На официальном сайте правительства РФ опубликованы интервью федеральных министров о том, каким они видят наступивший год. Вероятно, по ним можно составить общее представление о грядущей политике правительства.
Правда, жизнь уже заставила внести в эту политику некоторые коррективы. В частности, по всей стране прокатилась волна бунтов бывших льготников, первая волна. Через некоторое время, возможно, покатится еще одна. Интервью же готовились до того. Но мы решили оставить все как есть.
Министр экономического развития и торговли Герман Греф
В 2005 году остаются приоритетными задачи, решение которых было начато в предыдущие годы. Это развитие финансовой системы страны, реструктуризация естественных монополий, совершенствование земельного законодательства, реформирование судебной системы и правоохранительных органов. Будет продолжена планомерная работа по переводу вооруженных сил на контрактные принципы формирования. Особо следует отметить блок социальных вопросов, важнейшими из которых являются реформирование системы образования и здравоохранения.
Актуальным является продолжение пенсионной реформы. Минэкономразвития направило в Государственную Думу законопроекты "О страховом взносе на финансирование профессиональных пенсионных систем" и "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации", которые будут рассмотрены во втором и третьем чтении в феврале-марте 2005 года. Также в первом чтении в апреле 2005 года Думой будет рассмотрен законопроект "О порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностях инвестирования средств пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан пенсионного возраста в Российской Федерации".
Сегодня около 12 млн. семей нуждаются в улучшении жилищных условий, и поэтому необходимо развивать ипотеку. Но для того, чтобы ипотека стала массовой, нужна государственная поддержка.Мы поставили задачу к 2008 году выйти на выдачу 1 млн. ипотечных кредитов в год. Принята и с 1 февраля 2005 года будет формироваться новая накопительно-ипотечная система обеспечения жильем военнослужащих.
Хотелось бы обозначить два вопроса, которые я считаю на сегодняшний день самыми важными и в направлении которых нами будет проводиться серьезная работа.
Первый - продолжение административной реформы. Во многом от успешной реализации этой реформы зависит успех и большинства других. В феврале 2005 года вступит в силу Федеральный закон "О государственной гражданской службе", что создает хорошую основу для внедрения основных принципов административной реформы в деятельность каждого органа исполнительной власти, каждого чиновника.
Другим важнейшим вопросом следует назвать реформу правоохранительных органов и судебной системы. Очевидно, что система правоприменения стала камнем преткновения, преграждающим путь к реализации почти всех остальных инициатив. Первый шаг уже сделан - состоялись обсуждения по формированию индикаторов оценки эффективности деятельности правоохранительных органов. В апреле 2005 года будет введена в эксплуатацию полнофункциональная версия Правоохранительного портала.
2005 год будет определяющим в области реформы недро- и природопользования, продолжится работа по совершенствованию законодательства в этой сфере. Подготовлены проекты новых редакций Лесного и Водного кодексов, которые сейчас проходят стадию юридического согласования в правительстве Российской Федерации. Уже образованы федеральные органы исполнительной власти по управлению водными и лесными ресурсами. В последующие годы будет организован кадастровый учет природоресурсных объектов на всей территории страны.
Также будет продолжена работа над законодательством о реструктуризации бюджетного сектора, о реализации механизмов государственно-частного партнерства, в частности над законом "О концессионных соглашениях". Планируется принятие концепции реформы корпоративного законодательства и поправок в ряд законопроектов в этой важнейшей сфере. Начнет функционировать система бюджетирования по результату.
Министр финансов Алексей Кудрин о Стабилизационном фонде
Для чего нужен стабфонд?
Во-первых, для того, чтобы создать запас прочности на случай резкого снижения цен на нефть. Во-вторых, чтобы не ослабить нашу экономику избыточным предложением валюты при высокой цене за баррель. Нужен стабфонд и для того, чтобы заморозить излишки рублевой массы от нефтяных свердоходов, не допустить чрезмерного укрепления рубля и роста инфляции, а значит обеспечить стабильность курсовой политики - это одно из решающих условий развития экономики.
Каков механизм работы фонда?
В начале 2004 года правительство перечислило на счет стабфонда первые 106, 3 млрд. рублей - финансовый резерв за прошлый год. Счета стабфонда ведутся отдельно от бюджетных и находятся в Центробанке. На них ежемесячно поступают определенные виды налогов от "дополнительных" доходов нефтяников - то есть тех, что получены при цене нефти выше 20 долларов за баррель. Кроме того, ежегодно, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года. В случае снижения цены на нефть ниже базовой накопленные средства могут использоваться для покрытия дефицита бюджета.
В случае, если цены на нефть будут и в дальнейшем оставаться на высоком уровне, средства стабфонда могут быть вложены в ценные бумаги стран, имеющих самый высокий рейтинг рейтинговых агентств "ААА" со средней доходностью 3- 4% в год. А это значит, что данные вложения будут высоколиквидными, с наивысшей степенью защиты.
Часто приходится слышать, что средства из стабфонда, превышающие 500 млрд., можно было бы направить на социальные программы.
Это ошибочная позиция. Надо отдавать себе отчет, что высокие нефтяные цены - это выигрыш в лотерею: сегодня есть, завтра - нет. Серьезные проблемы, например, та же борьба с бедностью, решаются стабильными успехами экономики. А вбросить одномоментные доходы в экономику означает разогнать инфляцию до угрожающего уровня. Поэтому чрезвычайно важно уберечь "неприкосновенный запас" и не пустить его на текущее финансирование непроцентных расходов.
А мероприятия по досрочной выплате внешнего долга? Эти планы тоже вызывают разные оценки...
Что касается финансирования оплаты госдолга, то подобные мероприятия законом о стабфонде предусмотрены, но осуществляться могут лишь тогда, когда объем его средств превысит 500 млрд. рублей. Эту сумму мы уже накопили. В наступившем, 2005 году, Россия может досрочно выплатить около $10 млрд. внешнего долга, из них 6 млрд. - Германии, в случае, если такое решение будет одобрено и странами-кредиторами, и правительством РФ. Переговоры по этому вопросу ведутся сейчас в рамках Парижского клуба. В случае успешного осуществления досрочного погашения внешнего долга мы только за счет сокращения процентных платежей сэкономим миллиарды долларов.
Размещение средств стабфонда в зарубежные бумаги вызвало немало резких замечаний. Мы, мол, кредитуем экономики успешных стран и имеем с этого гроши...
Хочу напомнить - стабфонд не есть коммерческий проект и мы не стремимся к немедленному получению высокой прибыли, рискуя самим фондом. Принимая решение, мы ставили совершенно иные задачи, руководствовались иными требованиями. Во-первых, для нас было важно, чтобы бумаги сами по себе обладали высокой степенью надежности. Второе, не менее принципиальное требование - возможность по первому требованию обменять их на "живые" деньги, если у нас возникнет такая необходимость. Таких бумаг немного, доход по ним невысок, но стабилен.
Ну не отказываемся же мы от покупки импортных товаров, что напрямую является вложением средств в экономику других государств, в том числе и в бюджетные расходы, т.к. стоимость данных товаров уже включает в себя налоговую составляющую этих стран.
Можно ли сказать, что вы полностью отрицаете возможность вложения средств стабфонда в российскую экономику?
Такие утверждения неоправданное упрощение. Мы ни в коем случае не отрицаем необходимость дополнительного финансирования инфраструктурных проектов, за которые отвечает государство и которые не имеют окупаемости ни в годовом, ни даже в пятилетнем периоде, но зато в целом влияют на улучшение экономической ситуации в перспективе. Например, в строительство дорог или аэропортов. Но важно помнить, что значительное увеличение непроцентных расходов существенно увеличит инфляцию. Смысл того, что мы предлагаем, в первую очередь в том, чтобы определиться, что важнее на данном этапе: выплатить внешний долг и сэкономить на процентных платежах или продолжать платить проценты, но увеличить вложения в дополнительные проекты, повышая тем самым инфляцию. Минфин предлагает следующий компромисс - $2 млрд. при высоких ценах на нефть ежегодно будем вкладывать в инфраструктуру, а остальную часть стабфонда, превышающую неснижаемый объем, направлять на погашение и сокращение госдолга.
Итак, стабфонду уже год. Можно ли сделать вывод о том, что он выполняет возложенные на него задачи?
Безусловно. Стабилизационный фонд по-настоящему заработал. Уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что при снижении цен на нефть ниже 15 долларов за баррель, Россия сможет в течение двух лет исполнять все бюджетные обязательства, обеспечить макроэкономическую стабильность и снижение инфляции, а также сохранить рост экономики. За это время правительство РФ сможет принять все необходимые меры, которые впоследствии позволят экономике страны развиваться стабильно. В этом и есть главная роль "стабилизатора".
Министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу
Важнейшей составляющей национальной безопасности нашей страны является защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение пожарной безопасности. Деятельность МЧС России направлена на решение этих непростых задач.
За 11 месяцев 2004 года в Российской Федерации зарегистрирована 951 чрезвычайная ситуация природного, техногенного и биолого-социального характера, в результате которых погибли 2 077 человек и свыше 22 тысяч человек пострадали. Усилиями спасателей и пожарных были спасены свыше 93 тысяч человек. Цифры очень серьезные, хотя в 2004 году впервые за многие годы удалось снизить общее количество пожаров на 3, 5%, а число погибших в них людей - на 5, 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В 2005 году приоритетными направлениями деятельности нашего министерства остаются прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций. Мы планируем завершить разработку проекта федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года". Эта программа будет наполнена новыми направлениями, связанными с сейсмической, пожарной, транспортной и информационной безопасностью, устойчивостью жилищно- коммунального хозяйства, совершенствованием системы гражданской обороны.
Другое важное направление нашей деятельности - совершенствование системы реагирования на чрезвычайные ситуации. В будущем году нам предстоит продолжить работу по перегруппировке и качественному переоснащению сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС и тушению пожаров. Это связано, прежде всего, с изменениями в законодательной базе в области защиты населения и территорий, разграничением сфер ответственности между федеральными и местными органами исполнительной власти.
В целях повышения оперативности реагирования мы будем совершенствовать функционирование созданных во всех субъектах Российской Федерации единых дежурно-диспетчерских служб на базе телефона "01" и вводить их в муниципальных образованиях. Кроме этого, МЧС России приступит к реализации распоряжения правительства Российской Федерации по информированию и оповещению населения о различных угрозах в местах массового скопления людей с применением современных технических средств.
В 2005 году будет продолжена работа по созданию и совершенствованию локальных систем оповещения населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов. Уже проведена реконструкция и организована опытная эксплуатация федеральной и четырех региональных автоматизированных систем оповещения населения в Южном, Северо-Западном, Сибирском и Дальневосточном региональных центрах.
Проводимая в стране административная реформа, определяющая разграничение полномочий между различными уровнями власти, выдвигает на первый план вопросы оптимизации структуры управления в центре и на местах. Указом президента РФ от 11 июля 2004 года реорганизована структура министерства, созданы территориальные органы, конкретизированы задачи, функции и полномочия МЧС России. Реформа направлена на исключение дублирования функций, повышение управляемости силами и средствами и сокращение финансовых затрат. МЧС России приложит все усилия, чтобы реформирование нашей системы позволило нам еще более оперативно и эффективно реагировать на чрезвычайные ситуации различного характера и оказывать помощь каждому конкретному человеку.
Министр юстиции Юрий Чайка
Главная задача в 2005 году - сохранить и приумножить темпы реформирования и дальнейшего развития системы юстиции. В настоящее время завершаются организационные работы по исполнению указа президента Российской Федерации, в соответствии с которым в системе Минюста России созданы Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба и Федеральная служба судебных приставов. Уверен, что эти преобразования позволят, прежде всего, усилить эффективность работы ведомства, сократить ненужные бюрократические структуры, повысят ответственность сотрудников. Это потребует от нас напряженной творческой работы, консолидации и максимального приложения имеющихся сил, ответственного подхода к делу.
Важнейшим из направлений деятельности министерства в 2005 году, как и прежде, остается сохранение единства правового пространства и обеспечение законопроектной деятельности правительства Российской Федерации. Министерством создан уникальный в своем роде федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В настоящее время в нем содержатся более 190 тысяч актов. Работа над регистром способствует приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным. В результате количество актов, не соответствующих федеральному законодательству, снизилось с 33% до 1, 4%. Учитывая необходимость дальнейшего обеспечения единства правового пространства, Минюст России совместно с администрациями Приморского края и Камчатской области в порядке эксперимента ведет работу по созданию на базе федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации регистра нормативно-правовых актов местного самоуправления. В этих целях администрациями указанных регионов проводится юридическая экспертиза муниципальных актов. Минюст России, со своей стороны, продолжит методическое и информационно-технологическое обеспечение этой работы. Представляется, что такая работа должна быть организована во всех субъектах Российской Федерации. В связи с этим в 2004 году Минюст России обратился к президенту Российской Федерации с просьбой поручить правительству совместно с органами исполнительной власти субъектов федерации рассмотреть указанный вопрос и внести предложения по организации этой работы.
Для успешной борьбы с терроризмом по поручению президента Минюстом совместно с МВД, ФСБ и Генеральной прокуратурой подготовлен законопроект "О противодействии терроризму". В нем впервые вводятся понятия "контртеррористической операции", "террористической акции" и "терроризма". Так, понятие "терроризм" определено на основе анализа самого явления, а также существующих понятий в международно-правовой практике. Впервые включены вопросы деятельности региональных антитеррористических комиссий, скорректированы полномочия субъектов борьбы с терроризмом, а также вводится понятие режима террористической опасности, по-новому определены принципы, понятия, организационные и координационные механизмы противодействия терроризму. Разрабатывается и Европейская конвенция по борьбе с терроризмом, которую мы хотели бы открыть к подписанию в первом полугодии 2006 года, когда Россия будет председательствовать в Совете Европы. В рамках диалога между Россией и Советом Европы было одобрено предложение Минюста России создать единый регистр нормативно-правовых актов, прежде всего направленных на борьбу и противодействие терроризму. При создании регистра европейские эксперты учтут опыт России, где уже создан регистр нормативных актов, включающий нормативные акты всех субъектов федерации.
Минюст России намерен расширять международное сотрудничество. Одним из направлений в этой области является совершенствование договорно-правовой базы взаимоотношений России с иностранными государствами в правовой сфере. Подписаны договоры и соглашения с Мексиканскими Соединенными Штатами, Италией, Республикой Болгария, Финляндской Республикой и другими государствами. Впервые по инициативе министерств юстиции Российской Федерации и Финляндской Республики при поддержке Комиссии Европейских Сообществ в июне 2004 года в Санкт-Петербурге состоялась международная конференция "Россия и ЕС: перспективы экономической и правовой интеграции". Цель конференции - обеспечение готовности Евросоюза и России к обсуждению вопросов экономической и правовой интеграции, направленной на достижение экономического роста и развитие связей, а также на обеспечение благосостояния и безопасности в Европе.
В 2005 году продолжится работа по разработке концепции поэтапного создания в стране разветвленной структуры государственных юридических бюро. Являясь в некоторой степени альтернативой адвокатуре, система государственных юридических бюро позволит весьма эффективно обеспечивать права и интересы граждан, не имеющих возможности оплачивать услуги адвокатов. Такая система успешно действует, например, в Финляндской Республике. По итогам моего визита в эту страну Минюст России обратился с предложением к президенту использовать такой положительный опыт для оказания юридической помощи малообеспеченным категориям граждан в Российской Федерации. И президент одобрил инициативу. В рамках его поручения решено в порядке эксперимента временно создать государственные юридические бюро на базе территориальных органов Министерства юстиции с последующей оценкой опыта их работы.
2005 год станет также новым периодом в реформировании уголовно- исполнительной системы. На этом пути уже удалось добиться существенного улучшения условий содержания в следственных изоляторах. Нормы жилой площади на одного заключенного достигли международных стандартов - четыре квадратных метра на человека. За два последних года по стране введено 13 тысяч мест в следственных изоляторах. В системе ГУИН улучшилась ситуация с больными туберкулезом. За это же время численность осужденных в местах лишения свободы и лиц, находящихся в следственных изоляторах, сократилась и составляет в настоящее время немногим более 700 тысяч. Минюст разработал законопроект об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах заключения, а также проект об увеличении времени пребывания детей в домах ребенка при исправительных учреждениях.
Министр обороны Сергей Иванов
Главная задача Вооруженных Сил РФ в 2005 году остается прежней и заключается в противодействии существующим угрозам безопасности Российской Федерации, обеспечении защиты ее экономических и политических интересов.
В этой связи руководство Министерства обороны сосредоточит свое внимание, прежде всего, на таких важных направлениях, как организация более тесной координации всех составных частей системы национальной обороны; поддержание ядерных сил на уровне, обеспечивающем гарантированное сдерживание от развязывания агрессии против Российской Федерации и ее союзников; повышение боевого потенциала и улучшение состояния сил общего назначения, в первую очередь, соединений и воинских частей постоянной готовности.
Кстати сказать, в соответствии с Федеральной целевой программой перехода на контрактный принцип комплектования военнослужащими-контрактниками должны быть укомплектованы 39 соединений и воинских частей. Это порядка 40 тысяч должностей солдат, матросов, сержантов и старшин.
Безусловно, важной будет являться работа по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы функционирования Вооруженных Сил, в том числе по переработке положений об органах военного управления в соответствии с утвержденной структурой Министерства обороны.
Будет продолжено также плановое оснащение войск и сил новыми и модернизированными образцами вооружения и военной техники.
Не останется без внимания и такое направление нашей деятельности, как усиление социальной защищенности военнослужащих, членов их семей и ветеранов военной службы, а также принятие мер, призванных поднять престиж военной службы и, в первую очередь, переход к ипотечно-накопительной системе обеспечения военнослужащих жильем.
Кроме того, считаю необходимым отметить, что 2005 год является завершающим в выполнении пятилетнего плана военного строительства. Поэтому нам предстоит закончить разработку ряда концептуальных документов долгосрочного планирования, которые будут определять дальнейшее развитие военной организации государства.
Среди них я бы назвал Концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2021 года; замысел строительства и развития Вооруженных Сил на период до 2016 года; государственную программу вооружения на период до 2015 года; федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны страны на период до 2025 года.
Министр внутренних дел Рашид Нургалиев
Основные усилия органов внутренних дел в 2005 году будут, как и прежде, сосредоточены на таких важнейших направлениях, как защита конституционных прав и свобод личности от правонарушений, борьба с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, организованной преступностью и коррупцией, незаконной миграцией, подрыв экономических основ организованной преступности, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенствование профилактической деятельности, укрепление учетно- регистрационной дисциплины и оптимизация системы управления. Продолжится курс на последовательное повышение роли социально обслуживающей функции органов внутренних дел, формирование качественно новых по характеру и содержанию отношений между населением и милицией.
Для решения этих задач уже предприняты меры по системной реорганизации аппарата МВД, укреплению подразделений, осуществляющих непосредственную борьбу с преступностью, за счет значительного сокращения числа аппаратных работников. Ведется бескомпромиссная борьба с укрывательством преступлений и нарушениями законности в деятельности органов внутренних дел. Сегодня оценочные факторы оперативно-служебной деятельности сориентированы на главную цель реформы: обеспечить реальную защиту законных прав, свобод и имущества граждан и предпринимателей.
Одной из основных задач в 2005 году является достижение нового качественного уровня в борьбе с международным терроризмом, основанного на формировании вновь создаваемой государственной антикризисной системы противодействия терроризму. Главная - не допустить повторение трагедий в Беслане и Москве, обезопасить авиационные и железнодорожные перевозки.
В связи с этим особое внимание мы планируем уделить ликвидации каналов финансовой подпитки террористов и экстремистов через банковские и коммерческие организации, проверкам юридических лиц, поддерживающих контакты с экстремистскими и террористическими формированиями. Особое значение будет уделено дальнейшему укреплению профессиональных связей с правоохранительными службами зарубежья.
Рассчитываем на самую серьезную поддержку представителей и духовных лидеров различных религиозных конфессий в разъяснительной работе среди граждан, особенно среди молодежи.
Дальнейшее продвижение по пути декриминализации обстановки в стране мы видим, прежде всего, в активизации оперативной составляющей работы органов внутренних дел, в приоритетном обеспечении нужд оперативных служб, находящихся на переднем крае борьбы с преступностью.
Полномасштабно будет задействован резерв, который мы видим в возрождении системы предупреждения преступлений. Большие надежды связаны с реализацией курса на привлечение общественности к мероприятиям по охране общественного порядка. В стране назрело понимание факта, многократно подтвержденного нашей российской и всемирной историей, что роль и участие общества, населения, гражданина в оказании помощи милиции в борьбе с преступностью является основным условием успеха.
Мы твердо уверены, что усилия органов внутренних дел, поддержанные народом и руководством страны, не позволят криминальным процессам выйти из-под контроля и обеспечат в стране стабильный правопорядок.
Министр иностранных дел Сергей Лавров
В 2005 году деятельность Министерства иностранных дел будет, как и прежде, нацелена на обеспечение надежной безопасности страны и максимально благоприятных внешних условий для ее социально-экономического развития.
Одним из центральных международных событий года будет празднование в Москве 60-летия Победы над фашизмом с участием высших руководителей широкого круга государств мира. Приняты решения ООН и ОБСЕ о праздновании этого события.
Нашим главным приоритетом остается развитие отношений со странами СНГ. В качестве председателя Содружества в 2005 г. Россия будет активно способствовать работе по совершенствованию механизмов Содружества и других интеграционных структур (ШОС, ЕЭП, ОДКБ, ЕврАзЭС, ЦАС). Будем вносить конструктивный вклад в урегулирование конфликтов на постсоветском пространстве в рамках действующих международных форматов.
Россия готова и дальше строить партнерские отношения с США, прежде всего в борьбе с терроризмом. На европейском направлении нашей главной задачей будет завершение совместной работы с Европейским союзом над "дорожными картами" по четырем общим пространствам в области экономики, внутренней и внешней безопасности, образования, науки и культуры.
В рамках многовекторной внешней политики Россия будет наращивать сотрудничество с Китаем, Индией и государствами, входящими в состав интеграционных объединений Азиатско-Тихоокеанского региона (АТЭС, АСЕАН и др.). В 2005 г. состоится первый саммит Россия-АСЕАН. Основное внимание будет уделено использованию новых возможностей для наращивания экономического сотрудничества со странами АТР, Латинской Америки и Африки.
Продолжая курс на укрепление ООН, Россия примет активное участие в коллективных усилиях по реформированию Организации с учетом рекомендаций "группы мудрецов". Конечная цель - способствовать формированию более безопасной и устойчивой системы международных отношений, которая в наибольшей степени отвечала бы интересам равноправного участия России в мировой политике и экономике, задачам коллективного решения международных проблем.
Министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Андрей Соколов
В 2005 году завершается реализация мероприятий Федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)". Кропотливым трудом специалистов нашего министерства была разработана концепция Федеральной целевой программы "Культура России (2006-2010 годы)", где изложены актуальные вопросы сферы культуры, искусства, кинематографии, охраны объектов культурного наследия, электронных и печатных средств массовой информации, а также архивного, библиотечного и музейного дела, требующие комплексного решения в течение 2006-2010 годов.
Важное внимание уделяется нормативно-правовым актам, обеспечивающим сохранность объектов культурного наследия. Министерством разработаны семь таких актов, среди них основные - "Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", "Порядок предоставления льгот физическим или юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации". Все нормативные акты направлены на совершенствование правового регулирования охраны памятников и на активную мотивацию привлечения внебюджетных источников финансирования для сохранения культурного наследия России, что и призван решать экспертный совет по государственно-частному партнерству при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, состоящий из руководителей крупнейших российских компаний.
Сейчас идет детальная разработка закона о СМИ, уверен, в 2005 году мы представим его на заседании правительства. Это очень актуальный законопроект, поэтому очень важно не допустить ошибки. Для этого при министерстве создан экспертно-консультационный совет по массовым коммуникациям, в который вошли представители СМИ и независимые эксперты.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко
В сфере образования министерство намерено проводить дальнейшую работу по выполнению решений, которые широко обсуждались в обществе и получили одобрение правительства. В числе основных задач - повышение доступности образования, удовлетворение кадровых потребностей экономики, усиление инвестиционной привлекательности системы образования. Общее образование будет ориентировано на выравнивание стартовых возможностей детей и индивидуализацию образовательных программ. Предусматривается начало обучения в системе дошкольного образования с 6-летнего возраста. 4-5-летняя начальная школа мягко адаптирует ребенка к школе. В 9 классе школьник выберет собственный образовательный профиль и в 10-11 классах пройдет профильное обучение. Нагрузка на школьников снизится. Изменения в Базисном учебном плане будут сопровождаться увеличением стоимости педагогического часа.
Существенный общественный резонанс получил эксперимент по введению Единого государственного экзамена, призванного внести системность в оценку качества знаний и повысить доступность качественного высшего образования. Идея ЕГЭ состоит в совмещении итоговой аттестации школьников и вступительных испытаний абитуриентов. Но важно, что ЕГЭ не исключает ни традиционной формы итоговой аттестации, ни иных вариантов поступления в вузы. В 2004 году эксперимент по введению ЕГЭ в 65 регионах был обеспечен созданием информационной инфраструктуры на федеральном и региональном уровнях, подготовкой специалистов, предоставлением абитуриентам возможности заочного участия во вступительном конкурсе (без выезда к месту расположения вуза). Это позволяет в 2005 году расширить рамки эксперимента: усилить нормативную базу, скорректировать контрольно-измерительные материалы в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, развивать компьютерные формы проведения ЕГЭ, шире привлекать общественных наблюдателей для повышения доверия к результатам экзамена и т.д.
Подготовка в учреждениях начального и среднего технического образования преобразуется в набор модульных курсов - подготовке специалистов в НПО/СПО будет уделяться повышенное внимание в связи с растущими запросами рынка труда. Обучение в вузах разделяется на два уровня: бакалавриат и магистратуру (или специалитет), но из этой системы допускаются разумные исключения (например, при подготовке медиков, архитекторов, по ряду инженерных специальностей). Круг организаций, имеющих право оказывать образовательные услуги, расширится - как и участие работодателей в определении аспектов образовательного процесса, касающихся подготовки квалифицированных специалистов. Общеобразовательные учреждения закончат переход на нормативное подушевое финансирование. Продолжится разработка таких механизмов финансирования, как образовательные кредиты, государственные возвратные субсидии, бюджетные финансовые обязательства и другие. В 2005 году будет представлена на рассмотрение проект Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. В январе пройдет Всероссийская научно-практическая конференция "Ювенальная юстиция. Правовой и образовательный аспект". Готовятся Всероссийское совещание по реализации программы обеспечения жильем молодых семей, а также конкурсы "Учитель года", "Лидер в образовании", "Лучшие школы России".
В сфере науки и инноваций министерство нацелено на формирование конкурентоспособной системы генерации, распространения и использования знаний. Для этого будут выстраиваться механизмы реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и Перечня критических технологий. Национальная инновационная система призвана стимулировать коммерциализацию и внедрение в производство научных разработок. Ее формирование обосновывают Основные направления политики РФ в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года. Очень важное направление - законодательная защита интеллектуальной собственности, в том числе пресечение распространения контрафактной продукции. Не меньше внимания будет уделено выполнению новой редакции ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002- 06. В результате планируется увеличить производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции на 3 млрд. руб. и на 1 млрд. руб. выпуск экспортных высокотехнологичных товаров. Для коммерциализации технологий предусматривается привлечение 4, 7 млрд. руб. из внебюджетных источников. Прогнозируется образование порядка 40 новых высокотехнологичных организаций и создание около 4 000 рабочих мест для высококвалифицированных работников.200-250 проектов ведущих научных школ России получат поддержку со средним объемом финансирования до 1, 5 млн. рублей. Размеры двухлетних грантов для кандидатов наук планируется увеличить до 150 тыс. руб., для докторов - до 200 тысяч.
В 2005 году будет заложена система надзора и контроля за правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета. Продолжится работа над законодательством в сфере лицензирования, охраны интеллектуальной собственности и регламентации использования товарных знаков. В сфере международных контактов мы сосредоточимся на вопросах двухстороннего научно-технического сотрудничества с ведущими государствами мира и на реализации Болонской декларации, положения которой ориентированы на создание европейского пространства высшего образования.
Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов
В 2005 году министерство продолжит совершенствование механизмов социальной защиты населения нашей страны. Мы будем и впредь проводить линию социально-экономической политики, направленной на обеспечение прав работников на достойный труд, повышение качества жизни населения, совершенствование системы здравоохранения, сокращение масштабов бедности.
В новом году мы планируем приступить к реформе системы оплаты труда в бюджетных отраслях в целях увеличения роста заработной платы и повышения качества оказания населению услуг. Минимальный размер оплаты труда в ближайшие полтора года будет повышен до 1 100 рублей. Соответственно будут увеличены ставки заработной платы работников здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры, других бюджетных отраслей.
С введением с 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ежемесячных денежных выплат денежные доходы более 14 млн. граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи из федерального бюджета, вырастут на 600-2 000 рублей. Одновременно будут улучшены условия их лекарственного и санаторно- курортного обеспечения.
Новый механизм предоставления мер социальной поддержки граждан, вводимый на основании ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, расширение материальных возможностей граждан требует существенных изменений в организацию работы учреждений социального обслуживания населения, с тем, чтобы обеспечить повышение качества и доступности социальных услуг.
В ближайшие два года будут проведены мероприятия по модернизации системы здравоохранения, включающие в себя внедрение основных элементов современного хозяйственного механизма.
Основной стратегической целью здравоохранения является повышение доступности, качества и эффективности медицинской помощи гражданам России. Для решения этих задач в ближайшее время предполагается подготовить значительную часть лечебных учреждений к работе в модернизированной системе обязательного медицинского страхования, также будут разработаны и внедрены программы обучения медицинских работников, программы подготовки современных управленцев среднего звена.
Предусматривается начать внедрение стандартизации отрасли, как в части обеспечения, развития и оснащения здравоохранения, так и по вопросам оказания медицинской помощи.
Для скорейшего решения проблем в сфере здравоохранения планируется подготовить ряд законопроектов и нормативно-правовых актов, уточняющих и дополняющих отдельные положения действующих и вновь принимаемых законов. В первую очередь это относится к нормативно-правовым актам по развитию системы обязательного медицинского страхования, обеспечению прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, усилению контрольных и надзорных функций государства в отрасли здравоохранения по вопросам лицензирования, аккредитации, усиления контроля за качеством предоставляемых медицинских услуг.
Будущий год знаменателен празднованием 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. В ходе подготовки к нему были проведены мероприятия, направленные на улучшение социально-экономического положения ветеранов войны. В частности, с 1 января 2005 г.участникам Великой Отечественной войны вместе с пенсией будет начисляться ежемесячная денежная выплата, предоставлен набор социальных услуг за счет средств федерального бюджета.
В 2004 году был выделен 1 млрд. руб., а в 2005 году предполагается выделить 200 млн. рублей из резервного фонда президента Российской Федерации на улучшение материальной базы госпиталей ветеранов войны.
Таким образом, перед министерством стоят широкомасштабные задачи, решение которых позволит повысить жизненный уровень россиян.
Министр природных ресурсов Юрий Трутнев
В 2005 году самое, наверное, главное - принять и ввести в действие новый закон "О недрах". В дополнение к проекту еще потребуется разработать целую систему нормативных актов, а также внести изменения в смежные законы и кодексы, чтобы эффективно ввести его в действие. Можно с уверенностью говорить, что законопроект "О недрах серьезно изменит всю систему недропользования в России.
Точно также необходимо будет подготовиться тщательно к принятию новых Лесного и Водного кодексов.
Есть еще один блок, который в законодательном плане в России практически не проработан. Я говорю об экологии. Мы много говорим об экологических проблемах, однако никаких реальных рычагов влияния на эту область у государства нет. Поэтому в МПР России принято решение приступить к выработке первых законодательных инициатив в этой чрезвычайно острой сфере, с тем, чтобы впоследствии свести все необходимые законы, например, в единый Экологический кодекс.
Первым шагом должна стать разработка системы, побуждающей основных загрязнителей - промышленные предприятия - платить не штрафы, а вкладывать деньги в модернизацию производства с учетом экологических требований. Ужесточение экологического законодательства в большинстве развитых стран приводило именно к модернизационному эффекту, к внедрению энергосберегающих и чистых технологий. Но так как этот вопрос задевает вообще всю российскую промышленность, мы постараемся подойти к этому вопросу очень предметно и тщательно. Думаю, что уже во втором квартале ряд законодательных инициатив будет представлен на рассмотрение кабинета министров.
В лесном комплексе, если судить по цифрам, 2004 год можно назвать неплохим. Объемы заготовки древесины возросли на 6 млн. кубометров, также вырос объем производства и в деревообрабатывающем комплексе: 112, 9 в производстве фанеры, 113, 3 - плиты ДСП, 107% - ДВП, 103% по целлюлозе. В целом лесной доход в 2004 году вырос на 2 млрд. руб.
Однако та доля, которую лесной комплекс занимает в экономике Российской Федерации, чуть более 2, 3% ВВП, слишком незначительна. Ее нужно и можно увеличивать. И, прежде всего, за счет повышения доходности лесопользования, за счет развития инфраструктуры, за счет строительства новых перерабатывающих мощностей.
В 2005 году мы планируем создать лесную биржу, что повысит открытость лесного рынка, повысит конкуренцию среди лесопользователей. Будут разработаны пилотные проекты комплексного лесопользования в ряде субъектов Российской Федерации, направленные на выявление экономически доступных и пользующихся спросом лесных ресурсов. Надеюсь, что в результате появятся проекты, подобные тому, что в 2004 году начали реализовываться в Костромской области. Там совместно с частными, в том числе и зарубежными, инвесторами мы привлекаем средства в строительство комбинатов по производству древесных плит и пиломатериалов общей стоимостью 300 млн. евро.
Для повышения привлекательности лесных ресурсов будет утвержден совместный с Министерством транспорта и субъектами федерации план по строительству лесных дорог, что поможет нам вовлечь в оборот новые ресурсы.
Естественно, будет продолжена борьба с незаконными рубками - здесь еще готовых рецептов нет, надо вносить изменения в многочисленные законодательные акты, в том числе и в Уголовный кодекс (сейчас, например, воровство леса не является правонарушением), работать в тесном контакте с прокуратурой, МВД, таможенной службой. Одним из этапов этой работы должен стать охват системой космического мониторинга лесной территории Российской Федерации на площади 50 млн. га.
Что касается вопросов стимулирования глубокой переработки древесины в России, то здесь необходим комплекс мер. Надо научиться использовать и тот рычаг воздействия на зарубежных переработчиков, который у нас есть, - это, собственно, российские лесные ресурсы. Мы понимаем, что другой сырьевой базы для работы комбинатов в Финляндии или Китае, например, нет. Значит, мы можем принять определенные меры и настоятельно попросить их возводить свои комбинаты не в 100 метрах от границы с Россией, а на нашей территории.
В водном секторе у нас также достаточно много проблем. Но я рассчитываю на то, что 2005 год станет прорывом в этом секторе экономики, потому что весь водный налог будет вкладываться в водохозяйственные объекты. Ведь, по сути дела, последние 10 лет в те же гидротехнические сооружения деньги практически не инвестировались.
Так, в 2005 году мы завершим работы по реконструкции и строительству шести водохранилищ общим объемом свыше 216 млн. кубометров. Для обеспечения качества водных ресурсов будет установлено свыше 5 тыс. км водоохранных зон - в два раза больше, чем в 2004 году. В целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений будет произведен капитальный ремонт 72 объектов. Для предупреждения наводнений и паводков будет построено свыше 3 тыс. км берегозащитных сооружений - в шесть раз больше, чем в 2004 году. Кроме того, Федеральное агентство водных ресурсов планирует осуществить расчистку 3, 6 тыс. км русел рек.
Это колоссальная работа, которая не проводилась в Российской Федерации на протяжении десятилетия.
В то же время, наряду с решением инфраструктурных проблем, необходимо наконец-то всерьез подумать и об экономике водопользования в нашей стране. К сожалению, вода пока не является товаром, хотя благодаря водным ресурсам вырабатывается электроэнергия, функционирует речной транспорт, работает сельское хозяйство, вовлекаются в оборот подземные воды, в том числе и для питьевых целей. Изменение подхода к воде как к платному и ценному ресурсу - это задача на 2005 год, решать которую мы начнем, скорее всего, с рассмотрения вопроса о водной ренте для гидроэлектроэнергетики.
Теперь о недропользовании - здесь перед нами стоят как сугубо отраслевые, так и системные задачи.
Среди системных проблем выделил бы необходимость демонополизации добывающей отрасли. У нас по большинству видов полезных ископаемых в стране работает одна-две-три компании, которые неплохо обеспечены запасами, поэтому даже не пытаются вкладывать деньги в геологоразведку. Не секрет также, что страна, по сути дела, поделена на зоны влияния между крупнейшими нефтяными компаниями - в результате государство недополучает средства от проведения аукционов. Эту проблему мы будем решать совместно с Федеральной антимонопольной службой.
Другой серьезнейший вопрос - дифференциация налоговой шкалы для недропользователей в зависимости от истощенности месторождений. Создана рабочая группа Минфина, Минэкономразвития и МПР России, которая должна именно в 2005 году вынести консолидированные предложения на этот счет. Эти меры, если они будут увязаны с воспроизводством минерально-сырьевой базы, могут подтолкнуть геологоразведку.
Еще одна проблема, которую мы, по сути дела, уже начали решать - вовлечение в оборот и разведка территорий, имеющих для России стратегическое значение. Это, в частности, Восточная Сибирь - по ней готовится отдельная программа лицензирования, которая согласуется, в том числе, и со строительством Восточного нефтепровода. Это, естественно, и шельф, о котором мы много говорим, но в отличие от зарубежных стран, мало продвинулись в его освоении. Надеюсь, часть вопросов по шельфу снимет разработанная в МПР России "Единая государственная стратегия изучения и освоения нефтегазоносного потенциала континентального шельфа Российской Федерации", которую, как мы надеемся, правительство примет в 2005 году.
Есть еще ряд конкретных задач. Так, в 2005 году мы намерены практически в два раза увеличить число объектов, выставляемых для геологического изучения. На эти работы из средств федерального бюджета по нефти и газу будет выделено 4, 6 млрд. руб., в результате чего мы планируем прирастить ресурсы углеводородов в объеме 4, 2 млрд. тонн условного топлива, в том числе на суше - 2 млрд. тонн.
В то же время прирост ценности недр за счет освоения твердых полезных ископаемых, по нашим оценкам, составит 700 млрд. руб. От всех государственных ассигнований на воспроизводство минерально-сырьевой базы на поиск благородных металлов и алмазов будет направлено 22% средств, на черные, цветные и редкие металлы - 9, 2%, на уран - 6%, на неметаллы - 2, 22% и на уголь - 1, 2%.
Министр транспорта Игорь Левитин
Я считаю, что нам удалось создать все необходимые предпосылки для дальнейшей успешной работы. Завершено выстраивание административной вертикали, сформирована высокопрофессиональная управленческая команда, отлажено управление транспортной отраслью. Удалось сохранить кадровый потенциал, преемственность всего положительного, конструктивного, что было достигнуто прежними министерствами. Одним словом, есть все условия для устойчивого, динамичного и сбалансированного развития транспортной инфраструктуры, обеспечения ее системной и функциональной целостности.
Приоритетной задачей министерства в новом году считаю дальнейшее комплексное и системное развитие транспортной инфраструктуры как важнейшего базового фактора устойчивого и динамичного роста российской экономики, усиления ее конкурентоспособности на международной арене.
Обеспечение опережающих темпов развития транспортной инфраструктуры во многом зависит от возможностей широкого привлечения внебюджетных инвестиций на основе механизмов государственно-частного партнерства. Серьезным препятствием для привлечения частного капитала является отсутствие необходимой законодательной базы. Надеюсь, что в следующем году мы сможем серьезно продвинуться в этом направлении, а необходимые нам законы - прежде всего "Закон о концессионных соглашениях", "О платных автомобильных дорогах", "О морских портах" - будут приняты Государственной Думой. В 2005 г. мы приступим к практической реализации пилотных проектов создания платных автомобильных дорог с привлечением внебюджетных источников финансирования. Это проект реконструкции автомобильной дороги к аэропорту "Домодедово", строительство новой скоростной автомагистрали Москва-Санкт- Петербург в одном коридоре с высокоскоростной железнодорожной магистралью и подъездом к международному аэропорту "Шереметьево", а также строительство нового входа в г.Москву со стороны федеральной автодороги "Беларусь" в обход г.Одинцово.
Еще одна масштабная задача - создание условий для реализации транзитного потенциала России. Будет введен в строй новый транспортный мост порт Балтийск (Калининград) - порт Усть-Луга (Ленинградская обл.) - порты Германии, получат дальнейшее развитие порты на Каспии, в Азово- Черноморском бассейне, на Северо-Западе. Важнейшим шагом в этом направлении является также создание высокотехнологичных пересадочных узлов (хабов), что даст возможность не только оптимизировать систему авиалиний, но и значительно повысит объем и качество перевозок. Первые шаги уже сделаны - в конце года грузовой хаб создан в аэропорту Красноярска. В будущем году продолжим работу по завершению разделения авиаперевозчиков и операторов аэропортов, а также утвердим Программу развития Московского авиационного узла до 2010 г.
Продолжится реформирование железнодорожной отрасли. Будут созданы условия для развития конкуренции, построены новые железнодорожные ветки, вокзалы, контейнерные терминалы, введены комфортабельные пассажирские поезда. Отрасль и в наступающем году остается крупным заказчиком отечественной промышленности.
Самое серьезное внимание мы и в дальнейшем будем уделять вопросам транспортной безопасности. Продолжим работу с Государственной Думой, чтобы как можно скорее были приняты законы, связанные с авиационной безопасностью, и закон "О транспортной безопасности".
В мае в Москве пройдет чрезвычайно значимое для нас мероприятие - 89-я сессия Европейского комитета министров транспорта, где Россия в настоящее время является страной-председательницей. Очень надеюсь, что состоится интересный диалог со странами Евросоюза и будут приняты важные решения, касающиеся стратегических направлений развития транспорта в масштабах Европейского континента.
Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко
В процессе подготовки ряда предложений, направленных в правительство РФ в течение 2004 года, Минпромэнерго России определило цели, которые необходимо достичь в 2005 году и в среднесрочной перспективе до 2007 года. К ним относятся обеспечение высоких темпов роста производства конкурентоспособной промышленной продукции; развитие научно- технологического и производственного потенциала оборонной промышленности.
При этом главным подходом в определении целей и задач министерства на 2005 год стал принцип перехода от управления бюджетными затратами к управлению результатами. Министерство сформировало систему оценки планов и показателей работы по всем направлениям деятельности. Все большую роль в рамках проходящей административной реформы приобретают нормотворческая деятельность, стратегическое планирование и прогнозирование, а также действия, обеспечивающие обратную связь между властью, обществом и бизнесом.
Для того, чтобы запустить в 2005 году реальное развитие конкурентоспособных проектов в тех или иных областях, необходимо использовать системные инструменты. Безусловно, средства, которые идут в Стабилизационный фонд, тратить нельзя. Но понятно, что помимо макроэкономической (прежде всего, финансовой) необходима еще и другая стабилизация - стабилизация исполнения обязательств государства (заявленных, в том числе, в рамках государственно-частного партнерства). Задача состоит в том, чтобы обеспечить удовлетворительное бюджетное финансирование наших приоритетов.
Возможно, в 2005 году стоит подумать о том, что помимо Стабфонда должен заработать своего рода Фонд развития, средства которого могут быть направлены на реализацию стратегически важных проектов, способных оказать системное влияние на развитие нашей экономики.
Особое значение имеют инфраструктурные проекты. Развитие инфраструктур - прямая ответственность государства. Это то, без чего при самом благоприятном состоянии инвестиционного и налогового климата невозможно развитие. Никакое новое производство не появится, если вы не сможете подключиться к общим (я подчеркиваю это) источникам электроэнергии, газа и т.д.
Для обеспечения экономического роста необходимо стимулировать и развитие проектов в области высоких технологий. Министерством разработаны важнейшие программные документы, определяющие стратегию развития авиапромышленности России на 10-летний период и далее, на годы вперед. Россия должна остаться на мировом авиационном рынке в качестве ведущей авиадержавы. Задача 2005 года в авиастроении - создание Объединенной авиастроительной компании. Реализация новых проектов (в том числе в региональном самолетостроении) позволит российской гражданской авиапромышленности осуществить настоящий экономический прорыв, который будет сопровождаться ростом НИОКР и технологическим развитием в смежных областях.
Среди приоритетных направлений в промышленности и ОПК - судостроение. Считаю, что для закрепления успеха в судостроении необходима концентрация усилий государства, нацеленных на создание в отрасли устойчивых структур с понятной и разумной степенью интеграции. Уверен, что в среднесрочном периоде как авиапромышленность, так и судостроение станут в авангарде инновационного развития российской экономики, причем важнейшей составляющей успеха станет увеличение объема работ, способствующих развитию национальной технологической базы, критических технологий и оборонного заказа.
В этот же ряд перспективных проектов я бы поставил и активно развивающийся российский автопром, который все увереннее занимает свое место в структуре реальной экономики (хотя подходы к развитию данной отрасли требуют дополнительной проработки).
Принцип создания мультипликативного эффекта положен в основу разработанного Минпромэнерго и одобренного правительством комплекса мер по развитию металлургической промышленности на период до 2010 г. и соответствующего плана мероприятий на 2004-2006 гг. Эти два стратегических документа предполагают активное участие государства в работе отрасли. Оно подразумевает работу по господдержке экспорта металлопроката, тарифное и таможенное регулирование, поддержку фундаментальных научных исследований.
Важным фактором, обеспечивающим рост промышленного производства, является реформа технического регулирования. Цель этой реформы - снизить административное давление на бизнес, сохранив и обеспечив при этом безопасность продукции для потребителя. Кроме того, реформа техрегулирования требуется для создания гармоничной системы партнерства со странами, куда мы экспортируем нашу продукцию. Правительство утвердило программу разработки технических регламентов за счет федерального бюджета на ближайшие два года. Поэтому в 2005 году мы сможем увидеть первые результаты этой работы.
Главная задача в процессе формирования единого экономического пространства - продолжение переговоров с партнерами из Белоруссии, Казахстана и Украины по согласованию принципиальных положений первоочередных документов, затрагивающих самые различные аспекты интеграции - свободу передвижения товаров, рабочей силы, капитала, услуг. Успех этой масштабной работы в немалой степени зависит от того, как мы ее организуем у себя в ведомствах. Мы должны создать команду из ведущих специалистов по темам обсуждаемых документов и организовать их работу в непрерывном режиме.
Наступивший год станет решающим для продвижения реформы электроэнергетики. Мы планируем завершить основные структурные преобразования в отрасли, с тем, чтобы заработали новые субъекты в генерации - ОГК и ТГК. Чуть больше года потребуется для подготовки нормативной базы и формирования системы двухсторонних прямых договоров на поставку электроэнергии. Мы наметили достаточно большой список вопросов (в их числе проблема перекрестного субсидирования), на которые должны найти ответы вместе с участниками рынка.
В 2005 году Минпромэнерго завершит подготовку проектов двух программ освоения новых регионов добычи углеводородного сырья - Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа в Китай и другие страны АТР, а также Программы комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья Северо-Западного региона России на период до 2020 года. Эти важнейшие стратегические документы позволят расширить ресурсную базу российского ТЭКа и способствуют решению проблемы воспроизводства ресурсов. Таким образом, они создают базу для поддержания энергетической безопасности России, а также стабильного пополнения бюджета. Не менее важны региональные и общеэкономические эффекты от будущей реализации этих программ: повышение инвестиционной привлекательности российского ТЭКа и смежных с ним отраслей, развитие транспортной и социальной инфраструктуры, а также создание новых рабочих мест.
Перечисленные направления охватывают лишь наиболее актуальную с нашей точки зрения часть программы действий министерства. Концентрация усилий на решении приоритетных задач будет сопряжена с постоянным контролем за ситуацией во всех без исключения сферах ведения Минпромэнерго России. Ни один острый вопрос не останется без нашего действенного внимания.
В свою очередь, замечу, что достигнутые в 2005 году результаты будут связаны не только с планируемыми сегодня действиями, но и с ранее принятыми решениями. Равным образом, мы должны отдавать себе отчет в том, что осязаемый позитивный эффект от тех или иных действий, предпринимаемых в 2005 году, наша экономика в полной мере ощутит не только и не столько в наступающем году, а на протяжении ближайших нескольких лет.
Мы рассчитываем осуществить оптимизацию структуры и принципов деятельности Минпромэнерго, в том числе и в вопросах взаимодействия между министерством и агентствами, с одной стороны, и между правительством и министерством, с другой. Сто перспективных специалистов Минпромэнерго пройдут переподготовку в Академии народного хозяйства. Большое внимание будет уделяться взаимодействию с депутатским корпусом, общественными объединениями деловых кругов России и средствами массовой информации.
Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман
1. В рамках реализации "Концепции развития рынка информационных технологий в Российской Федерации" Мининформсвязи России в 2005 году планирует внести: предложения в Межведомственную комиссию по защитным мерам во внешней торговле о снижении таможенных пошлин на ввоз компьютерной техники и комплектующих; внести предложения об изменениях и дополнениях в Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности для упрощения процедуры временного ввоза для инновационной техники, технологий и опытных образцов, не получивших сертификата соответствия; принять участие в разработке акта правительства РФ "Об отмене требований о получении для экспорта ИТ продуктов справок об отсутствии в них информации и технологий, представляющих государственную тайну".
Кроме того, Мининформсвязи готовит проект изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации "О включении услуг по разработке программного обеспечения в перечень услуг, которые могут осуществляться на экспорт" и "Об определении порядка доказательства факта экспорта программного обеспечения", что приведет к увеличению объема экспорта и его диверсификации. Развитие отрасли ИКТ будет способствовать повышению производительности труда во всех областях экономики, лучшему использованию человеческих и материальных ресурсов, что внесет заметный вклад в решение задачи удвоения ВВП. Высокий уровень развития ИКТ станет важнейшим фактором качественного улучшения систем образования и здравоохранения, реализации проектов адресной социальной поддержки населения, повышения обороноспособности страны, обеспечения безопасности на самом современном уровне.
Министерство готовит предложения о создании специализированных ИТ-парков. В России есть положительные примеры. В Черноголовке ИТ-парк уже работает, и его обороты достигли нескольких миллионов долларов в год. Подготовлена основа для создания ИТ-парка в г.Дубна.
Таким образом, Московская область стала пилотным полигоном для отработки согласованных действий федеральных, региональных и местных властей в сфере решения социально-экономических задач на основе развития информационных технологий, науки и образования. Сейчас обсуждается вопрос о введении специального экономического режима для технопарков, который будет реальной помощью для стабильного и поддерживаемого государством бурно развивающегося сектора ИТ.
2. В рамках реализации "Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти на период до 2010 года" министерство планирует разработать проекты по созданию, развитию и обеспечению функционирования государственных информационных систем, ресурсов и технологий, которые будут представлены на заседаниях координационных и совещательных органов в сфере информационных технологий. Также министерство примет участие в разработке некоторых актов правительства РФ: "О порядке перехода к централизации закупок однотипной продукции в сфере информационных технологий в интересах федеральных органов государственной власти", "Формирование перечня однотипной продукции в сфере информационных технологий в интересах федеральных органов государственной власти", "Формирование перечня общих для федеральных органов государственной власти регистров, реестров, классификаторов и номенклатур". Эти нормативные документы направлены на формирование эффективной системы предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий, что приведет к развитию информационно-технологической инфраструктуры федеральных органов государственной власти.
3. В 2005 году планируется рассмотреть на заседании правительства РФ "Концепцию региональной информатизации до 2010 года". Министерство постоянно взаимодействует с регионами в рамках федеральных целевых программ и региональных инициатив по развитию и внедрению ИКТ в субъектах РФ. В частности, ведется совместная работа с субъектами РФ по реализации проектов в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия 2002- 2010 годы."
4. При распределении средств федерального бюджета на 2005 год на программу "Социальное развитие села до 2010 года" предпочтение отдавалось регионам с большим числом нетелефонизированных населенных пунктов, в перечень была включена часть регионов, финансирование которых осуществлялось в 2004 году, учтены запросы депутатов ГД, а также обращения граждан с просьбой о телефонизации мест проживания.
В результате при бюджетом финансировании в объеме 50 млн. руб. в 2005 году в Брянской, Тамбовской, Московской, Волгоградской, Амурской, Нижегородской, Оренбургской, Самарской и Кемеровской областях, Республике Тыва и Усть- Ордынском Бурятском автономном округе, Красноярском и Хабаровском краях планируется телефонизировать 15 населенных пунктов общим количеством вводимых номеров 11 480.
5. В рамках ФЦП "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 и последующие годы)" в 2005 году объем затрат на восстановление связи составит 210, 003 миллиона рублей. Мероприятия 2005 года предусматривают ввод в эксплуатацию 2-х районных узлов почтовой связи в г.Аргун и с.Старая Сунжа, восстановление технического здания АМТС г.Грозного и зданий узлов в других населенных пунктах ЧР, обеспечение новыми телефонами более 2, 5 тысячи абонентов. В 2005 году будет закончено создание внутризонового республиканского кольца по всей территории ЧР на основе волоконнооптической линии передачи с выходом на населенный пункт Знаменское, с последующим выходом на сеть ОАО "Ростелеком", что позволит обеспечить полное резервирование линий электросвязи.
Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев
В 2004 году продолжены и сохранены положительные тенденции, достигнутые в предыдущие годы. В хозяйствах всех категорий получено около 77 млн. тонн зерна, что почти на 13 процентов больше, чем в 2003 году. В животноводстве обеспечен рост численности свиней, овец, коз и птицы. Введенный в 2003 году режим квотирования импорта оказал положительное влияние на состояние российского рынка мяса. Так, птицеводство демонстрирует положительную динамику изменения численности поголовья, осуществляется строительство новых птицеводческих предприятий.
В связи с улучшением экономической ситуации в АПК аграрный сектор стал более привлекателен для инвесторов. Общий объем инвестиций в основной капитал сельскохозяйственной отрасли (в сопоставимых ценах) вырос в 2004 году по сравнению с предыдущим годом на 6 процентов.
Эти позитивные тенденции, являющиеся результатом целенаправленной работы федерального центра и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны быть продолжены и закреплены в 2005 году.
Определены три основных направления развития: форсированное развитие животноводства в режиме импортозамещения на внутренних рынках; развитие зернового производства с перспективой роста экспорта; устойчивое развитие сельских территорий.
В целях их реализации предусматривается обеспечить четкое взаимодействие министерства с подведомственными агентствами и службой.
Обеспечение стабильной ситуации на зерновом рынке и повышение его прозрачности являются основными направлениями государственной политики в АПК. Государственные закупочные интервенции в 2005 году планируется провести в объеме 6 млрд. рублей.
Существует большая проблема, связанная с диспаритетом цен на энергоносители, продукцию сельскохозяйственного машиностроение и т.д. В целях решения этой проблемы министерством совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются предложения по нормативно- правовому регулированию порядка формирования цен на промышленную продукцию и услуги, потребляемые сельским хозяйством, с применением ограничительных мер при темпах роста, превышающих уровень инфляции.
Предусматривается завершить работу над базовым законопроектом "О развитии сельского хозяйства". Ведется доработка положений закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" по предложениям субъектов законодательной инициативы.
Минсельхозом России разработана и представлена в правительство РФ "Стратегия развития агропромышленного комплекса и рыболовства", основной целью которой является обеспечение динамичного, эффективного и устойчивого развития АПК. Ускорение темпов экономического роста в АПК планируется на основе повышения конкурентоспособности и эффективности агропромышленного производства; создания условий для устойчивого развития сельских территорий и, прежде всего, восстановления и наращивания социальной инженерной инфраструктуры села, расширения несельскохозяйственной занятости сельского населения; улучшения воспроизводства природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве.
В результате реализации принимаемых мер предусматривается обеспечить рост валовой продукции сельского хозяйства на 4-5 процентов ежегодно.