Сравнительно небольшая Калининградская магистраль, отрезанная от общей сети дорог России границами и территориями иностранных государств, добилась в прошлом году самого высокого в отрасли прироста объемов грузовых перевозок и в январе работает не снижая набранных темпов. С начальником дороги Виктором Будовским встретился корреспондент "Маяка Балтики".
- Все познается в сравнении. Когда я в 1999 году занял пост руководителя Калининградской дороги, - сказал Виктор Григорьевич, - мы перевозили 5,2 миллиона тонн грузов. А минувший год закончили с показателями 18, 5 миллиона тонн. Таких результатов коллектив калининградских железнодорожников не добивался даже в лучшие годы до распада Советского Союза, когда на пути поездов, идущих в Калининград, не было границ и таможен, и на предприятии трудилось на две тысячи человек больше. Устойчивый прирост объемов перевозок положительно сказался не только на повышении доходов железнодорожников, но и на развитии всей экономики региона, загрузке портов, создании новых рабочих мест. За этот период на дороге не только не сократили ни одного человека, но и, используя предоставленное право, связанное с ростом производительности труда и объемов выполняемой работы, трудоустроили 700 человек. Но пройденный путь был отнюдь не легким. Трудности возникали по причине ужесточения транзита грузов и пассажиров через территорию Литвы, вступившей в Европейский Союз и НАТО. С переходом на новые правила транзита полтора года назад пассажирообороту нас упал на сорок процентов. Для поездок в центральные регионы страны многие стали пользоваться авиационным транспортом. Понадобились напряженные усилия наших работников, большая помощь, оказанная дороге со стороны руководства отрасли по замене морально устаревших вагонов на новые. Мы добились качественного роста обслуживания пассажиров в наших поездах, чтобы вернуть жителей и гостей региона снова на железную дорогу. Но едва мы достигли планового пассажирооборота, как с 1 января 2005 года возникли новые сложности, связанные с проездом через Литву взрослых и детей только по заграничным паспортам. А выдача этих документов у нас в регионе идет тяжело. Однако прошедшие дни января показали, что самый мрачный прогноз на спад пассажирооборота, к счастью, не оправдался. Наметился даже прирост перевозок на международном экспрессе Калининград- Гдыня - Берлин в праздничные и после-праздничные дни на 30 процентов. Наверно, это произошло еще и по той причине, что стоимость билетов на самолеты значительно выросла.
- За счет чего достигнут такой большой прирост объемов грузовых перевозок?
- Если сказать, что за счет лучшей организации работы и применения передовых технологий, то этого будет мало. Так, в Калининградский порт грузы стало везти более выгодно, потому что на Калининградской дороге, начиная с 2000 года, предусмотрены скидки на перевозку большинства грузов и спецставки с понижающим коэффициентом 0-8. А для грузов, следующих в морские порты стран Балтии, понижающие коэффициенты были отменены. В прошлом году общая сумма скидок по нашей дороге составила 1 миллиард 800 миллионов рублей. При таких тарифных ставках, которые введены с помощью правления ОАО "РЖД" и правительства страны, наше направление стало вполне конкурентоспособным. И даже сейчас, когда на перевозки грузов в морские порты России тарифы подняты на 12,5 процента, к нам по сравнению с литовским портом Клайпеда, перевозка каждой тонны груза обходится дешевле от 400 до 700 рублей.
- Какие планы развития железнодорожного сообщения со странами Западной Европы?
- У нас по нарастающей идет рост грузовых перевозок на Польшу и другие страны Европы. Налажено ежедневное пассажирское сообщение со столицей Германии. В нынешнем году я побывал в Берлине в составе делегации российских железнодорожников, которую возглавлял президент компании ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев. На переговорах с генеральным директором германских железных дорог господином Медером было достигнуто соглашение о реализации нового проекта о курсировании через Калининград туристического поезда с раздвижными колесами системы "Тальго" по маршруту Берлин - Санкт-Петербург. 29 мая 2005 года намеченный план будет реализован. В техническом плане мы уже многое сделали для обслуживания этого поезда. Кроме того, для развития западного вектора дороги произведен ремонт пути, построены мосты в направлении станции Мамоново, на границе с Польшей.
Тарифы в направлении сухопутных переходов стали более выгодными, поэтому объемы грузовых перевозок здесь увеличатся.
- Какие условия создаются для увеличения пропускной способности дороги?
- По планам, предусмотренным Федеральной целевой программой развития Калининградской области, в нынешнем году продолжится строительство пограничной станции Чернышевское, рассчитанной на прием тридцати пар поездов в сутки, что значительно ускорит пропуск поездов с восточного направления. На обустройство сухопутных погранпереходов, и главным образом этого объекта, в нынешнем году будет направлено 180 миллионов рублей.
Возможно, после ввода его в строй, таможенный досмотр поездов здесь будет осуществляться совместными литовско-российскими бригадами, а не каждой стороной отдельно, что значительно сократит время стоянки составов на границе.
В минувшем году нами совместно с нашими партнерами - АО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" проведена большая работа по развитию станции Балтийский лес, возле которой находится нефтеперевалочный терминал компании. В направлении станции Балтийск, где строится морская железнодорожная переправа, отремонтирован большой участок пути, между станциями Шиповка и Балтийский лес проложена вторая параллельная колея протяженностью 4,2 километра, что обеспечило дополнительный пропуск поездов.
- Как вы собираетесь участвовать в строительстве морской железнодорожной переправы в Балтийске?
- Ввод в эксплуатацию морской железнодорожной переправы, намеченный на конец 2005 года, откроет возможность для жителей Калининградской области совершать поездки и перевозить грузы по морю. На паромах пассажиры и вагоны с грузами из Балтийска будут отправляться в порт Усть-Луга Ленинградской области, в обход границ и таможен соседних государств. На возведении объекта, согласно целевой Федеральной программе развития области, будет освоено более двух миллиардов рублей. Наше участие в стройке заключается в дальнейшем развитии станций Приморск и Балтийск и строительстве небольшой станции Балтийск-2, где должны формироваться составы для последующей подачи на паром. Мы уже подвели к четвертому бассейну Торговой гавани железнодорожную ветку, по которой подаются грузы на автопаромную переправу. Сейчас на соседнем четвертом бассейне идет строительство терминала, где будут принимать суда большой грузоподъемности, а в них подавать вагоны. У нас подготовлен проект строительства железнодорожных путей к этому объекту, согласован вопрос об отводе земли. Так что у нас есть все условия для решения вопроса в сжатые сроки. Материалы, техника, оборудование, кадры - все подготовлено. Ждем команды от генерального подрядчика. А вот заявлено грузов для перевозки по железнодорожной морской переправе, на наш взгляд, пока недостаточно. Их объемы не превышают двух миллионов тонн в год. Однако нет никакого сомнения, что указания Президента страны Владимира Владимировича Путина по строительству железнодорожной переправы в Балтийске будут выполнены в установленный срок. С ее пуском Калининградская область получит транспортную независимость.
- Какие средства будут направлены в нынешнем году на развитие инфраструктуры и техническое перевооружение дороги?
- Два с половиной миллиарда рублей. Таких инвестиций мы никогда раньше не получали. Часть выделенных средств будет направлена на строительство скоростной линии интермодальных перевозок между Калининградом и аэропортом Храброво, на капитальный ремонт Южного вокзала и решение других важных социально-экономических проблем. Другой вопрос, насколько эффективно исполнительная власть и бизнессообщество Калининградской области сумеют воспользоваться возрастающими возможностями железнодорожного транспорта.
***
С 15 января на всей сети железных дорог обеспечен бесплатный проезд чернобыльцев (и приравненных к ним категорий) в пригородных поездах.
Об этом говорится в телеграмме первого вице-президента ОАО "РЖД" Хасяна Зябирова.
Основанием для оформления в пригородных кассах бесплатного билета будет удостоверение о праве на льготы. Никаких других дополнительных документов при этом не потребуется.
В телеграмме также отмечено, что такой порядок проезда чернобыльцев и приравненных к ним категорий граждан будет действовать до особого указания.
Пресс-служба КЖД
***
Президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев в минувшую субботу провел сетевое селекторное совещание, на котором были подведены предварительные итоги работы железнодорожного транспорта по реализации федерального закона ФЗ-122.
За первые две недели 2005 года был достигнут беспрецедентный рост объемов пригородных пассажирских перевозок - в среднем на 8%. "Это говорит о том, что процесс монетизации льгот не оттолкнул пассажира от железнодорожного транспорта, а наоборот", - отметил Геннадий Фадеев. Высокие показатели работы пригородного комплекса были обеспечены, в основном, за счет почти стопроцентного выполнения графика движения поездов, более прозрачного порядка реализации льготного проезда и широкой разъяснительной работы. Первой в списке лучших дорог по реализации нового порядка проезда в пригородных поездах была названа Калининградская.
За две недели пригородными поездами КЖД было перевезено более 100 тысяч пассажиров, в том числе 36 тысяч льготников, а объемы продаж билетов выросли на 49%.
Пресс-служба КЖД
Беседовал Александр Заковряшин