Минфин России
РАЗЪЯСНЯЕМ порядок взимания налогов при торговле с Беларусью
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.04 N 181-ФЗ о ратификации Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг и в целях реализации Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой приказом Минфина РФ от 20.01.05 N 3н "О проставлении налоговыми органами отметок на счетах-фактурах и заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов" установлены Единые правила проставления налоговыми органами отметок на счетах-фактурах, составленных российскими продавцами товаров для белорусских покупателей при экспорте товаров в Республику Беларусь. Проставление отметок производится в срок не более 5 рабочих дней с даты представления в налоговый орган необходимых документов. Отметки проставляются на каждом счете-фактуре посредством штампа "Зарегистрировано" с указанием даты регистрации и регистрационного номера, удостоверяемых подписью должностного лица налогового органа, проставившего отметку.
Регламентирован порядок проставления налоговыми органами на представленных налогоплательщиками заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов в полном объеме, а также о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством РФ не подлежат налогообложению при ввозе в РФ. Утверждена форма журнала регистрации заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Действие приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Приказ направлен на регистрацию в Минюст РФ.
Федеральная таможенная служба РФ письмом от 27.01.05 N 01-06/1958 "О взимании НДС при ввозе товаров из Республики Беларусь" доводит информацию о том, что со вступлением в силу вышеназванного Соглашения порядок взимания НДС таможенными органами в отношении товаров, ввозимых с территории Республики Беларусь, не изменяется. В отношении товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь, НДС взимается налоговыми органами. А для товаров, происходящих из третьих стран и из Российской Федерации и ввозимых с территории Республики Беларусь, предусмотрено проведение таможенного оформления и таможенного контроля в полном объеме с уплатой таможенных пошлин и налогов таможенным органам.
УЧИТЫВАЕМ расходы на приобретение недвижимости
Если приобретенное нежилое помещение организацией, применяющей "упрощенку", сдается в аренду, то есть используется для деятельности, приносящей доход, расходы по его приобретению учитываются при определении налоговой базы по единому налогу. На операции по передаче объектов основных средств в аренду положение п. 3 ст. 346.16 НК РФ о пересчете налоговой базы на сумму расходов по их приобретению не распространяется, поскольку право собственности на указанные объекты налогоплательщиками не передается. Реализацией же, согласно п. 1 ст. 39 НК РФ, признается передача права собственности на товары (работы, услуги) на возмездной или на безвозмездной основе. Таково мнение Минфина, изложенное в письме от 01.12.04 N 03-03-02-04/1/65.
ВЫЧИТАЕМ сумму страховых взносов из суммы ЕСН
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в письме от 17.01.05 N 03-05-02-04/2 "О применении налогового вычета при исчислении единого социального налога" разъясняет, что из начисленной к уплате в федеральный бюджет суммы единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет по максимальной ставке 20%, может быть вычтена в полном объеме сумма начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных по тарифам, предусмотренным Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
ИСПРАВЛЯЕМ ошибки в бухгалтерской отчетности
Минфин России в письме от 10.12.04 N 07-05-14/328 разъясняет порядок отражения дополнительных доходов или расходов, выявленных уже после утверждения годовой отчетности, и их учета в расчете налога на прибыль. Дополнительные доходы или расходы предыдущих лет или периодов отражаются в отчетности того периода, в котором они были обнаружены. Соответствующие записи делаются в форме N 1 "Бухгалтерский баланс" по строке "Прибыль (убыток) прошлых лет" и в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках" по строкам "Внереализационные доходы" или "Внереализационные расходы". Данные суммы также формируют постоянные налоговые обязательства или активы.
Сумма доплаты по налогу на прибыль, вызванная искажениями в предыдущих периодах и не влияющая на величину налога на прибыль отчетного периода, отражается в форме N 2 после показателя "Текущий налог на прибыль". Она формирует чистую прибыль или убыток отчетного периода.
Кроме того, в письме напоминается о праве налогоплательщика произвести перерасчет налога в периоде совершения ошибки. В таком случае дополнительные доходы или расходы не повлияют на величину налоговой базы периода, в котором они были выявлены. Данные суммы следует исключать из налоговой базы текущего периода и всех последующих.
НЕ ВКЛЮЧАЕМ в налоговую базу имущество инвестора
В целях налогообложения в соответствии с п. 4 ст. 39 НК РФ не признается реализацией передача имущества, если она носит инвестиционный характер. Компания-застройщик не должна учитывать в составе налогооблагаемых доходов имущество, полученное в рамках целевого финансирования, а предприятие, которое финансирует строительство, не вправе относить передачу такого имущества на расходы, учитываемые в целях налогообложения. Об этом Минфин России сообщает в письме от 23.11.04 N 07-05-14/306.
Кроме того, Минфин напоминает, что вознаграждение застройщика является его доходом и облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
ЧИТАЕМ о ставках госпошлины
Минфин России в письме от 02.02.05 N 07-03-01/79/СШ сообщает, что государственная пошлина за действия, совершаемые Минфином России при проведении аттестации аудиторов после 1 января 2005 года, уплачивается в следующих размерах:
- за выдачу квалификационного аттестата аудитора - 400 руб.,
- за внесение изменений в квалификационный аттестат аудитора в связи с переменой фамилии, имени, отчества аудитора - 100 руб.
В документе приведены банковские реквизиты для уплаты госпошлины в доход федерального бюджета.
Госпошлина не уплачивается за выдачу квалификационного аттестата аудитора лицами, в отношении которых Минфин России издал приказ о выдаче аттестата аудитора до 1 января 2005 года, но его еще не выдал. Не взимается госпошлина за выдачу аттестата аудитора в порядке обмена
ПРИРАВНИВАЕМ спецтехнику к грузовикам
В письме от 15.12.04 N 03-06-04-04/ 14 Минфин России разъяснил порядок расчета транспортного налога по отношению к спецтехнике, в частности, к автобетоносмесителям, топливозаправщикам, молоко- и мусоровозам, рефрижераторам, а также другим специальным автомобилям, на шасси которых установлено оборудование, агрегаты и установки. По такому транспорту нужно применять ставки налога, предусмотренные для грузовых автомобилей, соответственно мощности двигателя.
***
Банк России
УСИЛИВАЕМ контроль оборота наличности
Банк России в письме от 26.01.05 N 17-Т
"Об усилении контроля операций с наличными денежными средствами" приводит примерную схему и характерные признаки операций по получению наличных денежных средств со счета (вклада), которые могут быть использованы для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Конечной целью таких операций является получение физическими лицами (резидентами и нерезидентами) со своих счетов, открытых в российских кредитных организациях, крупных сумм наличных денежных средств в рублях либо в валюте. Такие операции относятся к операциям повышенной степени риска, и кредитные организации должны уделять им повышенное внимание.
***
ФСС России
ОГРАНИЧИВАЕМ выплату по "больничному" одним МРОТ
В связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 29.12.04 N 198-ФЗ ФСС РФ в письме от 27.01.05 N 02-18/07-594 сообщает, что по страховым случаям, наступившим с 1 января, часть суммы пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемая за счет средств ФСС РФ работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, не должна превышать за полный календарный месяц один минимальный размер оплаты труда. ФСС напоминает, что с 1 января 2005 года МРОТ составляет 720 руб. в месяц, с 1 сентября 2005 года - 800 руб., а с 1 мая 2006 года - 1100 руб.
ОПРЕДЕЛЯЕМ размер пособия исходя из даты рождения
С 1 января 2005 года сумма единовременного пособия при рождении ребенка составляет 6000 рублей. ФСС в письме от 17.01.05 N 02-18/07-263 напоминает, что если ребенок родился в 2004 году, а родители обратились за единовременным пособием в 2005 году, то указанное пособие выдается в размере, установленном на день рождения ребенка, т.е. в размере 4500 руб.
***
ФНС России
УПЛАЧИВАЕМ исполнительный сбор
ФНС России в делах и процедурах банкротства представляет требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам. В письме от 23.12.04 N 19-03-01/000504 налоговики разъясняют порядок уплаты исполнительского сбора, который взыскивается с должника в деле о банкротстве, если он без уважительных причин добровольно не выполнил требования исполнительного документа в установленный срок. Исполнительский сбор является обязательным платежом, с 1 января 2005 года полностью зачисляется в федеральный бюджет. Ранее в федеральный бюджет зачислялось 30% суммы сбора, а остальная часть поступала во внебюджетные фонды исполнительного производства.
ПОЛУЧАЕМ новые бланки уведомления на уплату авансов по ЕСН
В целях реализации статьи 244 НК РФ приказом ФНС России от 27.12.04 N САЭ-3-05/173@ (зарегистрирован 1 февраля 2005 года за N 6304) утверждена форма налогового уведомления на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу. Данные уведомления налоговики направляют индивидуальным предпринимателям и адвокатам, которые не производят выплаты и вознаграждения физическим лицам.
Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей; за июль - сентябрь - не позднее 15 октября в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей; за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.
свидетельства о государственной регистрации
ФНС России утверждены образцы бланков свидетельств о государственной регистрации, подтверждающих факт внесения соответствующей записи в единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Об этом сообщается в приказе от 23.11.04 N САЭ-3-09/123@, зарегистрированном в Минюсте 7 февраля за N 6302.
НЕ УМЕНЬШАЕМ налоговую базу на суммы скидок
Письмом от 25.01.05 N02-1-08/8@ ФНС
РФ сообщает, что согласно гражданскому законодательству договор может предусматривать изменение цены единицы товара в случае возникновения обстоятельств, с которыми условия заключения договора связывают возникновение скидок. Для учета соответствующих скидок, в случае изменения цены единицы товара, организация-продавец должна внести изменения в данные налогового учета о стоимости проданных ценностей и исправления в данные налоговых деклараций периодов реализации ценностей, так как в этих периодах произошло искажение величины налоговой базы.
Если организация-продавец производит пересмотр суммы задолженности покупателя по рассматриваемому договору по окончании календарного года, т. е. освобождает покупателя от имущественной обязанности заплатить за приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента от общей суммы проданных покупателю товаров, такая скидка рассматривается в качестве безвозмездной передачи имущественного права и в соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ сумма скидки не может уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль.