Принудительная эвакуация автомобилей со столичных улиц на штрафстоянки приостановлена. Но на другие регионы России продолжает распространяться постановление Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. N759 "Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации". Этот неправедный документ, развязавший руки эвакуаторщикам, на наш взгляд, весьма уязвим с точки зрения законности.
ГЕННАДИЙ ШИРОКОНОСОВ, член Совета Федерации от Курской области:
- Получил недавно письмо от инвалида войны. Он оставил свой старенький "Запорожец" у рынка и ушел за покупками. Через пятнадцать минут вернулся. Машины нет. Первая мысль: автомобиль украли. Предынфарктное состояние. Валидол, звонки в милицию. Оказывается, машину эвакуировали. Нет поблажек ни инвалидам войны, ни Героям России, ни беременным женщинам. Никому! Инвалид занял 2, 5 тысячи рублей (фантастическая для него сумма) и выкупил машину. Утром его забрала "скорая"... За это борются лоббисты эвакуаторов?
Только в Москве до недавнего времени эвакуировали примерно 300 машин в день. Каждая машина, попавшая на штрафстоянку, приносит эвакуаторщикам 100 долларов (сумма за принудительную эвакуацию и хранение).
Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях "работает" всего ничего - с 1 июля 2002 года. И уже его нарушают и предлагают менять. Давайте вспомним, что именно за этот вариант голосовали депутаты обеих палат, его поддержали Президент и миллионы россиян. Зачем открывать "зеленый свет" репрессиям на дорогах России?
АЛЕКСЕЙ МИТРОФАНОВ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству:
- Начиная с 1994 года наша фракция в Госдуме билась и за отмену эвакуаторов, и за их прямой запрет в кодексе. Напомню, что по Конституции любые санкции против граждан возможны только путем голосования в парламенте и внесения в кодекс. Мэр Москвы Ю. Лужков подписал постановление о блокираторах и эвакуаторах единолично. И поэтому оно незаконно.
Именно из-за автомобильной проблематики работа над новым Кодексом РФ об административных правонарушениях затянулась на 10 лет, хотя стандартное время работы над любым кодексом - год-два. В итоге в борьбу вмешался нынешний Президент РФ. На предпоследний вариант кодекса он наложил вето и прислал в Думу свои замечания на десяти страницах. Они касались глав кодекса, связанных с работой судов, прокуроров, адвокатов, таможенных органов. Но по 12-й, автомобильной, главе у Президента замечаний не было. В итоге еще через год мы увидели кодекс в его нынешней редакции. За него проголосовали 352 депутата, в том числе наша фракция. В момент голосования тогдашний начальник ГИБДД России генерал Владимир Федоров находился в гостевой ложе Государственной Думы. Увидев на электронном табло итог голосования, он в сердцах бросил текст документа на парапет ложи и воскликнул: "С таким кодексом работать невозможно!" Мы это поняли по-своему: невозможно будет сотрудникам ГИБДД брать взятки, невозможно лишать водительского удостоверения в тишине гаишных кабинетов (теперь это может сделать только судья, гласно и открыто). Нормы международного права утвердились на страницах кодекса...
Ныне генерал Федоров - член Совета Федерации от Карелии, где когда-то начинал милицейскую карьеру. И вот теперь он вносит проект закона об изменениях в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Он предлагает снять запрет на эвакуаторы. Он предлагает открыть шлюз для нарушителей Конституции.
ВИКТОР ИЛЮХИН, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности:
- Я хочу вспомнить некоторые исторические факты. В 1989 году в КоАП РСФСР были внесены изменения - талоны предупреждений и просечки отменили. Но уже тогда молодой полковник Федоров, начальник второстепенного отдела ГАИ РСФСР, готовит проект закона о новых репрессиях. И в 1992 году "драконовские изменения" в КоАП РСФСР попали: отстранение водителя от управления, задержание транспортного средства, балльная система учета нарушений ПДД.
После штурма Белого дома правозащитники начали штурм новой Думы. Их поддержали депутаты самых различных фракций. В 1997 году депутаты Госдумы ликвидировали баллы и талоны, внесли прямой запрет на применение блокираторов и эвакуаторов, снятие номерных знаков. Я лично голосовал за отмену эвакуаторов и в старом, и в новом кодексах. Поэтому и сегодняшнюю позицию Правительства РФ, попытки Мособлдумы, Мосгордумы, некоторых депутатов реанимировать эвакуаторы я рассматриваю как покушение на конституционные права россиян.
ВИКТОР ПОХМЕЛКИН, член Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству:
- В 1997 году я сделал все, чтобы моя поправка о запрете на эвакуацию (как, впрочем, и запрет на другие репрессии против автомобилистов) прошла в старый кодекс. В новом кодексе мои коллеги (и за это им спасибо) поддержали целый ряд моих предложений.
И вот теперь предлагают изъять из кодекса самую антикоррупционную статью - 12.36. Это тоже моя поправка. Она уже не запрещает, а прямо карает сотрудников любых служб и всех чиновников за сам факт применения эвакуаторов, снятие номерных знаков, направление водителя на переэкзаменовку и т.д. Кара по этой статье - 20 МРОТ штрафа. Плюс конфискация эвакуаторов и подобных механизмов.
***
МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ
Уважаемая редакция!
Пишет вам житель Санкт-Петербурга. С интересом прочитал в "Парламентской газете" статью "Эвакуаторы в Москве притаились". В столице власти, похоже, опомнились, а в Петербурге эвакуаторский беспредел продолжается. Вот недавно и со мной произошла крайне неприятная история.
5 декабря я поехал на своей машине в магазин на Невском проспекте. Естественно, места для парковки не было. Даже в выходной день на центральных улицах паркуются в несколько рядов, занимая в том числе и тротуар. Почему-то городские власти считают, что в центре не нужны парковки, а там, где их можно было устроить, возводят "элитные" торговые комплексы, как, например, на Перинной линии возле Гостиного двора. Вот только цены там вовсе не для тех, кто ездит на метро.
Итак, мне пришлось припарковаться в запрещенном месте, но помех для другого транспорта я не создал, тем более что и вокруг плотными рядами стояли машины. Через полчаса я вышел из магазина, но машины на месте не было! Мне сразу вспомнился рассказ знакомого гаишника о том, что находят одну из десяти угнанных машин, и мне стало, мягко говоря, не по себе. Оставалась последняя "надежда", что мою машину эвакуировали. Хотя ни сотрудника ДПС, ни какой-либо бумажки на месте не было. Доблестного инспектора ГИБДД или ДОБДД (как их нам теперь называть?!) я нашел примерно в 300 метрах от своего угнанного автомобиля. Ему показалось странным мое состояние, и он, не скрывая удовольствия, сообщил, что действительно эвакуировал мою машину. Зато моему вопросу, почему он не дождался меня на месте и не сообщил мне об этом, гаишник искренне удивился. Действительно, мало ли у кого сегодня угоняют машины, ничего страшного. А будь на моем месте пожилой автолюбитель, не известно, смог бы он справиться с такой ситуацией и выдержало бы его сердце.
Оказывается, теперь, чтобы вернуть свою машину, я должен был поехать на окраину города и заплатить 3000 рублей за эвакуацию. Я подумал, что за такие деньги мою машину, наверное, эвакуировали с цветами и оркестром. Это была единственная светлая мысль в тот вечер. Остаток дня я провел в разъездах по разным концам города, доставая какие-то документы в одном месте и ставя на них печати в другом. В результате я потратил более 600 рублей на такси и до нитки промок, потому что мой зонт эвакуировали вместе с машиной. Уже в 9 вечера я приехал опять на окраину города, чтобы забрать машину со штрафстоянки. Оставалось всего лишь заплатить 3000 - и машина снова моя! Все удивительно просто и удобно!
Кстати говоря, крайне любопытны диалоги сотрудников ДПС после трудового дня, когда они с удовольствием делятся впечатлениями, не стесняясь присутствия своих жертв. Азарт, с которым они охотятся на нарушителей правил парковки, наводит на черные мысли о том, как распределяются доходы от эвакуаторской деятельности. А вот оформлять нарушителей им уже скучно, поэтому они не слишком спешат.
Насколько же правомерны действия сотрудников ГИБДД? Даже если у них есть право эвакуировать автомобиль, "мешающий движению транспорта", то с какой стати я должен платить тридцатикратную цену? Ведь штраф за мое нарушение составляет 1 МРОТ, т.е. 100 рублей. И, кроме того, неужели правомерно такое скотское (иначе не назовешь) отношение к автомобилистам?
Петербургский автолюбитель, один из тысяч пострадавших Кстати, автор письма прислал нам имя "доблестного" и "бдительного" сотрудника ДПС, пригласившего эвакуаторщиков: младший сержант Ю.А. Александров.