Темой очередного телемоста стали наши общие интересы в сфере бизнеса
ОТКРЫВАЯ телемост между представителями деловых кругов, налоговых, финансовых и экономических министерств России и Беларуси, Госсекретарь Союзного государства Павел БОРОДИН сказал:
- 2005 год должен стать знаковым в союзном строительстве. На ближайшем заседании Высшего Государственного Совета мы должны обсудить вопросы принятия Конституционного акта, введения единого платежного средства, союзной собственности.
Предметом обсуждения участников телемоста стали три основные проблемы: защита единого рынка от товаров из третьих стран, новый порядок взимания косвенных налогов и некоторые нюансы взаимной торговли сахаром и пивом.
Накануне деловой "встречи в эфире" произошло знаковое событие. По словам Олега ДАНИЛОВА, генерального директора финансово-промышленной группы "БелРусАвто", Министерство финансов РФ согласовало союзную программу развития дизельного автомобилестроения до 2008 года.
- Но теперь, - сказал О. Данилов, - хорошо бы обеспечить рынок, на котором мы будем работать после реализации этой программы.
Суть вот в чем. Автомобилестроители России и Беларуси ежегодно производят 65 тысяч грузовиков, которые сегодня соответствуют самым взыскательным требованиям к технике такого класса. Еще половина от этого количества завозится по импорту. Это в основном старые автомобили, не выдерживающие требований по экологичности, габаритам, световым характеристикам, но дешевые. Беларусь встала на защиту своего рынка, введя запретительные таможенные пошлины на импортные машины, старше 3 лет. Результаты не замедлили сказаться. Минский автомобильный завод, например, увеличил производство почти вдвое. Предложения последовать примеру были направлены в Минэкономразвития РФ.
- Мы внимательно изучаем этот вопрос не только с точки зрения развития российского автопрома, - сказала Галина МАЯМОВА, начальник отдела тарифного регулирования министерства, - но и влияния увеличения ввозных пошлин на работу российских перевозчиков.
Рынок России обширен, обеспеченность транспортом разная. В качестве вариантов решения этой проблемы могут быть использованы не только тарифные меры, но и технические, такие, например, которые не позволят ввозить на территорию Союзного государства отработавшие свой ресурс и экологически небезопасные автомобили. По мнению заместителя Госсекретаря Союзного государства Валерия ДРОЗДА, создание Таможенного союза позволит решать возникающие тарифно-таможенные нюансы товарной интервенции с Запада и Востока оперативно и слаженно. Россия и Беларусь подошли к образованию такого союза максимально близко. Уровень совпадения импортных пошлин достигает 85 - 86 процентов.
Обсудив проблемы внешней торговли, участники телемоста перешли к внутренним вопросам. Третий месяц Беларусь и Россия торгуют по-новому. НДС по стране назначения по-прежнему вызывает немало эмоций у товаропроизводителей: В частности, руководитель центра общественных связей Минского автомобильного завода Валентин ЛОПАН заявил, что с начала года предприятие потеряло около 17 миллионов долларов оборотных средств и сможет восстановить их только к концу года.
Представитель белорусского налогового ведомства успокоил бизнесменов, отметив, что 2 месяца - это не срок для того, чтобы судить о нововведении объективно и взвешенно.
- Конечно, любые изменения налогового законодательства вызывают у налогоплательщика сначала негативную реакцию, потом следует адаптация, затем приходит понимание, - сказала начальник отдела Минфина России Наталья КОМОВА. - Министерством по налогам и сборам Беларуси и Федеральной налоговой службой делается все возможное, чтобы ситуация не накалялась, а проблемы переходного периода оперативно решались.
Начальник финансового Департамента Постоянного Комитета Союзного государства Ольга КАРЯКИНА привела в пример страны ЕС. Там тоже налоги уплачиваются по стране назначения. И их также собирают налоговые органы. Разница лишь в техническом обеспечении процесса. Подтвердить уплату налога и проверить надежность партнера можно по онлайновой связи или по мобильному телефону.
- Если не завтра, то очень скоро мы придем к этому, - считает О. Карякина. - Налоговые службы собираются наладить электронный обмен информацией в ближайшее время.
В завершение разговора участники телемоста перешли от общего к частному. Российский союз сахаропроизводителей вот уже несколько лет волнует рост поставок белорусского сахара на внутренний рынок России. Высказывались сомнения, что весь поставляемый сахар производится исключительно из свекловичного сырья. Дело в том, что именно такой сахар считается "национальным", а тот, что изготавливается из импортируемого сахара-сырца, - нет. По подсчетам российских сахаропроизводителей, белорусские заводы ввозят в Россию сахара якобы больше, чем на самом деле производят его из свеклы. Практически аналогичную проблему Беларусь решает с российским пивом. С 14 марта все продаваемое в стране пиво будет маркироваться специальными знаками. Мотив - защита от подделок. Такая проблема действительно существует. Пиво из России в Беларусь везут частные предприниматели. Они не ведут бухгалтерского учета, платят упрощенный единый налог. А пиво для любой страны - продукт стратегический, подакцизный. Деньги от его реализации должны поступать в казну в полном объеме. Этим и обусловлено введение маркировки.
Наведение порядка с поставками подакцизного продукта позволило белорусским пивоваренным предприятиям начать реконструкцию и техническое перевооружение. В отрасль пришли инвестиции из Германии, Чехии, Венгрии. К сожалению, российских инвестиций нет. По мнению Сергея ТРОФИМОВИЧА, начальника главного управления инвестиций Министерства экономики Беларуси, у пивоваров из России еще есть возможность выгодно вложить капитал в белорусские предприятия.
- Самый цивилизованный путь создания Союзного государства - экономический, - подчеркнул, подводя итоги дискуссии, Павел БОРОДИН. - Этот путь самый трудный, но и самый правильный.
***
Справка "СОЮЗа"
Взаимный товарооборот Беларуси и России в 2004 году достиг 17, 6 миллиарда долларов и вырос на 41 процент. Беларусь - третий внешнеторговый партнер России после Германии и Китая. Топливно-энергетический комплекс наших стран интегрирован на 95 процентов, машиностроительный - на 85 процентов, сельское хозяйство - на две трети. Внешнеторговый режим носит льготный характер, создана единая система таможенного регулирования. Благодаря ежегодной поддержке из общей казны многие предприятия, которые раньше простаивали, работают. Обеспечена занятость более 250 тысяч человек.