На каспийском направлении

До недавнего времени Астраханская область для многих представлялась преимущественно сельскохозяйственным регионом, визитной карточкой которого были знаменитые арбузы и осетрина. Однако в последние годы ситуация существенно изменилась. Астрахань все увереннее заявляет о себе как о серьезном промышленном, транспортном центре, через который проходит нерв каспийской политики Российского государства.

Кроме того, совсем недавно на территории области завершено строительство железнодорожной линии к порту Оля, а значит, регион получил весомые дополнительные возможности для своего экономического развития. Стоит заметить, что многие экономические и другие начинания задумывались и реализовывались при непосредственном участии губернатора Астраханской области Анатолия ГУЖВИНА. О переменах в жизни региона, а также проблемах и перспективах его развития наша беседа.

- Анатолий Петрович, в одном из интервью вы как-то высказались за то, что должность губернатора не должна быть выборной - на этот пост, по вашему мнению, должен назначать глава государства.

- Да, я сторонник такого назначения. Потому что в таком случае государственное управление, на мой взгляд, получается более эффективным, действенным.

К сожалению, сегодня в России нередко можно наблюдать картину, когда кандидат, скажем в губернаторы, получает от крупного капитала солидную финансовую поддержку на период выборов. А что в итоге? Эти деньги приходится отрабатывать предоставлением так называемым спонсорам каких-либо преференций. О какой тогда независимости губернатора можно говорить? И получается, что служит он уже не столько обществу, своим избирателям и даже не федеральному центру, а группе своих кредиторов.

- Однако вы уже дважды становились губернатором в результате волеизъявления населения области. Говоря о назначении главы региона, не рубите ли вы сук, на котором сидите?

- Я никогда не держался ни за какие посты. И убежден: в таких вопросах необходимо исходить не из личных амбиций, а из интересов государства. Что касается Астраханской области, то полагаю, нашей администрации удалось довольно гармонично увязать интересы населения и крупных инвесторов, региона и федерального центра. Я благодарен своей команде - один бы я мало что успел сделать.

Тем более следует учитывать то особое положение, в котором мы находимся. Ведь с декабря 1717 года, когда Петр Великий образовал нашу губернию, астраханцы видят себя представителями южного форпоста страны. Это особая ответственность, особая честь. Отсюда - особый астраханский менталитет. Здесь живут крепкие, стойкие, но одновременно очень открытые и миролюбивые люди.

- Что сделано за последние годы на законодательном уровне для создания благоприятного инвестиционного климата в Астраханской области?

- А вы никогда не задавались вопросом: почему Россия, такая богатая интеллектуальными и природными ресурсами, технологиями страна, подчас с трудом добивается серьезных инвестиций в масштабные технологические проекты? Конечно, с одной стороны, Запад "осторожничает" здесь, не желая усиления нашей страны, - и это тоже надо иметь в виду. Но есть и другая причина - вовсе не из области большой политики. Например, та же китайская экономика привлекательна для инвесторов. А дело в том, что там гарантируется предсказуемая и вполне приемлемая экономическая политика государства на протяжении весьма длительного времени - 15 - 20 лет. У нас же, к сожалению, зачастую тарифные ставки, налоговые позиции меняются чуть ли не по два раза в год. Это никуда не годится.

Со своей стороны мы планомерно формируем условия для привлечения инвестиций, создаем законодательную базу для защиты вкладываемых средств. Областным представительным собранием еще в 1998 году был принят закон "Об инвестиционной деятельности в Астраханской области", что позволило существенно повысить инвестиционную привлекательность региона. В этом законе впервые определены статус инвестиционных проектов и способы их государственной поддержки (в зависимости от статуса). Это и прямая поддержка в виде предоставления налоговых льгот или финансирования из бюджета развития, и организационное сопровождение инвестиционных проектов. Есть ли отдача от такой политики? Судите сами.

В 2003 году в области государственную поддержку получили 36 инвестиционных проектов, 14 финансировалось из бюджета развития. В строительство вложения выросли на 48, 2 процента, в связь - в 2, 9 раза. Приток инвестиций в промышленность составил 6, 5 процента. И, видимо, не случайно за период 2002 - 2003 годов ранг инвестиционного риска Астраханской области снизился на 26 позиций. Для приграничной области, соседствующей с зонами террористических угроз, это хороший, добрый результат.

Сегодня мы возвращаем области славу не только одного из ведущих в стране сельскохозяйственных производителей, но и замечательных корабелов, судоремонтников. На территории региона действуют 14 судостроительно-судоремонтных предприятий, способных строить суда практически любого назначения и вести ремонт судов весом до 6 тысяч тонн с поднятием их в док или на стапель.

И это не только прогнозы, планы. За последние годы мы с отличным качеством выполнили несколько крупных заказов по строительству нефтеналивных барж оболочного типа, крана "Газ -Шельф" грузоподъемностью 40 тонн, сооружений для ледовой защиты по заказу итальянской компании, корпусов танкеров-химовозов для голландской фирмы, были и другие работы.

Не менее важное направление развития экономики региона - освоение нефтяных и газовых месторождений. С учетом последних данных оценка извлекаемых ресурсов нефти Каспийского моря составляет около 8, 5 миллиарда тонн условного топлива, причем около 25 процентов этих запасов приходится на долю России. Освоение месторождений российского сектора моря планируется начать в 2007 году. Так что сегодня главной задачей вижу совершенствование промышленной переработки добытого сырья. Вряд ли область устроит роль только добытчика нефти и газа. Мы просто обязаны сделать ставку на переработку, зарабатывание средств от продажи конечного продукта.

- С официальным открытием линии Яндыки - Оля выяснилось, что проблем здесь меньше не стало. Наоборот, по сути, с началом движения выявились различные узкие места, которые приходится сегодня спешно расшивать.

- Я понимаю, о чем идет речь. Что ж, действительно, сегодня мы констатируем: проблем нам только прибавилось. Но я сторонник того, что надо смелее браться за большие, грандиозные задачи. Не надо бояться масштабных проектов. Конечно, по ходу могут и будут возникать различные проблемы. Но для того и существуют руководители, чтобы нести ответственность за выполнение важных государственных задач, искать и находить выходы из сложных производственных ситуаций.

В свое время у нас и по порту Оля бывали пробуксовки. Но мы же сумели переломить ход событий - в достаточно короткое время выработали и доложили Правительству план действий, которые позволили динамично развивать порт.

Или такой пример. Когда мы уже начали серьезные работы по порту Оля, выяснилось, что небольшие глубины Волго-Каспийского канала не позволяют использовать этот транспортный узел на полную мощность. Из-за этого паромы загружались только на 70 процентов. И что же? Мы приняли решение, что морская администрация порта Астрахань должна взять кредит в банке и все же закончить дноуглубительные работы на участке от порта Оля до выхода в море с гарантированной глубиной в 4, 7 метра. Это позволит паромам работать с полной загрузкой.

Для чего я делюсь этими подробностями? Для того, чтобы все поняли: невозможно достичь весомого результата, не сделав первого шага. Да, было трудно. Особенно, считаю, железнодорожникам, которые вынесли на своих плечах основную нагрузку в этом строительстве. Но ведь линия построена, задача государственной важности решена - и это главное. Сопутствующие проблемы, согласитесь, нам будет гораздо легче решать.

- Приходилось слышать мнение, что в использовании транспортного коридора "Север - Юг" Россия по многим параметрам уступает, например, Казахстану. Там вложили десятки и сотни миллионов долларов в развитие порта Актау, железнодорожные развязки и теперь без особых проблем способны обрабатывать большие объемы грузов.

- Я бы не стал так категорично говорить о каком-то серьезном отставании. Конечно, сегодня наши казахские коллеги пожинают плоды своей предусмотрительности. Ведь развитием своих портовых мощностей в отличие от нас они весьма ответственно и серьезно занимаются уже около десяти лет. Мы же, по большому счету, только начали движение в этом направлении. Но вместе с тем я утверждаю: динамика перевалки грузов по астраханским портам достаточно высокая. В минувшем году перевозки грузов морским транспортом выросли на 35, 2 процента. На 56 процентов увеличилась перевалка портами экспортно-импортных сыпучих грузов, переработано на 23 процента больше контейнеров. И это при том, что мы пока еще, по сути, только начинаем активно наращивать портовые мощности. Поэтому построенная железная дорога до порта Оля, открытие рабочего движения значительно расширят наши пропускные возможности для грузопотоков. Да, конкуренция будет, но это всем только на пользу.

И опять же, если мы говорим о современном международном транспортном коридоре, то, как мне кажется, и организация дела должна соответствовать требованиям сегодняшнего дня. Например, мы уже предлагали организовать совместный с казахскими коллегами досмотр грузов на таможенных постах, как, скажем, на границе Казахстана с Киргизией. Это меньшие экономические затраты и, что самое главное, большие удобства для людей, которые пересекают границу. Думаю, что это наиболее приемлемый вариант сотрудничества на границе между стратегическими партнерами.

- С 1 января 2005 года в России вступят в силу несколько общегосударственных законов, по-новому распределяющих полномочия между субъектами и Федерацией. В связи с этим ряд руководителей территорий уже выразили свою обеспокоенность, поскольку речь идет об установлении такого баланса в отношениях между регионами и Москвой, который еще более ограничивает возможности первых в решении некоторых вопросов. Что вы думаете по этому поводу?

- Взаимоотношение федерального Центра и субъектов Федерации всегда было злободневным и очень чувствительным для регионов. Причем не только в рамках полномочий, соответствующих функций и предметов ведения, но и финансово-экономических взаимоотношений. На мой взгляд, новый закон более внятно адресует полномочия соответствующим субъектам хозяйствования и управления. Надо снять излишние функции, свести к минимуму так называемые предметы двойного ведения, оставив за конкретными уровнями управления ответственность за определенные функции и за результаты исполнения.

Нельзя сказать, что все ясно в этом законе. Многие новации требуют осмысления и реорганизации структур управления на региональном уровне, что, прямо скажем, неплохо. Однако ограничения полномочий субъектов Федерации и местного самоуправления по целому ряду направлений могут снизить социальную активность территорий в защите интересов населения. Мы в Астраханской области всегда гордились социальными программами: помогали ветеранам и малоимущим проводить газ, улучшать жилищные условия, лечиться, приплачивали сельским учителям. Теперь мы значительно ограничены в решении этих задач.

- Не могу не задать вопрос о знаменитой на весь мир астраханской черной икре. Этого деликатеса становится все меньше, а экологи бьют тревогу: запасы осетровых на Каспии стремительно скудеют. Виной тому - практически бесконтрольный вылов ценной рыбы. Насколько серьезны опасения ученых, как, на ваш взгляд, следует урегулировать эту проблему?

- Было время, когда Президент Владимир Путин, характеризуя ситуацию на Каспии, назвал происходящее здесь браконьерство биологическим терроризмом. И с этим трудно не согласиться. Разгул браконьерства стал поистине национальным бедствием. И только серьезные усилия пограничников, подразделений рыбоохраны, администраций прикаспийских регионов позволили хоть как-то стабилизировать ситуацию. То, что комиссия ООН по охране исчезающих видов растений и животных (СИТЕС) посчитала возможным снять мораторий на лов осетровых, - свидетельство тому. И все же, полагаю, проблема до конца не решена.

Я уже не раз заявлял, что в интересах государства целесообразно ввести государственную монополию на все, что связано с разведением, ловом, переработкой продукции из осетровых. Осетровые рыбы должны быть возвращены в федеральную собственность. Потому что бюджет затрачивает средства на науку, на охрану, на воспроизводство осетровых и так далее. А как только рыбу выловили, она оказывается в частной собственности и является тем капиталом, который передается конкретному предпринимателю.

Неправильно, что государство от этого капитала получает только мизерную часть налогов, которые к тому же большей частью утаиваются. Полагаю, здесь ситуация должна быть примерно такой, как в царское время: рыба и изделия из рыбы остаются собственностью государства, а вот добавленная стоимость при ее переработке идет предпринимателю. И тогда не получится, что при распределении квот или выдаче лимитов, скажем, в 10 - 15 тонн мы сразу делаем человека миллионером.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости