Обуздаем ли цены?

Цены на нефтепродукты в России, словно выпущенный из бутылки джинн, находятся в свободном полете. Удастся ли их обуздать? Каковы основные факторы и тенденции, формирующие розничные цены на нефтепродукты? Об этом мы попросили рассказать руководителя рабочей группы комитета Государственной Думы РФ но энергетике, транспорту и связи, председателя подкомитета по нефтяному комплексу Евгения ГАЛИЧАНИНА

Наша страна, несмотря на то, что в основном удовлетворяет народно-хозяйственный спрос на нефтепродукты и экспортирует почти половину добытой нефти, в настоящее время не в состоянии в полной мере контролировать рост цен на отечественном рынке нефтепродуктов. Так, при годовом росте потребительских цен на 11, 5 процента цены на бензин автомобильный низкооктановый выросли на 48, 4 процента, на дизельное топливо - на 51, 3 процента, а на мазут топочный снизились на 2 процента. Возникшая ситуация привела к резкому росту цен практически во всех отраслях экономики, инфляционному скачку. Каковы же главные факторы, формирующие розничные цены на нефтепродукты на нашем внутреннем рынке? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть основные этапы жизненного цикла нефти от момента добычи до залива топлива в бак под стоимостным углом зрения, а также так называемые надцикловые факторы, влияющие на формирование цен.

Первый этап формирует себестоимость производства нефти и ее цену. Российский рынок нефти характеризуется высокими темпами роста ее добычи: предварительный объем 2004 года составляет 460 миллионов тонн. Рост цены на нефть в октябре прошлого года к декабрю 2003 года составил 152, 5 процента. Нефтепроизводители объясняют его ростом цен на труд, металл, изделия машиностроения и технологии. Действительно, такой рост в последний год имеет повышенную динамику. В частности, по свидетельству НК "Сургутнефтегаз" , только последнее повышение цен на трубную продукцию составило 50 процентов. А рост налоговой нагрузки, особенно за счет резкого скачка НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), составил 58 процентов. С учетом того, что нефть занимает в структуре затрат нефтеперерабатывающих предприятий почти половину расходов, такое повышение оказало непосредственное влияние на рост цен на топливо.

На этапах транспортировки нефти и нефтепродуктов рост цен происходит за счет повышения тарифов на прокачку нефти по системе магистральных трубопроводов "Транснефти" и тарифов на железнодорожные перевозки. Но при этом следует иметь в виду, что и "Транснефть" , и ОАО "РЖД" относятся к числу естественных монополий, тарифы на услуги которых регулируются государством. За указанный период рост тарифов этих компаний находился в установленном коридоре и не превышал 7-10 процентов. С учетом того, что в структуре затрат нефтеперерабатывающих заводов доля затрат на транспортировку нефти составляет в среднем 2 процента, существенного влияния на ценообразование

"транспортный" фактор не оказывает.

Следующий этап - переработка нефти в нефтепродукты. В абсолютных величинах потребности народного хозяйства в нефтепродуктах удовлетворяются. Но структура производства нефтепродуктов все более отличается от структуры их потребления. Особенно это относится к высокооктановым бензинам. Например, в "корзине" внутреннего потребления их доля составляет 52 процента, а в "корзине" производства - 10 процентов. То есть требуется производить указанные бензины в больших объемах, но при этом вынужденно производя в избытке невыгодные для экспорта дизельное топливо и особенно мазут. Значительную роль также играют акцизные сборы. В среднем отпускные цены НПЗ на бензины выросли на 40 процентов, а на дизельное топливо - на 58 процентов.

Значимым фактором является степень монополизации региональных рынков. Формально они отвечают законодательным ограничениям - не выше 35 процентов рынка на одну ВИНК

(вертикально интегрированную компанию). Фактически же народное хозяйство поделено между основными компаниями. Это произошло отчасти в силу историко-географических причин (расположение активов компаний), отчасти вследствие договоренности между ВИНК и администрациями регионов. Такая ситуация порождает функционирование оптовых компаний по торговле нефтепродуктами, в неявной форме аффилированных с ВИНК. В настоящее время 74 процента населения проживает в регионах, снабжение которых нефтепродуктами контролируют 5 ведущих ВИНК ("ЛУКойл" , "ЮКОС" ,

"Сибнефть" , ТНК-БП, "Сургутнефтегаз").

Очевидным выводом системы распределения нефтепродуктов в народном хозяйстве может стать перевод распределения нефтепродуктов с НПЗ на условиях конкурсов, а возможно, и аукционов, что позволит сохранить конкурентное поле и в итоге приведет к стабилизации или даже снижению цен.

В розничной продаже действуют те же факторы, но по большинству автозаправочных станций (АЗС) добавляется ценовая политика их владельцев.

И, конечно, огромное значение имеют налоги. Нефтяные компании на протяжении жизненного цикла нефти уплачивают в государственную казну различные налоги (на прибыль, единый социальный, на имущество, НДС, экспортную пошлину, НДПИ, акцизы и другие).

По мнению экспертов и руководителей отрасли, наибольшее влияние на динамику цен как нефти, так и, в конечном итоге, нефтепродуктов оказывают НДПИ и экспортные пошлины.

Представляется, что главными направлениями совершенствования методики применения НДПИ должны стать дифференцирование налога применительно к различным месторождениям; расчет базовой ставки, учитывающей интересы не только государства и нефтяников, но и потребителей нефтепродуктов.

Среди факторов, имеющих надцикловый (общий) характер при формировании розничных цен, нужно выделить такой, как норму прибыли ВИНК. По причине закрытости бухгалтерской отчетности в ВИНК представляется сложным оценить внутрикорпоративные экономические показатели, такие как себестоимость, внутренняя норма прибыли и прочие. Однако, если предположить их условно-постоянными, при росте мировых цен на нефть должно происходить понижение цен на нефтепродукты, но этого отнюдь не происходит. Очевидно, потому, что ВИНК стремятся удержать сложившуюся норму прибыли, в том числе за счет роста цен на нефтепродукты. В такой ситуации принятие мер по прозрачности бухучета и отчетности в ВИНК и других крупных нефтяных компаниях, а также НПЗ следует признать необходимым.

Несмотря на колебания мировых цен на нефть, на отечественном рынке нефтепродуктов ожидается их ценовой рост. Следует согласиться с выводом Минэкономразвития РФ о том, что спрос на нефтепродукты на внутреннем рынке не эластичен ни к объему производства топлива, ни к его стоимости.

Учитывая, что рынок нефтепродуктов в России в определенной степени изолирован от внешних рынков и автономен, возможными методами его стабилизации могут быть: введение дифференцированных таможенных пошлин на нефтепродукты; привлечение территориальных подразделений ФАС России к контролю за планами поставок нефтепродуктов; создание стабилизационного запаса автобензина и дизтоплива. С целью совершенствования государственного регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов представляется целесообразным использовать ресурсы нефтепродуктов, находящихся в ведении Федерального агентства по государственным резервам, для осуществления товарных интервенций на внутренний рынок в периоды повышенного их спроса; ввести обязательные балансовые задания на поставку мазута и дизельного топлива потребителям в период с 1 сентября по 31 марта с целью обеспечить накопление и сохранение запасов нефтепродуктов на предприятиях и региональных нефтебазах; уменьшить акцизы на нефтепродукты (они с 2002 по 2004 год выросли на 62 процента); дифференцировать экспортные пошлины на нефтепродукты с одновременным увеличением экспортных пошлин на нефть; разработать меры по либерализации рынка нефтепродуктов (организация биржевых площадок и т. д. ); изменить методологию установления ставок НДПИ, имея в виду отказ от их привязки к мировым ценам на нефть (в 2004 году НДПИ в себестоимости добычи нефти по ряду компаний превысил 50 процентов).

В законодательной сфере необходимо внести изменения в антимонопольное законодательство с целью усиления ответственности хозяйствующих субъектов за монополистическую деятельность на внутреннем рынке нефтепродуктов; установить дифференциацию налога на добычу углеводородного сырья в зависимости от условий разработки месторождений, усовершенствовать механизм взимания акцизов на производство и реализацию нефтепродуктов; установить нормы таможенно-тарифного регулирования вывозных пошлин на нефтепродукты с учетом колебания мировых цен и спроса на внутреннем рынке; активизировать работу по подготовке проекта федерального закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива".

Замечу также, что комитет предложил Правительству РФ рассмотреть возможность внести в Государственную Думу поправку в часть вторую Налогового кодекса РФ об отмене временного порядка расчета НДПИ для нефти, потребляемой на внутреннем рынке, с одновременным увеличением вывозной таможенной пошлины на нефть.

***

При росте мировых цен на нефть должно происходить понижение цен на нефтепродукты в России, но этого не происходит, потому что нефтяные компании стремятся удержать сложившуюся норму прибыли.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости