Нефть дорожает, а страна не богатеет,

Считает Александр Сакович, начальник отдела доходов и таможенно-тарифной политики Минфина РФ

С 1 августа 2004 года пошлина на экспорт нефти выросла более чем на треть - с 41, 6 до 69, 9 доллара за тонну. Это значит, что доходы бюджета резко возрастут. Однако до сих пор неизвестно, прольется ли нынешний "нефтяной дождь" бездарно, осядет ли он в карманах нефтяных королей или все же заложит основы хотя бы символического благосостояния нашего богатого де-юре и бедного де-факто народа?

- Александр Владимирович, правительство установило новые таможенные пошлины. С чем связано подобное решение? И куда идут средства от их сборов?

- В федеральный бюджет. А размер пошлин устанавливает не правительство, а закон. Нефтяники сетуют на высокие пошлины, но в этом есть немалая доля лукавства. Пункт 4 статьи 3 Закона о нефтяном тарифе был продавлен нефтяным лобби предыдущей Думы. Механизм как таковой прописан Минфином. Пошлина устанавливается на два месяца на основании мониторинга цен на нефть за предыдущие два месяца. Например, по итогам мониторинга мая-июня новая ставка пошлины вступит в силу с 1 августа. В случаях, если цены колеблются от 15 до 25 долларов за баррель, пошлина устанавливалась в размере 35% от разницы цен. Если котировки превышали 25 долларов за баррель, добавляется еще 40% от дополнительных поступлений. Сегодня цены на нефть высокие, и поэтому новая пошлина будет более жесткой для нефтяников: ведь рост цен на мировом рынке является заслугой рынка, а не усилий правительства. Впрочем, сами нефтяники вряд ли сильно пострадают от повышения ставки пошлины: ведь в ценовом интервале между 15 и 25 долларами за баррель они получают по 40 долларов прибыли с каждой тонны нефти. А если ее цена приближается к 35 долларам за баррель, они получают прибыль 55 долларов за тонну. Это уже сверхприбыль. Поэтому новая шкала налогообложения устанавливает, что если цена за баррель нефти свыше 25 долларов, то общая сумма налога на прибыль, НДПИ и пошлины составляет более 90% от прибыли. Таким образом, доходы нефтяников все равно будут расти, но уже не такими высокими темпами, как им хотелось бы.

- А помогают ли высокие цены на нефть решать социальные проблемы сегодня, когда пик выплат по внешним долгам уже пройден?

- К сожалению, нет, так как все бюджетные расходы уже определены Законом о бюджете 2004 года. Дополнительные доходы, возникающие в том случае, если цена нефти превышает 20 долларов за баррель, идут в "копилку" - Стабилизационный фонд. Там же накапливаются поступления от взимания налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Средства Стабфонда могут быть потрачены только на ликвидацию бюджетного дефицита, возникшего в условиях отрицательной конъюнктуры цен на нефть. В законе прописано, что Стабфонд должен накопить 500 млрд. рублей, прежде чем появится возможность возмещения из его средств не только бюджетного дефицита, но и социальных трат.

- Что вам подсказывает интуиция - как долго цены на нефть будут оставаться такими же высокими?

- Сегодня цена на марку Urals сложилась на уровне 43, 5 доллара за баррель. Аналитические агентства, с которыми мы работаем, считают, что по разным причинам (нестабильность в Ираке, повышение спроса на бензин в США) котировки нефтяных контрактов будут расти. Создается впечатление, что высокие ценовые уровни продержатся долго. Такие цены на нефть были только в самом начале 80-х годов, в пик эмбарго поставок нефти в США. В тех условиях СССР продавал нефть по ценам выше 30 долларов за баррель. Правда, в апреле 1986 г. нефть упала до 12 долларов и все наши судорожные попытки нарастить экспорт к успеху не привели. Тогда-то и возрос внешний долг. Ценовой нефтяной кризис - это проверка на прочность для любого правительства. Ее испытали на себе Горбачев, Гайдар, Кириенко, и мы знаем, с каким результатом.

- Мы активно продаем энергоресурсы нашим ближайшим соседям - странам СНГ - по заниженным ценам. Судя по всему, выгоды от такого бизнеса по-русски не имеем. Эта торговля - вопрос политический или все-таки экономический?

- Безусловно, поставки нефти и газа в страны СНГ являются своеобразным рычагом во взаимодействии с ними. А выгодно-невыгодно - тут надо посчитать. В Европу "Газпром" продает газ по цене 130 долларов за тысячу куб. м, в Белоруссию - по 30, Украину - по 50, в страны Балтии - по 70, Молдову - по 80. За нефть, которую мы качаем по нефтепроводу "Дружба", второй по объемам потребитель нефти среди стран СНГ - Украина (я не беру Белоруссию: у нас единое государство, поставляемая нефть пошлиной не облагается) - платит 28 долларов за баррель; Чехия, Словения, Польша, Германия - 34. Вроде бы в торговле с эсэнгэшными партнерами Россия проигрывает. Но в соглашениях с ними заложен принцип взимания НДС по стране назначения (куда товар доставляется), за исключением нефти и газа. В этом случае НДС платится стране-поставщику и поступает в ее бюджет. Это дает казне ежегодно около 1 млрд. долларов. Проигрывают ли наши экспортеры? Украина, Молдова, Прибалтика являются транзитными странами, по которым идет труба дальше на Запад. В соглашениях о поставках оговариваются две цифры - цена газа (или нефти) плюс тариф на транзит по трубе по территории этих стран. Кто не гонится за высоким тарифом за прокачку нефти, тому цена за поставляемую нефть назначается ниже.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости