлись. Это не позволяет реализовать политические решения. Сегодня пришло понимание, что нужна унификация законов. На вопрос обозревателя "Времени новостей", по каким законам будут судить, например, российского военнослужащего, если он совершил преступление на территории Киргизии, Николай Бордюжа ответил не очень уверенно: "Я так понимаю, что военнослужащие должны отвечать по законодательству того государства, которое они представляют". Словом, законотворческая работа предстоит большая.
Уже получено одобрение президентов стран ОДКБ на создание программы информационного противодействия терроризму, политическому экстремизму, распространению наркотиков. Программа отправлена на согласование и доработку. ОДКБ намерена расширять и миротворческую деятельность. Совет коллективной безопасности разработал соответствующую концепцию, предусматривающую подготовку личного состава по единой системе, экипировку его по единым стандартам. Предполагается, что одна страна будет готовить, например, стрелковое подразделение, другая - подразделение химической защиты, третья - саперов и т.д. Использоваться миротворцы будут под флагом ООН на территории стран ОДКБ и СНГ, а по запросу ООН - и в других странах мира.
С 1 января 2005 года страны ОДКБ будут закупать у России вооружение и военную технику (ВВТ) на льготных условиях. Есть постановление российского правительства, которое полностью регламентирует такие поставки. Оговорены наименования, тарифы, механизм ценообразования, посредники. Необычно здесь одно - протокол о контроле за проданным оружием. Россия вправе проконтролировать, как эксплуатируется военная техника и вообще есть ли она в наличии. Дело в том, что купленное у России на льготных условиях оружие нельзя перепродавать. Протокол ратифицирован большинством стран ОДКБ.
ОДКБ все больше приобретает черты военно-политического союза, каким является НАТО. Правда, Николаю Бордюже не нравится, когда его организацию сравнивают с Североатлантическим альянсом: НАТО в первую голову опирается на свою военную мощь, для ОДКБ же главное - адаптация к сегодняшним проблемам. Наркотики и терроризм, религиозный и политический экстремизм не меньше влияют на безопасность государств организации, считает генсек. Несмотря на разницу подходов, ОДКБ направил в штаб-квартиру НАТО предложение о сотрудничестве и ждет ответа.