Минфин подготовил законопроект, вносящий поправки в главы Налогового кодекса "Упрощенная система налогообложения" и "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности"
Идея "отредактировать" соответствующие главы Налогового кодекса владела умами чиновников Минфина России в течение всего 2004 года. То и дело в прессе появлялись сообщения о новых предложениях Минфина. Однако до сих пор большинство из этих идей так и оставались идеями. И вот только недавно Минфин систематизировал их и оформил все это в виде соответствующего законопроекта. О нем и поведали нам представители Минфина на заседании Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации С. Миронове.
Изменения, о которых пойдет речь ниже, в этом году уже не произойдут, поскольку Минфин представит законопроект на рассмотрение правительства только в I квартале 2005 года. Но в новом году эти поправки скорее всего примут. Итак, посмотрим, что же подготовил нам Минфин?
Упрощенная система
ПЕРВОЕ. Планируется до 14 млн рублей увеличить максимальный размер дохода, который позволит налогоплательщику перейти на упрощенную систему налогообложения. Напомним, что в расчет берется доход за девять месяцев того года, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на "упрощенку". Сейчас, чтобы иметь такую возможность, доход налогоплательщика не должен превышать 11 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
ВТОРОЕ. Минфин намерен увеличить также и максимальную величину дохода, допустимую для применения "упрощенки", - с 15 до 18, 5 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
ТРЕТЬЕ. Минфин РФ собирается внести в Налоговый кодекс поправку, устанавливающую единый показатель - "доходы", применяемый как для перехода на "упрощенку", так и для ограничения ее применения.
Необходимость такой поправки продиктована следующими причинами. Согласно п. 2 ст. 346.12 действующей редакции НК РФ для перехода на "упрощенку" учитывается доход от реализации. А вот для возврата на общий режим налогообложения учитывается уже весь доход налогоплательщика, в который помимо доходов от реализации включаются еще и внереализационные доходы (ст. 346.13 НК РФ).
Минфин решил, что понятие "доход" для целей упрощенной системы должно включать в себя все доходы, полученные налогоплательщиком, как от реализации, так и внереализационные.
ЧЕТВЕРТОЕ. В законопроекте расширен перечень лиц, которые не вправе применять "упрощенку". Запрет на применение упрощенной системы Минфин хочет распространить на филиалы и представительства иностранных организаций, а также на участников договоров простого товарищества (совместной деятельности). (Подробно о причинах, побудивших ввести подобный запрет, мы писали в статье "Товарищи, простимся с "упрощенкой"!", "ЭЖ" N 40).
В то же время некоммерческим, бюджетным, а также государственным и муниципальным унитарным предприятиям разрешат применять упрощенную систему. Прямое указание на это будет содержаться в Налоговом кодексе. В данный момент возможность применения унитарными предприятиями упрощенной системы не вызывает сомнений (см. Решение ВАС РФ от 19.11.2003 N 12358/03). А вот некоммерческим предприятиям приходится отстаивать свое право на применение "упрощенки" в судах (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 18.08.2003 N Ф09-2474/03-АК, от 12.08.2003 N Ф09-2448/03-АК).
ПЯТОЕ. В законопроекте уточнен перечень основных средств и материальных активов, превышение остаточной стоимости которых в размере 100 млн руб. не позволяет налогоплательщикам применять "упрощенку" (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Минфин предлагает учитывать для целей определения предельной стоимости только те основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.
ШЕСТОЕ. Расширяется перечень расходов, учитываемых при исчислении единого налога. К ним, в частности, будут отнесены расходы на обязательную сертификацию продукции и услуг, расходы на проведение оценки, расходы на проведение кадастрового и технического учета объектов недвижимости.
ЕНВД
ПЕРВОЕ. Минфин предлагает внести изменения в понятие "розничная торговля", приведенное в ст. 346.27 НК РФ. Согласно вносимым поправкам, розничной торговлей для целей ЕНВД будет признаваться реализация товаров (оказание услуг), осуществляемая в рамках заключенных с покупателями договоров розничной купли-продажи. Принятие данной nо-правки позволит плательщикам ЕНВД безбоязненно осуществлять расчеты с покупателями, в том числе и с использованием банковских карточек, а также торговать в кредит. В настоящее время налогоплательщики, торгующие в розницу, при осуществлении расчетов в безналичной форме вынуждены указанные операции учитывать отдельно, что создает для них массу неудобств.
ВТОРОЕ. Законопроект уточняет перечень корректирующих коэффициентов, используемых для расчета ЕНВД. Минфин предлагает исключить коэффициент базовой доходности К1, учитывающий место осуществления предпринимательской деятельности, поскольку данный коэффициент в 2003 - 2004 годах не применялся и в 2005 году применяться также не будет (см. Письмо ФНС РФ от 09.12.2004 N 22-0-10/1882@).
ТРЕТЬЕ. Минфин предлагает расширить перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД. В соответствии с подготовленными поправками обязаны будут применять ЕНВД предприятия общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей. Для них вводится свой физический показатель - "точка общественного питания". Базовая доходность для исчисления ЕНВД составит 5000 руб.
ЧЕТВЕРТОЕ. В соответствии с поправками плательщики ЕНВД смогут уменьшать этот налог на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Будет установлен и предельный размер такого уменьшения. Напомним, что согласно действующей редакции НК РФ плательщики ЕНВД вправе уменьшить сумму налога с помощью взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на 50%.
Алексей Валентинович, объясните, пожалуйста, как правильно подсчитать физический показатель (количество работников) для предприятия, оказывающего услуги по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств, если на предприятии основных работников четыре человека плюс бухгалтер, работающий по совместительству на 0, 2 ставки, плюс рабочий, работающий по совместительству на 0, 2 ставки (4 + 0, 2 + 0, 2 = 4, 4; округляем до 4). Правильно ли это? (Е. Бельц, г. Свердловск) Под количеством работников в целях исчисления ЕНВД понимается среднесписочная численность работающих (с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству) в тех сферах предпринимательской деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается ЕНВД.
Указанная среднесписочная численность работников определяется в 2004 году в соответствии с Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 01.12.2003 N 105.
Согласно указанному Порядку средняя численность совместителей (если они внешние) исчисляется пропорционально фактически отработанному времени в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время, установленному п. 89.3, 90.
В 2005 году исчисление среднесписочной (средней) численности работников будет регулироваться Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 03.11.2004 N 50.
Здравствуйте. Предпринимателем в 2004 году были уплачены взносы в Пенсионный фонд: накопительная часть - 1200 руб., страховая часть - 2400 руб., что составляет уплату данных взносов за 2004 - 2005 гг. (необходимо было уплатить за 2004 год ежеквартально страховой взнос - 300 руб., накопительный взнос - 150 руб., то есть за 2004 год - (300 + 150)Х4 = 1800руб.).
ЕНВД за 2004 год к уплате уменьшен на сумму фактически оплаченных взносов также на 3600 (2400 + 1200). Правомерно ли это? Возникает ли обязанность платить взносы в ПФ в части накопительных и страховых выплат в 2005 году, если они уже оплачены в 2004-м? (И. Иванеев, г. Волгоград) Сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается ЕНВД, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).
В 2004 году предпринимателем была уплачена излишняя сумма страховых взносов в Пенсионный фонд. Зачет излишне уплаченной суммы страховых взносов производится в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
При этом в Определении Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 N 92-О указано на то, что возможность уменьшить сумму ЕНВД закон связывает не с тем периодом, когда пенсионные взносы фактически перечислены, а с тем, за который эти взносы рассчитаны и уплачены.
Таким образом, если уплаченные в 2004 году взносы относятся к следующим периодам, то их сумму (при зачете) можно вычесть из единого налога в этих периодах при условии, что на данную сумму взносов вычеты из единого налога ранее не производились.
При этом необходимо учитывать, что в течение года вычет суммы фиксированного платежа, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, может производиться в пределах его исчисленной суммы (то есть 1800 руб.). В связи с этим, излишне уплаченная сумма указанного платежа может быть учтена в расчетах единого налога следующего года.
Здравствуйте! Я предприниматель, являюсь плательщиком ЕНВД. Арендую нежилое помещение, которое не отапливается, не подключено к инженерным коммуникациям. Раньше платила налог с торгового места, так как там стоял прилавок, а в договоре указано - торговое место 20 кв. м.
С 1 ноября на этом складе открыла место для выставления товара. Нужно ли теперь платить ЕНВД с площади? (Н. Моисеева, Московская обл.).
Стационарной торговой сетью признается торговая сеть,
расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях (ст. 346.27 НК РФ). Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски.
Данной статьей Кодекса определено, что под магазином понимается специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, а площадью торгового зала - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
При этом необходимо учитывать, что торговые точки, используемые, в частности, индивидуальным предпринимателем для розничной торговли, относятся к нестационарной торговой сети по признаку иных объектов, где осуществляется торговля, не относимых в соответствии с требованиями главы 26.3 НК РФ к стационарной торговой сети (например, в здании (его части), которое не является местом, специально приспособленным для ведения торговли).
Если помещение, используемое для осуществления розничной торговли, не соответствует установленному главой 26.3 НК РФ понятию магазина, то его следует рассматривать как объект нестационарной торговой сети.
В этом случае на основании ст. 346.29 НК РФ исчисление ЕНВД производится с использованием показателя базовой доходности - торговое место.
Объясните, пожалуйста, с какой площади платной ч" автостоянки начисляется ЕНВД? Площадь используется для оказания платных услуг по хранению транспортных средств (в нашем примере - 300 кв. м, или с общей площади 1500 кв. м.) (г. Новосибирск). Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (подп. 4.1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Статьей 346.27 НК РФ определено, что платные стоянки - это площади, используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств. При этом согласно ст. 346.29 НК РФ при определении налоговой базы в отношении услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках в качестве физического показателя применяется площадь стоянки.
Таким образом, при исчислении ЕНВД должна учитываться общая площадь автостоянки, используемая в хозяйственной деятельности и определяемая в соответствии с технической документацией на этот объект.
Здравствуйте. У нашей организации возник вопрос. Первоначально у нас в аренде находилось менее 20 штук автомашин. В I квартале мы арендовали еще несколько автомашин и стали оказывать автоуслуги.
По окончании I квартала их число снова стало менее 20 штук. Должны ли мы в каком-либо из периодов перейти на вмененный доход? (Вологодская обл.)
В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться, в частности, в отношении предпринимательской деятельности, по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
Под количеством эксплуатируемых транспортных средств следует понимать количество транспортных средств, находящихся на балансе либо арендованных налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг.
У вас в I квартале в аренде находилось более 20 транспортных средств, которые использовались для оказания автотранспортных услуг. Поэтому в указанный период вы не могли быть плательщиком ЕНВД.
Однако, учитывая, что во II квартале в аренде находилось уже не более 20 транспортных средств, переход на уплату ЕНВД для вас становится обязательным.
ПБОЮЛ занимается розничной торговлей мебелью производства Белоруссии, Являются ли товары производства Белоруссии импортом? Какой коэффициент применяется при расчете ЕНВД: 0, 4 или 1? Завершено ли окончательное формирование единого таможенного пространства между Белоруссией и Россией, каким документом это регулируется? (М. Киреева, г. Красноярск) Несмотря на то что вопрос связан с ЕНВД, речь в нем идет о корректирующем коэффициенте К2, который устанавливается на уровне субъекта РФ. Учитывая это, предпринимателю следует обратиться по вопросу применения регионального закона к соответствующим органам субъекта РФ. При этом необходимо учитывать, что, поскольку таможенное оформление белорусских товаров, ввозимых в Россию с территории Республики Беларусь, не осуществляется, они не рассматриваются как импортные.
Скажите, подпадает ли деятельность интернеткафе под ЕНВД? (Л. Антонова, г. Апатиты)
Система налогообложения в виде ЕНВД применяется по решению субъекта РФ в отношении, в частности, оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
В целях главы 26.3 Кодекса к услугам общественного питания следует относить услуги питания ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров и предприятий других типов, имеющих залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга, оказываемые организациями общественного питания в залах обслуживания посетителей.
К услугам общественного питания относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163, по кодам подгрупп 122100 и 122500. Оказание услуг кафе в соответствии с указанным выше Классификатором отражается по коду 122102 "Услуги питания кафе".
В рассматриваемом случае, видимо, речь идет о компьютерах, которые используются посетителями интернет-кафе для выхода в Интернет.
Предоставление компьютеров во временное пользование (в частности, для доступа в Интернет, а также для компьютерных игр), по сути, является их прокатом (п. 1 ст. 626 ГК РФ). Почасовой прокат компьютеров населению отнесен Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93ОК 002-93 к бытовым услугам (код 019434) и соответственно подлежит обложению ЕНВД как деятельность по оказанию бытовых услуг населению.
Индивидуальный предприниматель имеет на балансе четыре рекламных щита, на которых он размещает рекламу заказчиков. С 1 января 2005 года эта деятельность подлежит переходу на ЕНВД. Разъясните, пожалуйста, кто должен перейти на "внеменку": заказчик, который рекламирует себя и свою продукцию, или индивидуальный предприниматель, который предоставляет рекламные щиты для размещения этой рекламы? (Н. Антонова, г. Заречный)
Согласно ст. 346.27 НК РФ под предпринимательской деятельностью и (или) размещением наружной рекламы признается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.
Таким образом, налогоплательщиком ЕНВД в отношении деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы признается рекламораспространитель.
При этом необходимо учитывать, что исходя из вышеуказанной нормы Кодекса следует, что к стационарным техническим средствам наружной рекламы могут относиться лишь те технические средства, которые непосредственно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (то есть объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения в период действия срока, установленного для их размещения на соответствующих рекламных местах.
В связи с этим деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы, осуществляемая с использованием выносных, переносных, передвижных, а также иных технических средств, относящихся к нестационарным, не подлежит переводу на ЕНВД.
Подготовила Е. Финько
***
В редакции "Ваш партнер - консультант" прошла интернет-консультация на тему "ЕНВД: изменение порядка исчисления и уплаты". На вопросы читателей отвечал начальник отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Алексей Валентинович СОРОКИН.