Представитель Калининградской областной думы в Совете Федерации Николай Тулаев провел первую в наступившем году пресс-конференцию. Встреча с журналистами была посвящена актуальной калининградской проблематике и итогам работы верхней палаты парламента в этом направлении. В основном разговор коснулся вопросов транзита и перспектив принятия новой редакции закона об ОЭЗ.
В своем выступлении Николай Тулаев отметил, что имеет место фактическое ухудшение условий пассажирского транзита из области. Оно связано с повышением цен на авиабилеты. Сейчас стоимость билета до Москвы на некоторые рейсы превышает 4 тыс. рублей, что делает перелет недоступным для большинства жителей области. Авиаперевозчики объясняют это как экономическими, так и техническими причинами. Так, именно последние не позволяют использовать на калининградских маршрутах самолеты большой вместимости.
По предложению своего калининградского коллеги сенаторы намерены пригласить представителей авиакомпаний, работающих на нашем направлении, для того, чтобы выслушать их предложения по оптимизации работы воздушного моста между Россией и ее прибалтийским анклавом. В частности, должны быть определены конкретные сроки окончания ремонта взлетной полосы калининградского аэропорта, что позволит ему принимать самолеты большей вместимости, такие, как ТУ-154. А это, в свою очередь, позволит снизить цену билета. Итогом консультаций с авиаперевозчиками должно стать обращение к президенту с предложением социального регулирования вопросов транзита.
Цена авиабилета - величина не только экономическая, но и социальная, и даже политическая. "По моему мнению, - заявил Николай Тулаев, - она должна быть сопоставима со стоимостью проезда в купейном вагоне. Сейчас проезд до Москвы в прямом и обратном направлении обходится пассажирам в сумму около 3 тысяч рублей. Безусловно, система пассажирского транзитного транспорта должна быть экономически обусловленной, что позволит ей саморегулироваться и избегать большей части технических накладок. Но пока это состояние будет достигнуто, социальный аспект транзита должен находиться под контролем правительства и региональных властей".
Осветил калининградский сенатор и перспективу запуска скоростного поезда. Она становится все более призрачной по мере того, как рассматривается данный проект. Европейский Союз, обещавший выделить средства на реализацию проекта, поручил его разработку датским кампаниям. К настоящему моменту никаких конкретных предложений с их стороны не прозвучало. В то же время в 2007 году, когда Литва присоединится к Шенгенскому договору, наличие визы для транзита по ее территории станет обязательным. После этого реализация проекта скоростного поезда потеряет всякий смысл.
Особое внимание на пресс-конференции было уделено перспективам принятия закона об ОЭЗ. Слушания по этой проблеме также были проведены в Совете Федерации. Как сообщил Николай Тулаев, его коллеги пришли к двум основным выводам. Во-первых, нельзя дальше держать в неведении жителей области, предпринимателей, потенциальных инвесторов. Это разлагает инвестиционный климат, снижает привлекательность нашего региона для отечественного и зарубежного капитала. Поэтому новый, доработанный проект закона Федеральное Собрание ожидает увидеть от правительства к февралю.
Во-вторых, разработки, представленные Министерством экономики и развития, не могут быть приняты, поэтому должны быть кардинально пересмотрены. Сенаторов совершенно не устроила предложенная министерством система предоставления таможенных льгот. Нынешний механизм, основанный на ограничении льгот на импорт ряда товаров и призванный поддержать таким образом их производство в области, правительство предлагает заменить на систему разрешений на льготный импорт по каждому виду ввозимой продукции. В первую очередь это ударит по отечественному производителю и потребует огромных административных затрат. Кроме того, российская действительность такова, что каждая новая возможность административного регулирования экономики оборачивается очередным валом мздоимства, это, к сожалению, известно каждому из нас. Для того, чтобы калининградская экономика не утонула в потоке бюрократии и взяток, сенаторы предложили разработчикам проекта закона вернуться к прежней, уже отработанной системе льготирования, подогнав ее к сложившимся сейчас экономическим условиям.
Область, в лице ее жителей, бизнеса и власти выступает за совершенствование закона об ОЭЗ. Действующий закон создавался в других экономических условиях и уже не в полной мере соответствует реалиям наших дней. "Но мы не должны, - подчеркнул Николай Тулаев, - разрушать сложившуюся экономическую систему, ничего не создавая взамен. Процесс формирования нового закона об ОЭЗ должен быть, поступательным и основанным на достигнутых уже результатах".
Свое слово в подготовке новой редакции закона могут сказать и простые калининградцы. По словам нашего сенатора, уже в начале следующего месяца областная Дума намерена пригласить экспертов на рассмотрение проекта закона об ОЭЗ, предложенного правительством, а затем вынести его на обсуждение общественности. Позиция жителей области должна стать весомым аргументом в отстаивании ее экономических интересов и перспектив.
Отвечая на вопросы журналистов, Николай Тулаев коснулся темы назначения губернаторов.
- Я внес поправку в закон, -рассказал он, - с тем, чтобы кандидатура губернатора вносилась на рассмотрение новому составу областной Думы, но коллеги меня не поддержали. Их аргументы сводились к тому, что региональный парламент - орган постоянно действующий и его полномочия не зависят от срока полномочий конкретных депутатов. Поэтому не имеет значения, какой состав Думы будет рассматривать кандидатуру губернатора. Безусловно, на ее определение может повлиять общественность. Партии и движения - через обсуждение и внесение предложений, журналисты - через средства массовой информации. Власть просто вынуждена считаться с общественным мнением, но вопрос в том, насколько оно авторитетно.
Евгений ФРОЛОВ.