Избалованное послушным большинством Государственной думы правительство России, по существу, перестало считаться с мнением российской общественности. Это вызвало в средствах массовой информации волну выступлений экономистов и представителей политически активного населения, отражающих несогласие с правительством по многим принимаемым им стратегическим решениям.
России уготовлена роль колонии
По сделанному в октябре заявлению министра финансов А. Кудрина, "Россия в ближайшие 50, а может быть, 100 лет будет продавать в основном природные ресурсы". Поскольку, по информации Министерства природных ресурсов (МПР), запасы эффективных для разработки месторождений сырья закончатся через 10-15 лет, министр финансов уготовил для России роль страны с колониальной экономикой да еще в условиях падения эффективности добычи и экспорта сырья. В средствах массовой информации не было информации, что правительство хотя бы удосужилось спросить мнение народа, значительная часть которого все еще верит в то, что Россия вновь станет Великой Державой.
Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) уже который год ставит развитие экономики страны в прямую зависимость от мирового рынка нефти. Такая политика опасна также тем, что на нефтяной рынок могут влиять в основном США и страны Ближнего Востока. Первые всегда были и будут заинтересованы в ослаблении России, вторые - непосредственно или косвенно ведут против нашей страны террористическую войну.
Правительство не умеет эффективно использовать финансовый ресурс
Другой общественно важной проблемой является решение вопроса, куда девать золотовалютные резервы, составляющие уже сейчас более 120 млрд. долларов, и средства стабилизационного фонда, размер которого к концу 2004 г. может достигнуть около 700 млрд. рублей. Тот же Кудрин неоднократно заявлял, что одна часть накопленных средств потрачена на приобретение американских долговых обязательств, другую планируется направить на досрочное погашение государственного долга. Если американские ценные бумаги действительно уже приобретены за доллары под нищенские проценты, то, во-первых, Россия финансирует не свою, а американскую экономику, во-вторых, долговые американские обязательства обесцениваются от падения курса доллара. Счетной палате РФ следовало бы это проверить. И если опасность убытков подтвердится, министра надо привлекать к ответственности.
Министр Кудрин убеждает всех, что вкладывать средства в развитие экономики неэффективно. В то же время большинство стран вкладывают огромные средства в развитие экономики и богатеют. Их правительства планируют, в какие отрасли или производства инвестировать и как обеспечить эффективное использование средств. Они знают, что инвестиции повышают занятость населения, увеличивают выпуск товарной продукции, стоимость которой выше издержек производства. За счет этого инфляция не растет, а снижается. Более того, сбор налогов с растущего числа трудящихся, с производственных и сбытовых структур пополняет государственную казну, создавая финансовую базу для повышения заработной платы бюджетникам, пенсий старикам, пособий убогим. То есть подъем уровня жизни непосредственно связан с ростом производства, а не с накоплением неработающих денег. Это подтверждает опыт Китая, Малайзии и других, активно развивающихся стран Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Однако нищета значительной части нашего населения уже настолько нетерпима, что не позволяет ждать подъема российской экономики, и слава Богу, что правительство запланировало поэтапное увеличение выплат наименее имущим слоям населения. Но этот процесс должен быть строго дозирован, поскольку он неизбежно повышает инфляцию, которая может тут же съесть все добавки. Если одновременно не начать активно вкладывать средства в возрождение промышленности и сельского хозяйства, мы неминуемо проедим накопленные средства.
Все ли дело в росте ВВП?
Вызывает тревогу усердие нашего правительства в погоне за удвоением ВВП в основном за счет увеличения экспорта остатков еще сравнительно дешевой нефти. Показатель ВВП действительно носит агрегатный характер, но он объективен только для развитой и сбалансированной экономики. В наших условиях он не отражает обострения важнейших экономических и социальных проблем, в том числе перекоса структуры производства и снижения качества жизни населения. При решении задачи повышения жизненного уровня важно не только правильно выбрать способ достижения цели, но и верно определить точку отсчета. Ведь если сегодня нищему подадут 10 рублей, а завтра 20, его личный ВВП удвоится, но он все равно останется нищим.
Погоня за повышением ВВП путем однобокого развития сырьевого экспорта усугубляет опасное искривление структуры общественного производства, не обеспечивает во многих отраслях обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства даже процесса простого воспроизводства, не может остановить падение занятости и роста пропасти между богатыми и бедными. Искривление структуры производительных сил России ведет к дальнейшей деградации машиностроения, сельского хозяйства, значительной части легкой, химической и других отраслей промышленности.
Технологическая оснащенность большей части российского производства практически осталась на уровне 70-х - 80-х годов прошлого столетия. Неумолимо падает экспорт готовой продукции. Большая его часть неконкурентоспособна, с одной стороны, по техническому уровню и качеству, с другой - по трудозатратам, материалоемкости и энергоемкости. Одновременно растет импорт. Особенно критический импорт, то есть закупки иностранных товаров, от которых зависит жизнеобеспечение населения и производство целых отраслей. Среди таких товаров прежде всего продовольствие, исходное сырье для производства продуктов питания, лекарства, современные материалы для текстильной промышленности, комплектующие узлы и детали, без которых наши заводы не могут выпускать конкурентоспособную продукцию и т.д. Годовой объем критического импорта составляет более 900 млрд. рублей. Если объем или эффективность нефтяного экспорта существенно упадут, то стабилизационного фонда может хватить на 2-3 года. А дальше что?
Россию эксплуатируют другие страны
Вследствие искажения структуры производства Россия вынуждена вывозить в основном сырьевые товары, то есть преимущественно продукцию с относительно низкой долей добавленной стоимости, а ввозить продукцию, созданную на основе высоких технологий с относительно большей долей добавленной стоимости. Поэтому она с точки зрения соотношения трудовых затрат осуществляет неэквивалентный обмен в пользу других стран. То есть, грубо говоря, такая политика ведет к кабальной эксплуатации российского народа народами более технологически развитых стран. Вырваться из этого капкана сложно, но можно.
Китай и другие, активно развивающиеся страны доказали, что единственным способом обретения экономической свободы является развитие собственной экономики путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций в создание новых современных производств, преимущественно в энергетику, машиностроение и сельское хозяйство. Правильнее было бы решать поставленную задачу удвоения ВВП не распродажей ресурсов, а через реструктуризацию экономики путем преимущественного развития современных высокотехнологичных производств.
Правительство не умеет управлять экономикой
Нельзя сказать, что правительство не делало попыток развивать производство. В 2002 и 2003 годах МЭРТ разработало и пыталось реализовать около 140 программ. Попытка не дала ощутимых положительных результатов, поскольку не нашла поддержки у отраслевых министерств. Много средств было потрачено на управленческие нужды. Вполне очевидно, МЭРТ и другие правительственные структуры не сумели найти эффективные способы управления этим процессом. Либеральные надежды, что рынок сам все отрегулирует, опять не оправдались. Разочарованный министр Г. Греф в начале 2004 г. констатировал: "Россия не испытывает дефицита инвестиционных ресурсов. Есть дефицит инвестиционного спроса и инвестиционных идей". Дело не в спросе. Проблема в том, что Минэкономразвития не умеет управлять экономикой вообще. В правительстве много "рыночников поневоле". Они образованны, может быть, даже учились менеджменту в США, но не имеют опыта государственного регулирования экономических процессов в интересах всего общества, неспособны создать систему эффективного управления госсобственностью и, чувствуя свою беспомощность, спешат приватизировать все, что нужно и не нужно, надеясь на авось, что рынок все сам отрегулирует. Даже в странах с развитой рыночной экономикой государство широко использует методы активного ее регулирования в интересах обеспечения общенациональных интересов. Кстати, президент США Т. Рузвельт для вывода страны из Великой Депрессии 30-х годов объявил о переходе к "государственной рыночной экономике".
Действительно ли в России экономика рыночная?
Да. Но экономический блок правительства не хочет видеть, что рыночная экономика России находится только на начальном этапе своего развития и еще неспособна к оптимальному Саморегулированию в интересах всего общества. Массовая приватизация более половины предприятий еще не означает перехода к действительно развитой рыночной экономике. Для такого перехода нужно создать экономические и политические условия. Среди них наиболее важными являются: развитие банковской системы, достижение необходимой прозрачности бизнеса, оптимизация тарифного и налогового законодательства для повышения его эффективности и стимулирования притока отечественных и зарубежных капиталов в приоритетные отрасли, совершенствование законодательства с целью повышения защищенности всех видов собственности, разработка эффективного антимонопольного законодательства, совершенствование судопроизводства и системы исполнения решений, развитие профсоюзного движения для защиты трудящихся от произвола нанимателей. Но самой главной задачей является воспитание у граждан, включая государственных управленцев и предпринимателей всех уровней, чувства ответственности перед обществом.
На процесс перехода к действительно рыночной экономике России может потребоваться еще не один десяток лет. Но, как показывает мировой опыт, срок перехода к развитой рыночной экономике может быть сокращен.
Почему не выполняются поручения президента?
Еще в 2003 году президент поставил задачу реструктуризации и модернизации экономики за счет приоритетного развития машиностроения, транспорта и сельского хозяйства на основе применения современных высоких технологий. Этот путь более эффективен и для повышения ВВП. В начале декабря этого года президент поставил дополнительную задачу выравнивания уровня жизни людей во всех регионах России. Выполнить ее можно не подачками, а созданием новых рабочих мест путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
Чтобы выполнить поручения президента, следует создать программу, в которой четко определить приоритетные направления развития экономики, разработать систему таможенного, налогового и правового стимулирования привлечения внутренних и внешних инвестиций, определить источники их финансирования и гарантирования возврата кредитов, создать систему контроля целевого расходования средств и налогового стимулирования их эффективного использования. Это вовсе не означает возврата к плановой директивной экономике, но от планирования экономики в общенациональных интересах путем создания системы экономических и правовых стимулов нашему правительству не уйти. К тем, кто не хочет сочетать собственные интересы с интересами всего общества, правительству нужно научиться применять методы принуждения. Для этого и укрепляется вертикаль власти.
Реализация такой программы сразу бы сняла проблему, куда девать валютные поступления от экспорта нефти и другого сырья. Подобные программы уже апробированы активно развивающимися странами. Однако все более усиливается сомнение в том, что российское правительство вообще способно разработать и реализовать какую-либо внятную программу. К управлению страной пришла новая генерация людей, в подавляющем большинстве не имеющая опыта руководства масштабными экономическими процессами. Поэтому есть смысл смирить гордыню и с целью экономии времени пригласить в качестве консультантов правительства специалистов из Китая, Малайзии и других, активно развивающихся стран. Также имело бы смысл направлять российских управленцев на обучение, включая и по президентской программе, но не в Европу и Северную Америку, а в активно развивающиеся страны, которые недавно решали проблемы, более сходные с теми, которые теперь стоят перед Россией.