1. Владимир Григорьевич, не секрет, что Закон об Особой экономической зоне, принятый еще в прошлом веке, сыграл решающую роль в стабилизации жизни региона. Однако сегодня многих тревожит неопределенность но поводу его новой редакции. Возникшие было споры и разногласия потихоньку улеглись, а обещания "думцев" принять его еще в этом году пока не находят подтверждения. Как Вы могли бы прокомментировать ситуацию?
Считаю, что не следует спешить при подготовке законодательных актов, рассчитанных на длительное время. Документ должен быть тщательно выверен на всех уровнях, чтобы обеспечить стабильное социально-экономическое развитие региона. Это как раз тот случай, когда нужно семь раз отмерить и один раз отрезать.
Весь ход работы над совершенствованием закона свидетельствует о том, что федеральный центр осознает необходимость нестандартных подходов к вопросам развития нестандартной территории. Разногласия случаются при конкретизации сути и смысла этих подходов. Но в ходе диалога всегда удается найти взаимоприемлемые решения. Подготовленный проект - итог работы группы Игоря Шувалова при активном участии администрации области, исполнительной и законодательной властей, бизнес-сообщества.
Он находится на рассмотрении в министерствах и ведомствах. Тут уместно подчеркнуть, что на реальную ситуацию это не влияет. Не отменен и продолжает действовать "старый" закон, все полагающиеся в соответствии с ним преференции регион имеет. Правда, как вы, наверное, знаете, неожиданно возникла опасность их ликвидации - в связи с готовящейся заменой натуральных льгот денежными компенсациями. В обширный список законов, которые предстоит соответствующим образом модифицировать, попал и закон об ОЭЗ, и попал, скорее всего, просто по недоразумению.
Статьей 77 законопроекта предполагалось отменить таможенную льготу по уплате НДС, что было бы чревато самыми серьезными последствиями, в первую очередь, для рядовых жителей, которым пришлось бы столкнуться со значительным повышением цен на потребительские товары. Однако администрация области своевременно предприняла соответствующие меры, мобилизовала усилия депутатов Госдумы, членов Совета Федерации и получила поддержку своей позиции. На втором чтении законопроекта 3 августа была одобрена инициированная нами поправка об исключении из законопроекта статьи 77, которую внес комитет по бюджету и налогам. На повестке дня по-прежнему остается одна проблема - новый вариант закона.
Поскольку все новое обычно пугает, я понимаю, почему так активно дебатируется эта тема. Но должен сказать, что проект в окончательном виде хоть и не бесспорен, но точно так же, как и действующий закон, направлен на компенсацию экономических издержек, вызванных эксклавным положением области. Основные позиции проекта широко освещались в СМИ, повторяться не буду, отмечу только, что эффективность функционирования хозяйственных отраслей нарушена не будет. Новый принцип преференций - льготы не по таможенному обложению, а по налоговым платежам - вовсе не свалится, как снег на голову, потому что предусмотрен десятилетний переходный период. То есть, действующие правила игры для тех, кому они удобны, сохраняются. Те, кто сомневается в выборе льготной схемы, получают время для размышлений. Очень важно, что инвестиционная привлекательность региона повысится для крупных, долгосрочных вложений.
2. Калининградский регион - регион рыбаков и рыбопереработчиков. Но проблем в этой отрасли, как говорится, "выше крыши". Одна из них -квотирование, система, которую многие считают несправедливой, не обеспечивающей всем участникам равных условий. Что намерена предпринять администрация области для изменения ситуации?
экономики региона в последние годы стал транспортный комплекс. В то же время мы постоянно слышим о проблемах в рыбном порту, о том, что попытки создать новый глубоководный порт Восточный то ли тормозятся, то ли откладываются, то ли вообще не будут решаться. Каким образом Вы и Ваша команда намерены повлиять на ситуацию?
Да, проблемы в отрасли существуют. И если бы они заключались только в квотах! Я думаю, что недовольство вызвано в большой мере тем, что постановление о распределении квот на 2004 год фактически вступило в действие с опозданием на месяц. Оно было принято только в конце ноября прошлого года, и соответствующие федеральные структуры просто не успели уложиться в оставшееся до конца года время. Понятно, что вынужденный простой флота принес убытки. Но объективно новые принципы долевого распределения и особенно закрепление их действия на пять лет -это улучшение прежней ситуации с квотированием. Последствия простоя нивелируются активным промыслом, и есть все основания полагать, что выделенные нам объемы мы освоим. Это 350 тысяч тонн в Атлантике и 38 тыс. тонн на Балтике. Более того, усилиями администрации области, АтлантНИРО и областного Союза рыболовецких колхозов распоряжением правительства от 2 июля квоты на вылов в Балтийском море для нас существенно увеличены, на 3450 тонн для салаки и на 460 тонн для трески.
Впрочем, в новой системе квотирования, например, не продумана схема оборота долей. Вернее, такая возможность в постановлении предусмотрена, но механизма нет. Решение - за правительством, и, к сожалению, остается только ждать и рассчитывать на оперативность центра. И все-таки, повторюсь, даже самое разумное и выгодное для региона квотирование - не панацея. Успешная деятельность рыбохозяйственного комплекса зависит от многих составляющих. От состояния флота, перерабатывающих предприятий, внедрения современных технологий, выпуска конкурентной по качеству и цене продукции, расширения сырьевой базы. Все, что в компетенции и возможностях администрации области, делается. Но очень многое зависит и от участников рынка - хозяйствующих субъектов, и еще больше - от федеральных властей. Выход на продуктивные промысловые районы в Мировом океане - это процесс международно-правового характера, регламентируемый межправительственными соглашениями. Например, в этом году после долгого перерыва калининградские рыбаки возвращаются в экономическую зону Марокко. Для этого понадобилось провести ряд переговоров с африканской страной. И хотя в них участвовали представители региона - от рыбной отрасли, от комитета по рыболовству, - стороной переговоров выступала Россия в лице Госкомрыболовства.
Многие проблемы решит формируемая в настоящее время общероссийская программа развития отрасли до 2020 года. Калининградский вклад в этот проект -основные направления развития рыбопромышленного комплекса региона. Работу ведет комитет по рыболовству, она скоро будет завершена; далее предстоит ее обсуждение в администрации и в областной Думе.
3. Одной из составляющих
Создание современной транспортной инфраструктуры - одно из основных условий динамичного социально-экономического развития области. Здесь предстоит многое сделать, но и делается уже немало. Действует воздушный мост - десять рейсов в день обеспечивают связь Калининграда с Москвой. Установлено воздушное сообщение с Данией, Германией, Белоруссией, Польшей. Началась реконструкция аэропорта "Храброво". Строятся "берлинка", обходная трасса в районе Багратионовска, станция "Чернышевское" на границе с Литвой - все это конкретное решение проблем, которые долгие годы невозможно было сдвинуть с мертвой точки.
Приведу еще и такие цифры. Рост грузооборота предприятий транспортного комплекса в первом полугодии составил 101,8 процента к прошлогодним показателям аналогичного периода.
Так что в целом на ситуацию я смотрю с оптимизмом и уверенностью.
Создание портового комплекса в Балтийске. Порт Восточный, как известно, июньским постановлением правительства РФ вновь возвращен в ведение Минобороны. Не считаю такое решение окончательным. Недавно в администрации области состоялось совещание с участием всех заинтересованных сторон -муниципальной власти города Балтийска, морской администрации порта Калининград, Балтфлота, ФСБ, таможенной службы, железной дороги, предпринимателей. Мнение высказано единое: возвращение пункта Восточный в военное ведомство наносит удар по развитию всего транспортного комплекса региона, ставит под угрозу срыва реализацию Федеральной целевой программы развития области, которая предусматривает строительство многофункционального порта объемом перевалки 8,5 миллионов тонн грузов. На этом объекте "завязаны" интересы торгового мореплавания, успешная конкуренция с Клайпедским портом, модернизация железной дороги, альтернативный грузовой транзит. На совещании мы решили добиваться внесения соответствующих изменений в постановление правительства, и я убежден, что это удастся.
Нашу позицию поддержал главком ВМФ Владимир Куроедов. Когда в конце июля он был в Калининграде, мы вместе выработали механизм действий: создаем рабочую группу, вырабатываем согласованную позицию, с которой военные и гражданские власти выходят на правительство. Мы действуем с позиций защиты интересов всех жителей региона, и я убежден, что нам это удастся. Посещение Балтийска обязательно состоится в ходе визита к нам премьер-министра Михаила Фрадкова. Там ведь располагаются не менее важные объекты транспортного комплекса, строительство которых требует совместных усилий федерального центра и региона, причастных министерств и ведомств. Это, во-первых, грузопассажирский автопаромный терминал. Первая очередь введена в строй в июне прошлого года. На Данном этапе мы имеем причал для приемки паромов, восемь модулей для временного размещения пункта пропуска и пограничных служб, накопительные площадки для автотранспорта и грузов и другие сооружения. Кроме того, реконструирован подъездной железнодорожный путь, начато строительство новой автотрассы в объезд центра города Балтийска, а на акватории произведено углубление дна. Общая же стоимость выполненных работ составляет 337,5 миллионов рублей. Это окупаемые затраты, грузопоток ощутимо увеличивается. Если за весь 2003 год паромами перевезено примерно 40 тысяч тонн грузов на 3000 единицах автотранспорта, то уже за первые шесть месяцев этого года 37 тысяч тонн и 2869 единиц.
Это только начало. Следующие этапы - пункт пропуска через границу, который планируется завершить в 2005 году, строительство грузового причала в составе второй очереди. Это будет сооружение длиной в 255 метров, обеспечивающее переработку до миллиона тонн генеральных и контейнерных грузов в год. Уже одно это сделает работу терминала рентабельной в целом.
Еще один масштабный объект портовой инфраструктуры - железнодорожный паромный комплекс в бассейне ј 4. После того, как закончилась эпопея его передачи в ведение Минтранса, мы вплотную приступаем к реализации проекта, у истоков которого стоял, напомню, Президент Владимир Путин.
Это - большая ответственность, и пока в военном ведомстве волокитили вопрос, мы времени не теряли - администрацией области совместно с Минтрансом выполнена вся подготовительная работа, проектная документация разработана, согласована и прошла государственную экспертизу, заключен договор подряда. Мы приложим все усилия, чтобы уложиться в сроки, назначенные Президентом. Тем более, что нам этот комплекс жизненно необходим.
4. Не секрет, что вопрос об отмене льгот будоражит страну. Нелегко, похоже, придется и янтарному краю: по некоторым подсчетам областному бюджету придется изыскать почти 1,85 млрд. рублей на денежные компенсации. Под силу ли выдержать эту ношу региональному бюджету?
Тема очень болезненная, хотя я вас поправлю: речь идет не об отмене льгот, а о замене их натуральной формы денежными компенсациями. А вот по поводу региональной цены вопроса в 1,85 миллиарда рублей формулировка абсолютно правильная - "по некоторым подсчетам". То есть, точных сумм расходов областного бюджета я пока назвать не могу.
Расчеты еще не завершены. Это не так просто. Надо в масштабах всей области определиться по нескольким категориям льготников - инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды трех групп, дети-инвалиды, участники боевых действий, военнослужащие, подпадающие под действие закона "О ветеранах", Герои Советского Союза, России, Социалистического труда, кавалеры Ордена Славы, ордена Трудовой Славы.
Но я считаю, что главное в этом - не определение денежного выражения льгот, а твердые гарантии, что положение людей не ухудшится, это непреложная конституционная норма. Как мы видим, в этом и заключается позиция правительства. Главная цель реформы - обеспечить доступность льгот каждому россиянину, имеющему на них право. Поэтому изначально задумана гибкая система с правом выбора старой или новой схемы. Кроме того, на 2005 год будет сохранена натуральная форма льгот на лекарственное и санаторно-курортное лечение, транспортное обслуживание в пригородных поездах, проезд к месту лечения и обратно. Людям дается время, чтобы определиться, что выгоднее каждому лично.
Я думаю, что волнение в обществе вызвано, главным образом, потому, что мы инстинктивно боимся перемен. Основания для этого есть, но все-таки прежде чем протестовать, возмущаться и обвинять, надо получить четкое представление о том, что именно происходит. И здесь, я думаю, многое зависит от СМИ.
5. Кредит "Дрезднер Банка" вызывает изжогу у каждого калининградца. Недавно один из инициаторов получения кредита М. Каретный перегрузил ответственность за случившееся на лидеров прежней и новой администрации области. А Ваша точка зрения?
Тема острая, и то, каким количеством комментариев сопровождается решение Вильнюсского суда об аресте имущества области, в общем-то, понятно. Непонятно другое - ведь это всего лишь обеспечительная, формальная мера. Два здания калининградского представительства не отчуждены, не проданы, это юридически невозможно. Оно нормально работает, то есть, и ареста, как такового, нет. Однако администрацию области обвиняют чуть ли не в разбазаривании собственности. Если судить по комментариям в некоторых СМИ, то плох любой вариант - расплачиваемся мы за кредит или нет. При этом не учитываются многие моменты. Прежде всего, тот, что администрация области не отрицает факт долга и необходимости его возвращения. Но мы отрицаем, что кредит имеет какое-либо отношение к бюджету региона. Возвращать деньги должен тот, кто их получил и использовал. А кто именно, каким способом - это должны выяснить судебные органы. Догадки и предположения не имеют правовой силы. Арбитражным судом Калининградской области наложен запрет на любые действия по кредиту до рассмотрения иска областной прокуратуры, которая оспаривает законность сделки. Кроме того, существует и уголовное дело, возбужденное прокуратурой еще весной 2000 года.
Точку в истории с кредитом должен поставить суд. Подчеркну: российский суд. И я рассчитываю на победу законности, здравого смысла и справедливости. Жители области - учителя, медики, пенсионеры, ветераны войны и труда - не должны и не будут расплачиваться за чужие сомнительные сделки.