В ожидании стратегии
Олег КИЛЬНИЦКИЙ
"Ведомости"
Энергетика нуждается в определении четкого курса развития
В 2004 году энергетики достигли полной оплаты электроэнергии и вступили в инвестиционный этап - это плюс. В тоже время возникла угроза сворачивания реформ в секторе, а также предпосылки для экстенсивного развития отрасли - это минус.
В прошлом году Украина достигла европейского уровня расчетов за электроэнергию, благодаря чему удалось финансово сбалансировать работу энергокомпаний. Проблема неплатежей приобрела локальный характер регионального уровня и уже не способна существенно дестабилизировать работу энергокомплекса в целом. Это очевидный позитив, который, в частности, позволил энергетикам по результатам года полностью рассчитаться с угольщиками и газовиками, а также перейти к инвестиционному этапу развития отрасли. То есть начать накапливать деньги для развития.
В то же время прошлый год благодаря парламентариям оказался для отрасли потерянным в плане разрешения проблемы энергетических долгов. Многомиллиардная кредиторка продолжает висеть "дамокловым мечом" над энергопредприятиями, парализуя перспективы их развития и провоцируя процесс массовых неконтролируемых банкротств.
Именно долги послужили фактором противостояния между созданной в прошлом году НАК "Энергетическая компания Украины" и финансово-промышленными группами, желающими заполучить контроль над государственными энергопредприятиями через процедуры банкротства.
НАК "ЭКУ", в частности, удавалось отбивать атаки своих негосударственных визави на "Центрэнерго" и "Черкассыоблэнерго". Пожалуй, именно в этом в прошлом годах и прослеживался основной практический результат от создания еще одного "тэковского" государственного сверхмонополиста в лице "Энергетической компании Украины". Напомним, что НАК "ЭКУ" располагает принадлежащими государству контрольными пакетами акций в четырех тепловых, двух гидроэнергогенерирующих генкомпаниях, половине облэнерго, а также в ряде теплоэлектроцентралей.
Окончательные цели существования энергетического НАКа с момента его образования остаются для экспертов по-прежнему неясными. Теоретически создание госхолдинга могло бы оказаться полезным с точки зрения наведения элементарного порядка в государственном энергетическом секторе, однако делать какие-либо окончательные выводы на основе полугодовой деятельности компании преждевременно.
Тем не менее, действия НАКа в 2004 году успели засвидетельствовать о наличии реальной угрозы превращения госхолдинга в инструмент сворачивания рыночных реформ в отрасли. Так, "ЭКУ" не отказывается от намерений пролоббировать введение фиксированных тарифов на электроэнергию тепловых генкомпаний, что уничтожит последний очаг конкуренции в оптовом рынке и приведет к торжеству тотального затратного принципа в ценообразовании на киловатт-час.
Не исключено, что НАКу удастся заполучить полный контроль и над деятельность Совета оптового рынка электроэнергии. Формальное большинство среди десяти голосующих директоров Совета у монополиста и так присутствует. Осталось только превратить формальное большинство в фактическое. Для этого холдингу понадобится на грядущем февральском ежегодном собрании членов рынка провести в состав избирательного органа энергетиков подконтрольных менеджеров. И если подобное случится, заседания Совета энергорынка можно будет проводить прямо в кабинете у руководителя НАК "ЭКУ". Правда, правительственному "тэковскому" блоку в случае реализации подобного сценария придется решить, что делать с Концепцией функционирования и развития энергорынка (ОРЭ), разработанной в свое время под руководством бывшего первого вице-премьера Олега Дубины. А также определиться с перспективами межведомственной комиссии по реализации документа, нацеленного на создание в Украине современного конкурентного энергорынка по аналогии с прогрессивными западноевропейскими моделями.
2004 год стал годом победных реляций по случаю достройки ядерных энергоблоков на Ривненской и Хмельницкой АЭС. Несмотря на это, инвестиционная отраслевая политика продуцирует для экспертов больше вопросов, чем ответов. Так, правительственному "тэковскому" блоку и субъектам рынка пока не удалось изыскать источники и способы привлечения "длинных" инвестиций, а программы сооружения новых генерирующих мощностей и реконструкции электросетей финансируются преимущественно из тарифа на киловатт-час, то есть непосредственно из карманов потребителей. В этих условиях возникает угроза субъективных перекосов в распределении инвестиционных средств, а также создаются предпосылки для экстенсивного развития отрасли, когда критерии экономической целесообразности смешиваются с интересами социальной направленности.
Вопрос о том, зачем торопиться сооружать пятый энергоблок на Ривненской АЭС, когда неизвестно, что делать с четвертым, возник у общественности неспроста. Ответ очевиден: для того, чтобы пообещать работу отраслевым строителям и монтажникам.
С технической точки зрения, процесс инвестирования в 2004 году носил несбалансированный характер, что привело к возникновению технологических проблем с эксплуатацией новых ядерных мощностей.
Куда девать атомную электроэнергию, пока не понятно. Решение придется искать в 2005 году. Проекты расширения экспорта тока, налаживания ночного освещения улиц или перевода домов на электрообогрев носят пока умозрительный характер, так как требуют серьезных вложений в развитие электропоставляющей инфраструктуры. А они невозможны без повышения тарифов на транспортировку электричества.
Непростой проблемой представляется и необходимость оптимального сбалансирования генерирующих мощностей. Растет выработка дешевого атомного электричества, в то время как загрузка тепловых станций, мощность которых и без того используется только на треть, снижается.
Каковым должно быть соотношение в производстве электроэнергии между атомными, тепловыми и гидроаккумулирующими станциями в ближайшей и долгосрочной перспективе? Сколько понадобится угля и газа для ТЭС? Каким корректировкам следует подвергнуть программу "Украинский уголь"? Как следует развивать смежные энергомашиностроительные отрасли в зависимости от складывающейся структуры генерирующих мощностей? На какую научно-технологическую базу ориентироваться? Как, исходя из вышесказанного, выстраивать структурную, техническую, приватизационную, инвестиционную, регуляторную, социальную, экологическую, кадровую и информационную политику в энергетической отрасли?
Очевидно, что ответ на многие вопросы следует искать в рамках доработки Энергетической стратегии Украины до 2030 года, проект которой провисел мертвым грузом на интернет-сайтах в 2004 году.
В прошлом году энергетическая отрасль уже успела ощутить негативное воздействие отсутствия четко продуманной и ясной для понимания стратегии развития.
Год назад "Ведомости" высказывали экспертные мнения, что для разработки такой стратегии необходима соответствующая системная, консолидированная и публичная работа со стороны органов представительской и исполнительной власти, общественных организаций, консалтинговых центров и СМИ. К сожалению, отечественные масс-медиа уделяют недостаточно внимания вопросам экономической политики в целом, и энергетической в частности, сужая сферу своих интересов поверхностными оперативными процессами. В то же время, именно журналистская инициатива способна во многом повысить открытость и прозрачность информационной политики в ТЭК, что позволит энергетической общественности вырабатывать максимально эффективные решения.
(Продолжение - в следующих номерах "ВЕДОМОСТЕЙ".)
НБУ ослабил хватку
Сергей ЛЯМЕЦ
журналист (специально для "Ведомостей")
Регулятор разрабатывает новые правила для капитальных валютных операций
С начала декабря НБУ ограничивал покупку валюты банками и их клиентами. Он вел борьбу за устойчивость банков и восстановление резервов. В январе кризиса не произошло, и ограничения были сняты.
Хотя Владимир Стельмах, восстановленный глава НБУ, и не читает газет, он понимает, что о работе руководителя его ведомства чаще судят не по улучшению экономических нормативов банков, а лишь по нескольким красивым показателям. Например, по росту кредитов экономике или сумме депозитов населения в банках.
Один из излюбленных политиками моментов в работе НБУ - это объем золотовалютных резервов. Многие из них откровенно не понимают, что это такое, подозревая, что где-то в охраняемых хранилищах лежат золотые слитки и долларовые купюры, которые можно "вывезти" из страны, причем непременно вагонами. Соответственно если резервы растут, то и долларов в подвалах НБУ лежит больше, а значит, это благо. А вот если они уменьшаются, то все с точностью до наоборот. Когда, например, бывший и.о. главы ведомства Арсений Яценюк внедрил проведение наличных интервенций для "охлаждения" валютного рынка, только ленивый не "пнул" его за "разбазаривание" резервов.
Придя на пост главы НБУ, Стельмах наверняка знал, как сделать себе имидж буквально в течение месяца. Он-то даже не сомневался, что резервы - это в основном система депозитов в иностранных банках и набор ценных бумаг. И все же, вопреки "несерьезному" Яценюку, новый старый глава ведомства решил нарастить объемы валюты государства. Такой незамысловатый пиар-ход: если долларов и золота в "хранилищах" прибавится, политики автоматически выдадут индульгенцию на многие ошибки, незаметные для неспециалиста.
Безусловно, процессу восстановления резервов сопутствует увеличение количества гривни у банков - восстановление их ликвидности. А это означает своевременное осуществление платежей, работу депо-рынка и прочие блага, не последнее из которых - доверие клиентов. Поэтому борьба за положительное сальдо интервенций НБУ на валютном рынке идет во благо финансовой системе. И все же, по указанной выше причине, вряд ли резервы - последний пункт в списке первостепенных задач нового руководителя НБУ.
То, что Яценюк начал делать в начале декабря в рамках борьбы с оттоком капитала за рубеж, Стельмах поставил на промышленную основу. И даже перестарался, считают банкиры.
Напомним, что в начале прошлого месяца, еще при Яценюке, НБУ ввел обязательную проверку всех заявок от банков на покупку валюты свыше 100 тыс. долл., а потом и 50 тыс. долл. В связи с возросшим объемом работы он даже "передвинул" время проведения торговой сессии с промежутка 12.30-16.30 на период 14.30-17.00. Позже был усилен мониторинг за операциями страховых компаний. Наведя порядок по операциям клиентов и потребовав, чтобы тщательнее проверялись их заявки, регулятор вплотную занялся проверкой собственных покупок подконтрольных учреждений.
Представители нескольких банков рассказали, что примерно со второй половины декабря (а как раз тогда пришел Стельмах) многим из них регулятор отказал в праве приобретать валюту. Аргументацию НБУ банкам понять было не дано - многим из них он просто возвращал заявки с вердиктом "нельзя".
Методичными такие действия стали уже к концу прошлого месяца. Опирались они уже на постановление N643 от 15 декабря - очередные изменения к правилам купли-продажи банками валюты. Документ запрещал банкам во время торговой сессии проводить операции без получения подтвер-ждения их заявки от регулятора.
Но близилась очередная опасность - с началом нового года истекал срок действия постановления N576, которое "замораживало" отток вкладов населения. Очереди под кассами банков грозили очередными проблемами с ликвидностью, и НБУ, очевидно, предпочел перестраховаться. Он решил перекрыть каналы покупки валюты - на фоне оттока депозитов населения в нее могли уйти остатки гривни. В этой связи появилось печально известное постановление N692 от 29 декабря.
Как и предшествующий, новый документ касался многих сторон работы финучреждений. Что касается валютного рынка, некоторые казначеи, прочитав циркуляр, удивились, зачем регулятор отдельным предложением разрешил банкам покупать валюту в рамках и без того существующей длинной валютной позиции (для собственных нужд), а также под клиентские заявки для оплаты теми отдельных операций, которые, порой, были связаны с выводом капитала за рубеж. Все встало на свои места, когда первым же постановлением нынешнего года НБУ слово "можно" заменил на "нельзя". Таким образом, банкам запретили приобретать валюту для себя и для проведения некоторых операций клиентов. Они могли всего лишь закрыть создавшуюся короткую позицию - перекос между активами и пассивами, вызванный излишней продажей валюты.
Некоторым финучреждениям, ходят слухи, все же удавалось покупать валюту в счет длинной позиции, однако это, скорее, были исключения из правил.
Все описанные выше меры, безусловно, повлияли на изменение картины торгов на межбанке.
20 декабря впервые за тридцать дней НБУ выкупил доллары в резервы. До конца прошлого года он делал это еще пять раз, с начала этого до конца прошлой недели - столько же.
И все же, откровенничают финансисты, описанные ограничения, скорее, подпортили кровь банкам и их клиентам. На самом деле, со второй половины декабря, когда стал известен исход выборов, в Украину начался усиленный приток выручки клиентов. Большей частью это были деньги, которые "оставались" за рубежом благодаря правилу 90-та дней, которым разрешается не возвращать деньги в страну. Усилия НБУ по "отфутболиванию" значительной доли заявок банков на покупку просто "отшлифовали" тенденцию.
В начале января самого страшного не произошло - население не ринулось забирать деньги, а наоборот, принесло еще. Поэтому в прошлую среду 692-е постановление отменили.
Вместо спасения утопающих НБУ пришлось заниматься рутинными делами. В очередной раз в закон о госбюджете-2005 включили "вечно временную" норму о перечислении в Пенсионный фонд 1, 5% с суммы покупки безналичной валюты на межбанке, и регулятор напомнил, что уже к моменту начала торгов банки обязаны взыскать сбор со всех клиентов, переведя его на отдельные счета. Декабрьское письмо о специальном режиме покупки валюты страховщиками заменили на корректировки к соответствующему постановлению, которое обязывает тех получить согласие Госфин-услуг на такую операцию. Наконец, на стык двух годов пришлась масса работы, связанной с обслуживанием платежей и предоставлением отчетности.
Безусловно, наряду с ограничением оттока капитала меры НБУ мешали проводить легальные операции. Поэтому как только приток валюты в страну восстановился, регулятор ослабил хватку на горле рынка. Как-никак, резервы растут и без излишнего стимулирования.
Возможности оттока капитала по отдельным схемам опять увеличились. Безусловно, это не стоит воспринимать только со знаком "минус". Поэтому, с одной стороны, отток средств означает лишение отечественной экономики денег, необходимых для ее развития. Но не вызывает сомнения, что в Украине еще не так много безопасных инструментов инвестирования. Значит, лишние деньги если и остаются в стране, идут не на стимулирование экономики, а на приобретение предметов роскоши, раздувая и без того огромные "пузыри" на рынках недвижимости и автомобилей.
Иными словами, отток капитала в таких условиях - благо. Другое дело, если новая власть улучшит инвестиционный климат в стране. Выведенные деньги вернутся обратно, привлекаемые большей нормой доходности. Как метко подметил небезызвестный Джордж Сорос, капитал любит свободу передвижения, а вследствие процессов глобализации это свойство усилилось. А значит, он найдет способы уйти в том направлении, которое считает нужным.
Регулятору, очевидно, такая психология не чужда. Хотя это не означает, что он отказался от борьбы с оттоком капитала. До конца февраля будут разработаны новые правила покупки резидентами валюты для осуществления капитальных операций. Возможно, НБУ станет бороться и с покупкой валюты под операции импорта без ввоза товаров - именно этим путем, судя по платежному балансу Украины, из страны уходит основная масса средств.
В ближайшее же время валютный рынок ждет другая интрига. Со следующего месяца НБУ планирует смягчить 2-процентное ограничение на отклонения курса доллара в обменках от официального. Возможно, 2% превратятся в 5% или 7%, или даже 10%. В крайнем случае, ограничение будет снято вообще.
Что произойдет с курсом, неизвестно. Купить наличную валюту все еще трудно, а долларовые интервенции НБУ исчезли как вид еще в декабре. Поэтому не исключено, что после расширения или отмены коридора цена доллара в обменках может "подскочить". Безусловно, НБУ излучает оптимизм, с начала декабря укрепив официальный курс уже на 17 пунктов. Банкиры тоже утвер-ждают, что цена доллара не "выстрелит".
И все же интрига остается. Вряд ли банкиры - те самые независимые эксперты, которым стоит доверять в этом вопросе. Как-никак, чем шире коридор, тем больше возможностей заработать на обмене.
Трудности вступления
Иван КОВАЛЬ
"Ведомости"
Сельскохозяйственная интеграция бьет по крестьянам стран-кандидатов
Модные ранее и актуализировавшиеся после выборов планы вхождения Украины во Всемирную торговую организацию и Европейский Союз обострили вопрос о будущем отечественного села. Впору изучать опыт других государств.
Путь в мировое экономическое сообщество отнюдь не услан розами. И пока чиновники вне зависимости от названия страны и ее общественного устройства пожинают многочисленные дипломатические красоты, "маленьким гражданам" обычно достаются шипы.
Глобальных тенденций, похоже, побаиваются даже большие страны. Как считают представители Китайской национальной корпорации по импорту-экспорту сельскохозяйственной продукции и продовольствия, членство Пекина в ВТО повредит агросектору Поднебесной. Снижение таможенных тарифов и более открытый доступ к китайскому продовольственному рынку негативно отразятся, в первую очередь, на сельскохозяйственных производителях, экспортерах зерна и перерабатывающих предприятиях.
По данным специалистов корпорации, импортированная в Китай аграрная продукция станет конкурентоспособной уже в этом году. Именно в 2005-м истекает трехлетний срок, во время которого действовала политика защиты внутренних производителей. Напомним, в 2001-м, перед вступлением Китая в ВТО, средний уровень налогов на импорт сельхозтоваров составлял 21, 2%, а с 2005-го уровень ввозных пошлин будет уменьшен до 15, 3%.
Ряд китайских компаний уже рассматривает вариант отказа от производства некоторых продуктов, ввоз которых планируется либерализировать. Ничего странного - по сниженным таможенным пошлинам в страну уже разрешен импорт 9, 6 млн. тонн пшеницы, 2, 7 млн. тонн риса, 7, 2 млн. тонн кукурузы и почти 2 млн. тонн сахара.Прогнозируется, что от снижения ввозных налогов в первую очередь пострадают производители растительных масел. В 2005 году правительство уменьшило таможенную пошлину в пределах квоты с 17% до 9%, а в 2006-м квоту и вовсе придется отменить. По мнению экспертов, это приведет к дальнейшему росту импорта. Так, в 2004 году Китай ввез из-за рубежа 9, 6 млн. тонн растительного масла, что на 68% больше, чем в 2003-м, и превышает объемы внутреннего производства.
Последние данные лишь подтверждают эту тенденцию: за период с января по октябрь 2004-го импорт рапса увеличился на 200% до 308 тыс. тонн.
Кроме того, уже сейчас из-за некоторых технических нюансов, например, особенностей упаковки и санитарно-ветеринарных норм, экспорт ряда товаров из Поднебесной, прежде всего, продукции животноводства, овощей и фруктов является затруднительным. Полное же открытие в следующем году китайского рынка для иностранных компаний может окончательно обанкротить большинство мелких торговцев и мануфактурщиков.
"Свадьбу" той или иной страны с Евросоюзом также трудно назвать безоблачной.
Как прогнозируют аналитики, возможное вступление Турции в ЕС, которое, вероятнее всего, произойдет не ранее 2015 года, укрепит и разнообразит сельское хозяйство блока. С другой стороны, многочисленные изготовители продуктов питания из ЕС-25 получат доступ к 80 млн. турецких потребителей со всеми вытекающими последствиями для местных предприятий.
В любом случае процесс объединения обещает быть затяжным. Реформирование аграрного сектора страны стало одним из главных условий ее вступления в содружество. Еврочиновников можно понять - государство, являющееся крупным производителем продовольствия, увеличивает площадь угодий блока на 23%.
"У Турции в Евросоюзе есть значительный потенциал.В нынешнее время посевная площадь зерновых этой страны составляет четверть от аналогичных угодий ЕС. Таким образом, государство в перспективе может стать крупнейшим производителем товара номер один в Старом Свете, в том числе за счет увеличения урожайности зерновых - сейчас она ниже, чем в странах блока", - сообщили в комментарии "Ведомостям" специалисты информационной компании "ПроАгро".
На руку Турции сыграет и ее выгодное географическое положение: благодаря меньшим затратам на морские перевозки она сможет "подвинуть" других поставщиков зерна - Францию, Великобританию и Германию, продающих товар в страны восточного Средиземноморья. А на рынке овощей и фруктов турецкая продукция способна занять 40%, вместо нынешних 20%.
В то же время, присоединение Турции к ЕС может стать для нее проблемным, в частности из-за неудовлетворительного состояния существующих в этой стране ветеринарных стандартов, которые "далеки от европейских", и непрозрачности данных об объемах внутреннего производства.
По словам аналитиков, этот во многом тернистый путь уже проходили другие новички Евросоюза. Отдельные успехи есть - Польша стала третьим в ЕС-25 производителем сахара, а урожай кукурузы в Венгрии влияет на рынок всей Европы. Станет ли удачной интеграция других стран-кандидатов, пока непонятно.
"Воздействие Турции на аграрный рынок блока будет напрямую зависеть от возможной отмены субсидирования сельского хозяйства, чего требует ВТО", - напоминают эксперты.
Похоже, тема господдержки отрасли еще долго будет будоражить умы и кошельки селян и политиков, а также неоднократно станет камнем преткновения в ходе всевозможных интеграционных процессов. Вот свежий пример: в конце декабря австралийские сельхозпроизводители начали выказывать недовольство "неприлично высоким" уровнем субсидирования фермеров в США.
Комментируя последний доклад относительно госпомощи американским селянам, президент Зернового совета Австралии Кейт Перрет отметил, что объем субсидий, выплаченных фермерам США в 2003 году, составил 16, 4 млрд. долл., что на 27% больше, чем в 2002-м. Общий объем субсидий, выплаченных с 1995 года, достиг 131 млрд. долл.
Интересно, что в 2003 году 72% всех платежей получили только 10% фермеров. К слову, в Украине это соотношение еще сильнее сдвинуто в пользу "тяжеловесов". Президент Зернового совета Австралии особо подчеркнул, что мелкие сельхозпроизводители в США получают минимальную помощь, и напомнил, что австралийские производители зерна вообще лишены правительственной поддержки.
Впрочем, недовольны собственным аграрным сектором и сами чиновники, причем не только стран, стоящих в очереди на "интеграционный прием", но и государств - хозяев положения. Так, минсельхоз Франции недавно объявил о намерении через два года начать радикальное реформирование сельского хозяйства страны согласно плану, утвержденному Еврокомиссией в 2003 году.
Основная идея преобразований - разделение выплат фермерам, то есть усиление зависимости размера дотаций от объема произведенной продукции. По мнению чиновников, это позволит снизить перепроизводство некоторых товаров, например, вина и масла - французские крестьяне, пытаясь получить денежную помощь от государства, как оказалось, выпускают, слишком много еды. Подробности трансформации пока не известны, однако, по предварительным данным, до 25% финансирования достанется растениеводческим хозяйствам.
Общая же цифра госпомощи евроселянам способна ввергнуть в шок их собратьев в пока неприсоединившихся государствах: несмотря на "радикальные реформы", ЕС не планирует снижать общий объем выплат сельскому хозяйству, достигающий ныне 43 млрд. евро в год.
Для сравнения - аналогичные украинские цифры.Всего на нужды агропромышленного комплекса в 2005 году государство выделило 4 886 млн. грн., в том числе на развитие животноводства и растениеводства - 619, 5 млн. грн.
Сами селяне пока в неведении о предстоящих потрясениях. "Слышал я такие названия. О ВТО и Евросоюзе часто по телевизору говорят, но как вступление в эти организации повлияет на нашу работу, я не знаю. Там в Киеве много чиновников сидит, пускай думают", - резонно отметил в комментарии "Ведомостям" фермер-единоличник из Тернопольщины Владимир Олийнык.
И последнее. Украина, по прогнозам чиновников и экспертов, может присоединиться к ВТО уже в нынешнем году. ЕС стране пока, похоже, "не светит". И еще не известно, кому повезет.