Грозненский "Терек" одержал очередную историческую победу. А кандидат в президенты Чечни Алу Алханов в своих требованиях к федеральному центру пошел еще дальше Ахмата Кадырова. Особая команда - особая республика.
Поезд с чеченскими болельщиками приближается к Москве" - такие сообщения появились в прошлый четверг на лентах информагентств. А новость о победе "Терека" над польским клубом "Лех" в отборочном раунде Кубка УЕФА стала главной для государственных телеканалов. Как водится, на следующий день футболистов и VIР-болелыциков во главе с кандидатом в президенты Чечни Алу Алхановым поздравил Владимир Путин. Эта новость, разумеется, тоже пошла в телеэфир.
Ни одна футбольная команда в России не может похвастаться столь плотной информационно-политической опекой. Ни одна республика, кроме Чечни, - тоже. Теперь чеченским властям только осталось добиться особого юридического и экономического статуса. И они движутся к этой цели, похоже, столь же активно, как "Терек" - к новым победам.
Алу Алханов предложил создать на территории Чечни свободную экономическую зону. А конкретно - передать республике право распоряжаться недрами, разрешить ей устанавливать у себя льготный режим налогообложения и пониженные таможенные тарифы. Стоит заметить, что даже покойный Ахмат-хаджи Кадыров, которого многие в Москве регулярно обвиняли в сепаратизме, никогда не требовал особенного налогового и таможенного режима для Чечни. Возможно, московские политики уверены, что генерал-майор милиции, в отличие от бывшего муфтия, сепаратистом по определению быть не может.
Разумеется, инициатива Алханова выдвинута в сугубо предвыборных целях. Предлагая создать в Чечне СЭЗ, он пытается привлечь на свою сторону умеренную часть сепаратистски настроенного электората. Тем более такого электората в Чечне, где в последние месяцы явно активизировались боевые действия, явно много.
Однако при определенных условиях идея кандидата в президенты может стать реальностью. Кремль давно устал от бесконечного "налаживания мирной жизни в республике", при котором большая часть федеральных денег, выделенных Чечне, исчезает еще по дороге из Москвы в Грозный (меньшая часть разворовывается уже на месте), а численность и активность боевиков практически не сокращаются. В Москве, возможно, подумывают, что проще открыть чеченский участок границы для узаконенной контрабанды - это, откровенно говоря, и предполагает идея особого таможенного режима - и перевести таким образом республику на самоокупаемость. Не случайно же Алу Алханов выбрал для своего выступления по поводу СЭЗ трибуну Совета Федерации, не может быть, что он не показал кому-нибудь в Кремле текст своей речи накануне выступления перед сенаторами. Есть только риск, что власти других республик Северного Кавказа не поймут, за что Чечне такое счастье, или, хуже того, решат, что сепаратизм - верный путь к процветанию.
Вот только не у всех в России есть под боком участок государственной границы. Поэтому пока в Грозном обсуждают льготы таможенные, в Москве - все больше социальные. Госдума и Совет Федерации приняли пакет законов о монетизации льгот. От этого могут проиграть только две категории граждан: собственно льготники и "единороссы".
По результатам истории с льготами можно констатировать две вещи. Во-первых, президент и правительство все-таки добились своего (что, впрочем, не удивляет). Во-вторых, оппозиция всех мастей - от нацболов до "яблочников" -получила великолепную возможность самовыражения при минимуме политического риска. Все оппозиционеры прекрасно понимали, что пакет законов в любом случае будет принят, и поэтому не боялись взять на себя ответственность за провал действительно важной реформы.
Правда, отсутствие риска политического еще не означает отсутствие риска вообще. Например, однопартийцам Эдуарда Лимонова шумная акция по захвату здания Министерства труда и социального развития стоила непростого разговора с представителями силовых структур. Теперь за НБП, похоже, взялись всерьез. Дело о хулиганстве, возбужденное после захвата министерства, расследует следственная бригада прокуратуры Москвы. Неизвестно только, какой эффект принесет борьба с нацболами. Практика показывает: давление на партию до сих пор обеспечивало ей лишь рост популярности.
А вот другая партия - "Единая Россия" - удар держит плохо. Ее рейтинг падает с тех пор, как началось обсуждение законов о многострадальных социальных льготах. При таких условиях неудивительно, что Госдума под руководством спикера Бориса Грызлова торопливо принимает законы, призванные укрепить политические позиции ЕР. Например, закон, ограничивающий рекламу пива (подробнее см. материал на с. 12).
В Кремле, по всей видимости, чувствуют всю двойственность положения "Единой России". Закон о льготах явно не первый в череде непопулярных. Если падение рейтинга пропрезидентской партии и дальше пойдет такими же темпами, Грызлов к следующим выборам запросто может стать вторым Чубайсом.
Вероятно, поэтому "за зубцами" решили не валить последний столп старой партийной системы - Министерство юстиции признало эксклюзивные права Геннадия Зюганова на бренд "КПРФ". Съезд, избравший лидером партии ивановского губернатора Владимира Тихонова, министерство признало нелегитимным.
Трудно сказать, стоит ли Зюганову гордиться этой победой. Ради собственности на бренд ему пришлось пойти на поклон к "антинародному режиму" в лице Владимира Путина. К тому же сторонники Тихонова, которые уже объявили о планах создания собственной партии, уведут за собой немало членов КПРФ.
Старым политическим тяжеловесам теперь вообще приходится несладко. Мэра Москвы Юрия Лужкова поразили в самое сердце. Представители Министерства природных ресурсов заявили, что любимое детище Лужкова, комплекс "Москва-Сити", находится в сейсмоопасной зоне и его строительство может быть приостановлено. Заодно досталось некоторым столичным элитным жилым комплексам. Минприроды сомневается в том, что при их строительстве была проведена государственная экологическая экспертиза. И если выяснится, что экспертизы не было, то по закону здания должны быть снесены.
Ранее, напомним, Минприроды уже грозилось снести подмосковные коттеджи, построенные без соблюдения экологических требований. Видимо, министру Юрию Трутневу нужен больший размах. "Москва-Сити" и элитные московские дома - это вам не какой-нибудь коттедж на берегу Истринского водохранилища. Кстати, Трутнев заботится не только об экологии. На прошлой неделе было объявлено о начале проверки нефтяных компаний на предмет соответствия заявленного и реального уровня их добычи. Проверку будет вести Минприроды совместно с ФСБ, МВД, Минтрансом, налоговиками и таможенниками (не хватает только Генпрокуратуры).
Остается лишь позавидовать, насколько разумно Юрий Трутнев выбирает объекты для атаки. Лужков - "хромая утка", мэр на третьем сроке, к тому же в последнее время разве только московские чиновники не предсказывают его досрочной отставки. А нефтяники, понятное дело, сплошь олигархи, уклоняющиеся от уплаты налогов. Хорошие враги -сильные, но безответные.