Уже больше трех месяцев Калининград находится в экономической и военной блокаде Европейского Союза и НАТО
Недавно в издательстве "Янтарный край" вышла новая книга с громким заголовком "Интеграция Калининградского субъекта Российской Федерации в Европейский союз". Корреспондент газеты Александр Рябушев встретился с одним из ее авторов - преподавателем Калининградского филиала Северо-Западной академии государственной службы при Президенте РФ Анатолием Городиловым и попросил ответить на несколько вопросов.
- Вы утверждаете, что нарушены конституционные права жителей Калининградской области. Эти нарушения до сих пор должным образом не компенсированы и не устранены?
- Конституцией Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства. Она прямо запрещает установление на территории России таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, естественно, должна входить в единое экономическое пространство России. В действительности наличие по периметру области государственных и таможенных границ, таможенных переходов создает жесткий и весьма трудный режим перемещения товаров. Транспортировка грузов в/из Калининградскую область по территориям независимых государств приводит к нарушениям базовых конституционных принципов.
Житель Калининградской области не может и фактически не реализует право, которое ему гарантируется в соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации: свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, так как не находится в равных условиях для осуществления этого с жителями других субъектов Российской Федерации.
Нарушаются требования части 2 статьи 34 Конституции, которая запрещает недобросовестную конкуренцию. Калининградцы на российском рынке уже изначально ущемлены: себестоимость их продукции увеличивается за счет дополнительных составляющих (таможенной, транспортной и др.)
Кроме того, ограничены права населения на свободное перемещение. Трудности, встающие перед калининградцами, связаны не с природными препятствиями, а с необходимостью пересекать границы иностранных государств, выполнять требования и правила такого пересечения, диктуемые не Российской Федерацией, гражданами которой они являются, а иными независимыми государствами - то есть не выполняется конституционное требование (часть 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации), в соответствии с которым "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства" на всей ее территории.
- Что, по-вашему, необходимо сделать, чтобы калининградцы не чувствовали себя в России изгоями?
- Необходимо устранить конституционные нарушения, легитимно компенсировать их - принять соответствующие международные соглашения и законы. В системном виде возможен следующий перечень нормативных правовых актов.
1. Соглашение России и Европейского Союза по проблемам Калининградской области с учетом всех изменившихся обстоятельств (вступления стран Прибалтики и Польши в ЕС и НАТО). В нем должны .быть оговорены условия взаимного сотрудничества и жизнеобеспечения региона. За подписание такого соглашения высказывался Президент России В. Путин на саммите "Россия - Европейский Союз" еще в 2001 году. Затем положения Соглашения должны быть реализованы в законодательных актах.
2. Федеральный конституционный закон "О Калининградской области". В него должны войти основополагающие положения, которые помогут региону войти в европейское экономическое пространство: о статусе области, о разграничении полномочий с Федеральным Центром и возможном наделении Калининградского субъекта федерации правом заключения внешнеэкономических договоров (с учетом геополитического положения), а также об обязательности функционирования Особой экономической зоны, определяющей режим хозяйствования, максимально приближенный к требованиям европейского экономического пространства, в котором область де-факто находится с 1991 года (после объявления Литвой независимости).
- Почему вы не согласны с теми редакциями закона, которые разработаны группой заместителя руководителя администрации Президента России Игоря Шувалова и представлены московской командой Германа Грефа?
- Как полноправный субъект Российской Федерации, Калининградская область имеет право законодательной инициативы, и это право в настоящее время она пытается реализовать на федеральном уровне, разработав проект закона об ОЭЗ, учитывающий интересы области. Но со многими его положениями центр принципиально не согласен и предлагает свой, альтернативный вариант. Последний рабочий вариант проекта, разработанного группой И. Шувалова, помощника Президента РФ, "камня на камне" не оставил от редакции администрации области.
В чем предмет основных разногласий между областью и центром? Прежде всего в самом определении понятия "особая экономическая зона". Областные специалисты, исходя из анализа мировой практики функционирования свободных экономических зон, предлагают следующее определение: "Особая экономическая зона в Калининградской области - это территория Калининградской области, на которой введен специальный правовой режим ведения хозяйственной, в том числе инвестиционной деятельности...".
Центр предлагает другое определение: "Особая экономическая зона в Калининградской области - это специальный правовой режим ведения хозяйственной, в том числе экономической и инвестиционной деятельности". На первый взгляд, разница невелика. Но отсутствие формулировки "территория Калининградской области" ведет к тому, что Особая экономическая зона не будет функционировать в масштабе всей области. К тому же в проекте Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" черным по белому записано, что при создании особых экономических зон должен соблюдаться принцип ограниченности их территории. Дополнительное условие: территории ОЭЗ не должны совпадать с территориями каких-либо административно-территориальных образований. Это искусственное ограничение, если оно будет принято, будет иметь самые печальные последствия для нашего региона...
Особый предмет для разногласий - орган руководства ОЭЗ. Позиция областного руководства ясна и понятна: с 2003 года администрация ОЭЗ - это составная часть действующей администрации области. С точки зрения теории управления и экономической целесообразности это оптимальное решение, и оно закреплено в качестве отдельной статьи в предлагаемом областью проекте закона.
Но федеральный центр настойчиво предлагает нам внешнее административное управление. Фактически создается дополнительная надстройка над администрацией области. В этом случае грубо попираются конституционные нормы, определяющие полномочия субъекта Российской Федерации, его правосубъектность.
Еще один принципиальный предмет разногласий - определение статуса участника - резидента ОЭЗ.
Администрация области предлагает мягкий и апробированный годами вариант. Участниками ОЭЗ могут быть предприятия, организации и учреждения, создаваемые в формах, установленных гражданским законодательством РФ, и зарегистрированные на территории региона. Помимо российских юридических лиц, резидентами могут стать и иностранные юридические и физические лица, осуществляющие инвестиционную деятельность на территории области. Регистрация участника ОЭЗ связана только с получением свидетельства. Этот подход также заимствован из международной практики.
Центр связывает приобретение статуса участника ОЭЗ с объемом капитальных вложений - не менее 300 млн рублей в течение трех лет с момента присвоения статуса. Но при этом определено, что только новые резиденты получат налоговые и таможенные льготы - для прежних будет определен переходный период (десять лет) с сохранением только минимальных преференций. По оценкам специалистов, новых участников ОЭЗ может быть не более 10-15 из числа финансово-промышленных групп (ФПГ). В Калининграде и области таковых не наблюдается... Все юридические лица, не являющиеся резидентами ОЭЗ, а также частные предприниматели окажутся в таком же положении, как и в других регионах России. Специфика их европейского и "оторванного" от метрополии местонахождения учитываться не будет.
Ясно одно: Калининградская область не может выжить без таможенного режима "свободной таможенной зоны", компенсирующей транзит товаров и издержки перевозок через территории иностранных государств. Для разработки взаимоприемлемого законопроекта необходимо создание согласительной комиссии, которая с участием приглашенных специалистов сняла бы все противоречия. Следует активно использовать мониторинг - исследование возможного влияния нормативно-правового акта на ситуацию в регионе
- Каким, по вашему мнению, должен быть статус калининградского региона?
Сегодня можно предполагать следующие варианты развития событий.
1. Квазиколониальный, по которому область развивается и сейчас. Регион имеет минимум степеней свободы, что не позволяет ему быть полноценным конкурентом окружающих стран и, следовательно, не дает интегрироваться в европейское экономическое пространство. А из российского пространства мы уже "выпали"...
2. Новая, более жесткая разновидность квазиколониального варианта, которая возникнет с принятием Федерального закона "Об Особой экономической зоне" в редакции Шувалова-Грефа. Экономика региона уйдет из-под контроля его жителей в лице избираемых ими органов власти и станет развиваться по прихоти Москвы.
3. Республиканский вариант. Регион заключает с Российской Федерацией договоры и соглашения по разделению предметов ведения и полномочий в сферах внешнеэкономической деятельности, получает статус республики в составе РФ, становится субъектом международного права, что позволяет ему взаимодействовать с соседними странами Европейского союза, интегрироваться в окружающее его со всех сторон европейское экономическое пространство. Он становится своего рода "лабораторией" адаптации к российским условиям всех положительных экономических новаций ЕС, связующим звеном, укрепляющим экономический союз России и Европы.
4. Буферный вариант. Регион становится "буферной" территорией, на которой соперничают Россия и ЕС. А Калининград превращается в "разменную монету" в спорах между ними.
Альтернативой этим моделям (если федеральная власть будет продолжать бездействовать) может стать возникновение на месте области независимого прибалтийского государства. В любом случае режим "резервации" для Калининградской области объективно долго продолжаться не может. Правда, существует и вариант "Прибалтийской Аляски", т.е. сдачи в аренду или продажи этой территории иностранному государству, - но такого развития событий не хотелось бы увидеть даже в кошмарном сне!