В новой книге "На путях развития Союзного государства" ученые и политики анализируют проблемы российско-белорусской интеграции
МОСКВА
НА ДНЯХ под общей редакцией Госсекретаря Союзного государства Павла Бородина опубликован сборник материалов научно-практической конференции "На путях развития Союзного государства". Конференция, напомню, была организована Постоянным Комитетом Союзного государства совместно с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России и прошла в рамках официальных мероприятий Дней Беларуси в Москве в сентябре прошлого года. И хотя с момента проведения конференции прошел почти год, основные выводы ее участников и, соответственно, материалы книги не потеряли своей актуальности.
В работе конференции принимали участие руководители органов государственного управления, представители законодательной власти, известные ученые, руководители промышленных предприятий, представители общественных объединений России и Беларуси. Основной ее целью являлась выработка практических рекомендаций по ускорению союзного строительства. Тематика докладов охватывала все основные аспекты (экономические, политико-правовые, научно-технические, социально-культурные, оборонные, информационные) интеграционного процесса России и Беларуси, протекающего в рамках строительства Союзного государства.
Одним из вопросов, прозвучавших на конференции, был такой: "Когда мы все-таки сможем перерезать символическую красную ленту, объявив об открытии построенного Союзного государства?" Отвечая на него, госсекретарь Союзного государства Павел Бородин сказал, словно отрезал: "Я считаю, что Союзное государство фактически уже состоялось". Но, добавил он, проводить торжественную церемонию сдачи - приемки Союзного государства пока явно рановато. Чем П. Бородин обосновал свой вывод? Тем, что у нас обустроена общая граница, практически существует единое таможенное пространство, идет унификация законодательства, полным ходом реализуется интеграция в военной сфере, неуклонно растет взаимный товарооборот. К слову, на встрече в минувший вторник председателя Высшего Госсовета Союзного государства, Президента Беларуси Александра Лукашенко со своим полномочным представителем, вице-премьером Василием Долголевым прозвучала аналогичная оценка ситуации в союзном строительстве. "Союз Беларуси и России является самой продвинутой интеграционной структурой на территории СНГ, о чем свидетельствует высокий взаимный товарооборот между нашими странами", - отмечалось в ходе этой встречи.
Основой союзного строительства, по мнению Госсекретаря, является экономическое сотрудничество. Именно разработка и реализация совместных производственных программ позволяет создавать полноценный союзный экономический механизм. П. Бородин напоминает, что в Программе действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства четко определен "механизм формирования единого экономического пространства, включающий наряду с унификацией основных инструментов таможенной, бюджетной, налоговой, кредитно-денежной, ценовой политики и разработку и реализацию совместных программ социально-экономического и экологического характера". Следовательно, подчеркивает Госсекретарь, в перспективе необходимо в первую очередь разрабатывать масштабные и взаимовыгодные программы, такие, например, как "Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года", "Союзный телевизор-2", "Карьерный транспорт", "Модернизация парка самолетов Ту-134", "Союзный комбайн" и ряд других. Благодаря союзным программам производимая продукция, в частности, автомобилестроение, машиностроение, химволокно, телевизоры, удобрения, по своему качеству выше, чем многие аналогичные товары, которые продаются в России.
И на внешний рынок мы должны активно выходить и вместе там работать, отмечает Госсекретарь. Так, в частности, осуществление новой программы по карьерному транспорту позволит Союзному государству завоевать более 50 процентов мирового рынка в этом сегменте. Не менее важны программы по выпуску химических волокон. Как известно, в Европе сейчас практически не осталось подобных производств, а в России и Беларуси накануне распада СССР был построен целый ряд таких заводов. Обновив производство, мы вполне сможем стать мировыми лидерами в этой области, ведь сейчас спрос на химические волокна во всем мире огромен. Есть ряд программ по высоким технологиям, к примеру, в рамках программы "СКИФ" (создание суперкомпьютеров) получает мощный импульс компьютерная отрасль наших стран.
Однако, по словам П. Бородина, "существенным тормозом", задерживающим принятие новых программ, является излишне усложненная процедура их утверждения, приводящая к тому, что согласование затягивается на годы. Необходимо, считает он, внести соответствующие изменения в указанный порядок. При этом целесообразно сохранить два этапа, но четко определить их назначение. На первом этапе осуществлять только отбор предложений по новым программам. Его целесообразно поручить Постоянному Комитету и отраслевым министерствам. На этом этапе вопросы финансирования из союзного бюджета не рассматривать вообще. На втором этапе по ранее установленной процедуре производить утверждение проектов программ, включая их согласование с экономическими и финансовыми министерствами и получение одобрения правительствами России и Беларуси с последующим утверждением Советом Министров Союзного государства. Но инициатива по этому вопросу в первую очередь должна исходить от отраслевых министерств России и Беларуси. Внесение таких изменений в порядок утверждения программ, по мнению Госсекретаря, позволит значительно повысить эффективность работы, разгрузит экономические и финансовые министерства и сократит время прохождения проектов программ.
Серьезным тормозом на пути создания единого экономического пространства, отмечает П. Бородин, является и задержка с решением вопроса о союзной собственности. В результате реализации программ Союзного государства, финансируемых из союзного бюджета, создается имущество, которое пока не является собственностью Союзного государства. Денежные средства, получаемые от использования этого имущества, существенно увеличили бы доходную часть бюджета Союзного государства. Однако до сих пор не закреплен порядок определения права собственности Союзного государства на имущество и продукцию, в том числе интеллектуальную, созданную при реализации союзных программ. В настоящее время нормативно-правовая база, регулирующая право собственности Союзного государства, отсутствует. Предложения по этому вопросу до настоящего времени не согласованы. В связи с этим, считает Госсекретарь, необходимо ускорить подписание Соглашения между Россией и Беларусью о регулировании отношений собственности Союзного государства, проект которого был в основном одобрен постановлением Совета Министров Союзного государства 29 января 2001 года.
Материалы конференции в целом свидетельствуют, что сегодня накоплен разноплановый опыт реализации Договора о создании Союзного государства, что его участники более реально представляют существо решаемых проблем, их масштабность. Оценка степени реальной интеграции наших стран стала значительно более сбалансированой и объективной. Один из выводов, который содержится в книге: при формировании Союзного государства нельзя полагаться ни на собственный прошлый опыт в рамках СССР (были иные политические и социально-экономические условия), ни на механическое перенесение опыта интеграционных группировок развитых стран, в частности, Европейского союза. Предпосылки к всесторонней интеграции надо создавать заново.