Пытаясь укрепить новую власть в Чечне, Кремль может дать руководству республики больше экономической самостоятельности
Руководство Чечни предлагает объявить республику свободной экономической зоной до 2013 года и предоставить ей право самой решать вопросы владения и пользования землей, недрами, полезными ископаемыми и госпредприятиями, за исключением объектов федеральной собственности. С таким заявлением выступил на заседании Совета Федерации в воскресенье глава МВД Чечни и кандидат на пост президента республики Алу Алханов. Представители федеральных ведомств отмечают, что пока решение о предоставлении Чечне столь широкой экономической самостоятельности не рассматривалось всерьез. Поэтому, считают эксперты, пока заявление Алханова следует воспринимать скорее как элемент предвыборной кампании. Однако они отмечают, что режим Алханова - наиболее вероятного победителя на президентских выборах в Чечне - по определению окажется слабее кадыровского. Поэтому, стремясь укрепить его, Кремль может пойти на существенные экономические уступки. При этом контролируемость Алханова делает экономическую самостоятельность Чечни не такой опасной, какой она могла быть при сильном и самостоятельном Кадырове.
Алу Алханов заявил также, что в республике необходимо создать национальную топливно-энергетическую компанию, которая будет полностью контролировать объекты энергетики, а также добычу, переработку и транспортировку нефти и газа на территории Чечни. По его мнению, республика должна получить право самостоятельно устанавливать таможенные льготы и иметь "некоторые преимущества в торгово-экономической политике и культурно-просветительском сотрудничестве" с зарубежными партнерами. По мнению руководителя спецпроектов Института социальных систем МГУ Дмитрия Бадовского, подобные заявления призваны лишь показать, что Алханов "продолжает дело Кадырова". "Вся эта тема - об особых правах Чечни, об особых отношениях с Центром - кадыровская, - сказал г-н Бадовский RBC daily. - Кадыров активно развивал и продвигал эту тему, и в последнее время она была основной частью его деятельности. Речь шла о заключении договора о разграничении полномочий". Поэтому, полагает он, заявление Алханова вполне логично, учитывая ход избирательной кампании и тех групп, чьи интересы он пытается представлять, - в том числе кадыровской команды. "Это предвыборный ход, стремление показать преемственность курса Кадырова, - отмечает Дмитрий Бадовский. - Потому что эти идеи воспринимаются в Чечне как естественные - как населением, так и элитой".
Интересно, что в заявлении Алханова впервые официально прозвучала идея создания в Чечне свободной экономической зоны (СЭЗ). По мнению Дмитрия Бадовского, этот сюжет тоже в значительной мере продиктован имиджевыми соображениями. "До этого выступления понятие СЭЗ в применении к Чечне не фигурировало. Теперь, выдвигая идею о СЭЗ, руководство Чечни пиаровски и имиджево усиливает свои позиции, - говорит г-н Бадовский. - Косвенно это связано и с фигурой (главы Минэкономразвития) Германа Грефа. С одной стороны, Греф получил "назначение на Чечню", с другой - он является основным сторонником принятия закона о СЭЗ и использования этого инструмента. Поэтому, возможно, именно в формате СЭЗ идея экономической самостоятельности Чечни найдет поддержку МЭРТ". Впрочем, об официальной поддержке идеи чеченской СЭЗ пока говорить рано. "Пока даже гипотетически нет никакого решения по этому поводу, - сказал RBC daily собеседник в Минэкономразвития. - Эта тема на уровне министерства пока не возникала". По мнению чиновника, эта идея в целом "понравилась бы министру", однако с определенными оговорками: в чеченской СЭЗ по понятным причинам необходимо установить больше ограничений, чем в любой другой свободной экономической зоне.
Впрочем, неопределенность вокруг решения о создании СЭЗ в Чечне, видимо, не помешает лидеру предвыборной гонки делать подобные заявления и впредь. "В рамках предвыборной кампании Алханову никто мешать не будет. Он должен выиграть эти выборы, и сейчас никто не будет с ним открыто ругаться и говорить ему жесткое "нет", - говорит Дмитрий Бадовский. - Поэтому идея так и будет висеть в воздухе до окончания выборов. После выборов, думаю, все будет переведено в рамки подготовки договора о разграничении полномочий". С этим мнением соглашается эксперт Московского Центра Карнеги Андрей Рябов. "Поскольку Алханов не является очень уж популярной фигурой в Чечне, чтобы как-то повысить его авторитет и привлекательность, нужно вложить в его уста популярные идеи, - сказал г-н Рябов RBC daily. - С этой точки зрения заявление вписывается в логику предвыборной кампании в Чечне. В каком-то смысле можно сказать, что оно предназначено именно для внутреннего пользования, тем больше веса ему придает тот факт, что оно сделано не на территории Чечни, а с трибуны верхней палаты парламента".
Вопрос - какое решение в конечном итоге примет Кремль и какова будет степень экономической свободы, которую дадут Чечне после президентских выборов. "В отношениях Чечни и Центра возможны только два варианта. Один - даем особые полномочия руководству Чечни, второй - не даем никаких особых полномочий, но даем финансирование и пытаемся контролировать использование денег, - говорит Дмитрий Бадовский. - До сих пор второй вариант был основным: никакого договора он не требует, и Центр в некотором смысле это устраивает. Ведь договор - это спорный и политически опасный шаг, который лишает Центр многих механизмов контроля за нефтяными и финансовыми потоками". Поэтому даже при Ахмаде Кадырове, обладавшем высоким лоббистским и политическим статусом, согласование договора буксовало. Его долго готовили, но никак не могли согласовать из-за вопросов по контролю над ТЭКом. "Поскольку ТЭК составляет основу экономики Чечни, этот вопрос был ключевым, - отмечает г-н Бадовский. - Передача Чечне контроля над ТЭК не устраивает Москву и операторов рынка - в первую очередь "Газпром", "Роснефть" и отчасти "Транснефть", поскольку речь идет и о трубопроводах".
Поэтому Кремль, скорее всего, будет максимально оттягивать подписание неприятного для него договора с Чечней - однако сделать это рано или поздно придется. "Это будет вялотекущий процесс, но заключать договор рано или поздно все равно придется - для того чтобы усилить власть в Чечне, - полагает Дмитрий Бадовский. - Скорее всего, процесс будет идти как минимум до конца года". Впрочем, по мнению Андрея Рябова, Кремль в конечном итоге может пойти на существенные уступки Чечне, поскольку новая власть в республике будет в корне отличаться от прежней. "Центр ищет, каким образом можно привязать эту территорию к России. Такой инструмент, как прямое финансирование через государственные институты, неэффективен, - говорит г-н Рябов. - Возможно, вырисовывается модель Татарстана или Башкортостана, которым в свое время были предоставлены преференции по самостоятельному освоению недр". По его мнению, с Кадыровым предоставление особых полномочий было опасно, в силу самостоятельности и исторического фона этой фигуры.Кроме того, Кадыров хотел все больше и больше. А Алханов - фигура несамостоятельная, полностью контролируемая, - отмечает Андрей Рябов. - Он не имеет существенной поддержки в самой Чечне, поэтому с ним можно попробовать. Иными словами, чем слабее чеченский президент, тем больше ему будет уступок, чем сильнее - тем меньше".
Отдел политики