ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ - УЛУЧШЕНИЕ ЖИЗНИ НАРОДОВ

Выступление Л.П. КОЗИКА, председателя Федерации профсоюзов Республики Беларусь, сопредседателя Совета Президиума славянских народов Беларуси, России и Украины, депутата палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь на II съезде народов Союзного государства Белоруссии и России

Уважаемые участники съезда, дорогие друзья!

Уже второй раз вы, истинные приверженцы более быстрого объединения экономического и политического потенциалов России и Беларуси, других государств Союза независимых государств, собираетесь на наш съезд, чтобы в очередной раз обсудить и поддержать курс на единение народов. Итоги нашего съезда весьма значимы для людей, которые убеждаются в том, что величайшие идеи и величайшие достижения Советского государства живы и востребованы и, безусловно, имеют перспективу, примером чему является строительство Союзного государства Беларуси и России.

Съезд, его решения, информация, полученная из выступлений делегатов, важны для молодых людей. Они в большинстве своем думают, что развал СССР был объективной реальностью. Наша задача - показать этому молодому новому поколению, что это не так, что развал СССР - могучей державы, в которой Российская Федерация играла ведущую роль, произошел в результате целенаправленной деятельности внешних сил при поддержке, а в ряде случаев и прямом соучастии круга внутренних российских, белорусских, украинских и других союзных республик политиков, стоявших в то время у власти.

История распорядилась таким образом, что граждане некогда единой и великой страны оказались по разные стороны границ. В целом распад СССР положил начало принципиально новой эпохе в международных отношениях. Окончание "холодной войны" привело к созданию однополярного мира, который не стал более безопасным и стабильным.

Причиной распада СССР в большей степени стали не объективные проблемы экономического развития, идеологии, хотя они, безусловно, имели место. Борьба за власть, прикрытая заботой о народе и стране, стала тем двигателем, той основой, которые и предопределили развал единого государства.

Не обошлось и без сторонней "помощи", когда новоявленные эксперты и консультанты зачастую буквально втаптывали в грязь все, что было положительным и неплохо зарекомендовало себя на практике.

Чего же добивались и что получили бывшие республики Советского Союза, а ныне независимые государства? Прежде всего границы всех без исключения республик стали полноценными государственными границами. Все то, чем Россия владела в течение столетий, за что вела многолетние войны, было потеряно за несколько дней. В течение двух недель граница с Кавказом отошла к рубежу начала XIX века, со Средней Азией - к середине XIX века, а ее западные границы - к началу XVII века. На месте некогда единого государства образовалась 15 государств, которые, за редким исключением, никогда не имели собственного суверенитета, являются достаточно слабыми в экономическом и военном плане. Причем в экономическом плане потери для всех бывших республик Советского Союза оказались не менее драматичными, чем в политической сфере. Везде произошел спад ВВП.

На карте бывшего СССР появились горячие точки. Миграция сотен тысяч людей, беженцы, проблемы русскоязычного населения стали привычными атрибутами современной жизни республик бывшего Советского Союза.

Падение жизненного уровня во всех без исключения новых государствах отбросило за черту бедности десятки миллионов человек. Некогда единые семьи оказались по разные стороны границы. На пути семейных и родственных связей стали возводиться искусственные барьеры, для преодоления которых стали требоваться специальные разрешения или визы.

Помощь же различных международных организаций и западных стран, которые прекрасно осознавали всю гибельность подобных "реформ", состояла вовсе не в подъеме новых государств и их экономик, а в решении своих корыстных задач и целей. В основном они были связаны с переориентацией национальных экономик, превращением их в сырьевые придатки мировой экономики, а долговая проблема должна была сделать их более послушными и управляемыми.

Не принес быстрых успехов суверенитет, неожиданно свалившийся и на Республику Беларусь. Напротив, появилось множество новых, незнакомых проблем. Стало понятно, что желание управлять и умение управлять - совершенно разные вещи.

Разрыв сложившихся десятилетиями экономических связей обернулся закрытием производств, сокращением рабочих мест. Зарплата в 20 долларов считалась еще божеской. Десятки, сотни тысяч белорусов были в растерянности и отчаянии.

Экономическая неразбериха и фактическое безвластие, когда парламент и правительство тянули одеяло на себя, привели к тому, что начались массовые народные протесты. Люди устали от безвластия, от отсутствия стабильности. Так появилась и была претворена в жизнь идея института президентства в Беларуси.

В 1994 году состоялись выборы президента Республики Беларусь. В результате всенародного волеизъявления первым в белорусской истории президентом стал А.Г Лукашенко. За него проголосовал 81 процент участвовавших в выборах граждан. Именно белорусскому президенту пришлось бросать вызов времени, искать пути выхода из кризиса, адаптироваться к новым экономическим и политическим реалиям. Путем проб и ошибок удалось создать систему, получившую название "белорусская модель экономического развития". Эта модель возникла не в кабинетной тиши, не в головах ученых и чиновников, а из самой жизни.

Какие особенности белорусской экономической модели можно выделить? К основным из них относятся следующие.

1. Беларусь не пошла по пути "шоковых" реформ. В стране сделали ставку на эволюционный путь развития. Не было допущено революционной ломки существовавшей экономической базы. Значительная часть усилий была направлена на то, чтобы совершенствовать имеющийся потенциал. В итоге сохранены реальное производство, промышленные гиганты - "МАЗ", "БелАЗ", "МТЗ", "Горизонт" и т.д. Продукция этих предприятий и в настоящее время востребована на мировых рынках.

2. Не массовая, а индивидуальная, "точечная" приватизация, нацеленная на повышение эффективности производства.

Не примитивная передача государственной собственности в частные руки, а привлечение в реальный сектор экономики инвесторов, заинтересованных в техническом перевооружении производства и повышении конкурентоспособности приватизируемых объектов.

Белорусская приватизация исключает превращение государственной собственности в источник обогащения отдельных семей и кланов, имеет целью расширение рынка рабочей силы, предельное сокращение безработицы.

Не надо думать, что Беларусь - это застывшее прошлое. Нет. Мы тоже провели разгосударствление и приватизацию. Но приняты законы, по которым было бесплатно приватизировано жилье, появился частный сектор экономики, который сегодня производит 60% продукции.

3. Государство играет активную роль в формировании рыночных отношений и структурной перестройки экономики.

По мере создания новых рыночных институтов происходит постепенное и последовательное сокращение прямого участия государства в экономических процессах. Если государственные институты эффективны в той или иной сфере, то они будут там представлены и будут выполнять свои функции. В противном случае эти сферы могут быть переданы и передаются новому, более эффективному собственнику и управленцу. Такой подход исключает конъюнктурщину, когда многое осуществляется во имя рынка либо ради моды.

Следует отметить, что белорусская модель экономического развития предполагает, что ряд сфер экономики, где решаются крупномасштабные стратегические задачи, имеющие высокую общественную значимость, объективно требуют жесткого государственного управления и контроля.

4. Беларусь активно проводит широкомасштабную социальную политику, направленную на повышение благосостояния народа, минимизацию негативных последствий рыночных преобразований. Выделение из государственного бюджета значительных средств на социальные нужды позволяет стабильно повышать и выплачивать зарплаты, пенсии, стипендии, пособия. Сохранены масштабное жилищное строительство, бесплатные медицина и образование.

Сегодня Беларусь вступила в стадию, которая характеризуется как смешанная экономика с развитыми рыночными отношениями и сильной социальной политикой.

Успехи белорусской экономической модели наглядно продемонстрированы в предыдущие годы и особенно в 2004 году. Рост ВВП составил 111, 8 процента, продукции промышленности - 115, 8, продукции сельского хозяйства - 112, 4, инвестиций в основной капитал - 118, 3, реальных денежных доходов населения 112, 6 процента. Важен тот факт, что рост ВВП достигнут при снижении его энергоемкости на 8 процентов. Принимаемые меры приводят к повышению благосостояния людей. Так, в декабре 2004 года средняя зарплата по народному хозяйству составила величину, эквивалентную 195 долларам США.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы предусмотрено довести показатель средней зарплаты в 2005 году до 250 долларов США в эквиваленте.

Стабильно работает и пенсионная система республики. Пенсии выплачиваются своевременно, постоянно осуществляется их индексация. Только в 2004 году произведено три перерасчета трудовых пенсий и четыре перерасчета минимальных трудовых и социальных пенсий, а также надбавок и повышений к пенсиям в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума. В настоящее время в Беларуси самый высокий размер пенсий среди всех стран СНГ (83 доллара США). В республике сложилось и поддерживается относительно высокое соотношение средней пенсии и средней заработной платы: в 2004 году -43%. Это самый высокий показатель на всем постсоветском пространстве.

Первые из государств СНГ в декабре 2004 года мы вышли на показатель, когда минимальная зарплата стала равна бюджету прожиточного минимума.

Ситуация в Беларуси сложилась таким образом, что влияние политических партий на общественное сознание незначительно. Сегодня опорой, столпами общества являются обновленные, возвращенные к жизни, к людям профсоюзы, мощная молодежная организация и советы депутатов. Это три опоры, на которых стоит белорусское общество. Особую роль здесь играют профсоюзы - наиболее многочисленная и структурированная общественная организация. Именно ее различного рода антигосударственные силы пытались использовать в своих интересах. С их подачи в конце 90-х - начале 2000 годов профсоюзное движение Беларуси поразил глубокий кризис. В это время руководители, возглавлявшие Федерацию профсоюзов, перешли от социального компромисса профсоюзов с органами власти к резкой конфронтации. Налицо было стремление перевести профсоюзы на политические рельсы и таким образом прийти к власти на президентских выборах 2001 года. Естественно, с мнением рядовых членов профсоюзов никто не считался.

Результат данной авантюры был предсказуем. Потеря ряда существенных функций и возможностей профсоюзов, резкое падение авторитета, массовый выход из профсоюзных организаций. И только благодаря здравомыслящей позиции профсоюзных организаций на местах не была до конца разрушена профсоюзная структура. Та кризисная ситуация красноречиво показала, насколько далека была верхушка ФПБ от интересов и чаяний простых людей. И это тоже один из уроков изменившейся политической ситуации на территории бывшего СССР.

В таких условиях в сентябре 2002 года состоялся внеочередной IV съезд ФПБ, принявший Программу деятельности Федерации профсоюзов Беларуси по преодолению кризиса, восстановлению авторитета, возможностей и влияния профсоюзов. Сегодня можно констатировать, что обновленной ФПБ удалось стабилизировать ситуацию. Восстановлено и увеличено количество профсоюзных организаций и членов профсоюзов.

Сегодня профсоюзным членством охвачено 92% экономически активного населения Беларуси, что составляет 4 миллиона человек.

Празднование в прошлом году 100-летия профсоюзного движения Беларуси показало, что постепенно возвращается доверие к профсоюзам, растет их авторитет. В праздничных мероприятиях принимали участие и глава государства, и члены правительства, и руководство областей, городов, районов.

Все это происходит потому, что белорусские профсоюзы начали заниматься своим повседневным делом - защитой трудовых и социально-экономических интересов трудящихся. Восстановлен конструктивный диалог с властью. Возобновлена работа Национального совета по трудовым и социальным вопросам, где рассматриваются самые злободневные, самые неотложные вопросы, играющие важную роль в жизнедеятельности государства. В рамках этого совета подписано Генеральное соглашение между правительством, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2004- 2005 годы. В нем впервые оговорены конкретные, просчитанные цифры, характеризующие размер заработной платы, пенсий, стипендий, предельного роста темпов инфляции, безработицы, коммунальных платежей и многое другое.

Генеральное соглашение сегодня - эффективный инструмент контроля, воздействия на социальных партнеров. И самое главное, что он эффективно действует.

Благодаря социальному компромиссу удалось добиться существенных позиций. В республике нет задолженности по выплате заработной платы. По инициативе профсоюзов в текущем году установлен размер минимальной заработной платы на уровне бюджета прожиточного минимума (60 долларов), кстати, в СНГ аналогов этому нет.

Сегодня профсоюзы участвуют в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические интересы трудящихся, процедуре, которая была утеряна в годы кризиса.

В 1994 году президентом нашей республики А.Г. Лукашенко был провозглашен курс на построение государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Т.е. государство дает трудящимся социальные гарантии, обеспечивает стабильность. Такая государственная политика устраивает белорусские профсоюзы, т.к. это и их позиция.

Ушел в историю XX век - век величайших научных открытий и выхода человека за пределы Земли, серьезных испытаний нашей цивилизации, трагических ошибок и заблуждений. В новое тысячелетие человечество вступает с впечатляющими достижениями своего разума, умудренное как позитивным, так и негативным опытом совместного проживания на нашей прекрасной планете. И, похоже, здравый смысл все больше и больше определяет магистральное направление мирового развития.

Сегодня со всей очевидностью можно утверждать: побеждает исторически оправданная, объективно закономерная тенденция - тенденция к интеграции государств. Даже находясь в разных уголках земного шара, страны вольно или невольно влияют на экономику и политику друг друга, поэтому вынуждены вести диалог, договариваться между собой. Если же они расположены на одном материке, а тем более являются близкими соседями, то и вовсе обречены на добрые отношения, ибо только в этом случае могут быть созданы благоприятные условия для социально-экономического подъема каждой страны, для духовного, культурного и социального развития каждого народа.

Стремление государств и народов к единению и всестороннему взаимодействию особенно заметно проявилось после распада СССР, причем во многих регионах мира. Эта крупнейшая геополитическая катастрофа прошедшего столетия, от которой пострадали прежде всего народы, некогда жившие в единой, дружной многонациональной семье, веками создававшие свой братский союз, стала поучительным уроком для всех народов планеты. Слишком трагичен ее исход, слишком велики человеческие жертвы, слишком ощутим материальный и нравственный урон, чтобы не помнить об этом. Хотелось бы верить, что человечество в полной мере усвоит тяжелый для него урок. Нам же, к сожалению, суждено учиться на своем горьком опыте и исправлять собственные ошибки. К счастью, мы быстро пришли к пониманию ошибочности и пагубности курса на национальную самоизоляцию, размежевание, разрыв десятилетиями сложившихся хозяйственных связей со своими ближайшими соседями и братскими народами. И в этом бесспорно выдающаяся роль принадлежит президенту Республики Беларусь А. Г Лукашенко. Он был одним из тех немногих политиков, кто сразу понял всю опасность развала великой многонациональной страны и тяжесть последствий трагедии для населяющих ее народов и, безусловно, первым из них, кто публично, открыто и недвусмысленно заявил о ней.

Будучи еще совсем молодым политиком, А. Г Лукашенко тем не менее проявил просто потрясающую политическую мудрость и дальновидность. Он стал первым из президентов вновь образовавшихся на постсоветском пространстве государств, кто твердо взял курс на интеграцию, на восстановление нарушенных политических, хозяйственных и культурных связей со странами СНГ, и прежде всего с Россией. Более того, курс на самое тесное единение с российским народом являлся в 1994 г. одним из основных положений предвыборной программы еще кандидата в президенты Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, одержавшего просто ошеломляющую победу над своими конкурентами.

Обретя в результате развала СССР государственный суверенитет, Республика Беларусь оказалась наедине с многочисленными сложнейшими проблемами. Сразу все их решить было невозможно, а народ ждал от новой власти конкретных действий. Нужно было определить и расставить внешнеполитические приоритеты, выбрать главное направление приложения сил в экономике, выработать социальную политику. Лидеры новых государств ринулись на Запад в надежде получить валютные кредиты и политическую поддержку. Республика Беларусь во главе с А. Г. Лукашенко сразу же взяла курс на самое тесное сближение и развитие взаимовыгодного сотрудничества с Российской Федерацией, восстановление собственного производства.

Тогда Россия переживала крайне трудный период своей истории. Едва ли не со всех сторон раздавались в ту пору советы белорусскому президенту делать ставку на развитие отношений со стабильными и экономически благополучными западными странами. Но на референдуме в мае 1995 г. наш народ напрочь отверг, опрокинул эти советы, убедительно продемонстрировал свое стремление жить в братском союзе с народами России и тем самым поддержал своего президента, подтвердив правильность избранного им пути.

А. Г. Лукашенко неоднократно заявлял, что стратегических партнеров выбирают не на один день. Выбор стратегического союзника не должен определяться по принципу: если в стране кризис, мы с этой страной дружить не будем, а если нет кризиса, - друзья. Россия была, есть и будет великой державой. Рано или поздно, преодолев экономический кризис, она вновь станет сильной, процветающей страной. Что же касается экономически благополучных западных стран, то наше государство готово к взаимовыгодному и равноправному сотрудничеству с ними. Однако Запад, заявляя об открытости своей экономики, на самом деле отгородился от государств, возникших на территории бывшего СССР, квотами и тарифами, не позволяющими развивать равноправное торгово-экономическое сотрудничество.

Новейшая история белорусско-российских отношений, которая ведет свой отсчет от распада СССР, отмечена многими важными вехами. Напомним основные этапы интеграции, пройденные Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Это позволит еще раз убедиться в твердости и последовательности политического курса белорусского государства на интеграцию с Россией.

26 июня 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

6 января 1995 г. Беларусь и Россия заключили Соглашение о таможенном союзе.

21 февраля 1995 г. президенты двух стран подписали в Минске Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на десять лет.

26 мая 1995 г. у белорусской деревни Речка президентом Республики Беларусь А. Г Лукашенко и председателем правительства Российской Федерации В. С. Черномырдиным был убран пограничный столб. Это означало ликвидацию границы между Беларусью и Россией.

27-28 февраля 1996 г. состоялся первый официальный визит белорусского президента в Российскую Федерацию. Именно тогда А. Г. Лукашенко приехал в Москву с предложениями, направленными на тесное сближение двух стран. Через месяц они обрели форму межгосударственного договора. Так был запущен механизм объединительного процесса.

2 апреля 1996 г. Борис Николаевич Ельцин и Александр Григорьевич Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Это решение было объективным и закономерным, поскольку отвечало жизненным интересам двух братских народов. В то же время оба президента хорошо понимали, что ни о потере суверенитета, ни о выходе наших стран из мировой системы координат речь не идет. Участвуя в Сообществе, каждая из сторон сохраняла государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, свою конституцию, государственный флаг, герб, гимн и другие атрибуты государственной власти. Согласно Договору оба государства оставались субъектами международного права, сохраняли свое членство в ООН и других международных организациях, что не противоречило и нашим обязательствам в рамках Содружества независимых государств.

Однако Договор об образовании сообщества Беларуси и России не позволял задействовать весь имеющийся потенциал интеграции, во многом сковывал действия органов исполнительной власти Беларуси и России и интеграционных структур.

Убедившись, что форма Сообщества не в полной мере отвечает интеграционным задачам, ровно через год, 2 апреля 1997 г., А. Г. Лукашенко и Б. Н. Ельцин подписали новый межгосударственный договор - Договор о Союзе Беларуси и России, а 23 мая того же года - Устав Союза Беларуси и России. Договор и Устав составили, таким образом, основополагающие учредительные документы Союза. С их подписанием процесс интеграции обрел второе дыхание.

Союз Беларуси и России признала Организация Объединенных Наций. В сентябре 1997 г. секретариат ООН зарегистрировал Договор о Союзе Беларуси и России и Устав Союза Беларуси и России.

Для придания всей интеграционной работе большей целеустремленности и организованности была утверждена Программа первоочередных действий по реализации положений Договора о Союзе и Уставе Союза Беларуси и России. В Программе особое внимание обращалось на решение вопросов, связанных с синхронизацией экономических реформ, формированием равных условий для деятельности хозяйствующих субъектов, введением системы государственной поддержки и защиты интересов товаропроизводителей, стимулированием развития малого и среднего бизнеса, выработкой единых подходов к взаимодействию во внешнеэкономической сфере, образованием общего рынка в области энергетики, транспорта и связи, подготовкой и реализацией совместных программ, созданием условий для реального обеспечения взаимной конвертируемости национальных валют.

В то же время многие из нас, кто занимался профессионально интеграцией, интуитивно чувствовали, что для придания процессу необратимого характера нужны не только договора и соглашения на межгосударственном и межправительственном уровне, не только согласованные действия министерств и других государственных структур. Интеграция должна идти не только сверху, но и снизу, должна быть востребована самой жизнью. И в этой ситуации А. Г. Лукашенко ясно и четко сформулировал тезис о необходимости налаживания и развития регионального сотрудничества. Насколько правильным и своевременным был этот шаг, мы все сейчас понимаем. Тогда же некоторые российские чиновники не только не поддержали инициативу белорусского лидера, но и пытались воспрепятствовать его поездкам в российские регионы. Тем не менее личные поездки А. Г. Лукашенко в регионы Российской Федерации придали авторитет, уверенность в безусловном выполнении подписанных договоров и соглашений. Укрепление связей на региональном уровне дало сильнейший импульс развитию торговли, восстановлению рациональных хозяйственных цепочек, стало надежным фундаментом всей белорусско-российской интеграции.

25 декабря 1998 г. президенты Республики Беларусь и Российской Федерации подписывают Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России и выступают с совместным заявлением о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств - участников Союза. Одновременно заключены Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

Подписание 8 декабря 1999 г. президентами двух государств Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации о реализации его положений ознаменовало выход Беларуси и России на новый уровень союзных отношений, определило основные направления и этапы дальнейшего развития интеграции Беларуси и России.

Главная цель интеграции - улучшение жизни народов, создание условий для повышения благосостояния людей, свободного всестороннего развития россиян и белорусов. Это постоянно и настойчиво подчеркивал и подчеркивает А. Г Лукашенко, определяя задачи интеграционным органам. Являясь председателем Высшего совета, сначала Сообщества, затем Союза Беларуси и России, а теперь Высшего государственного совета Союзного государства, он инициировал принятие целого ряда решений союзных органов по социальным проблемам, которых с нетерпением ждали белорусы и россияне. И такие шаги были сделаны в первоочередном порядке.

Например, первым решением Исполнительного комитета Сообщества было постановление от 11 апреля 1996 г. "О равных правах граждан на получение образования", в соответствии с которым обеспечивается доступность и равные права граждан обеих стран в получении среднего, высшего и послевузовского образования всех видов, а абитуриенты поступают в высшие учебные заведения на основе действующих правил приема в вузы принимающей стороны.

Далее, 16 мая 1996 г. было принято постановление Исполкома "О взаимном предоставлении гражданам Беларуси и России равных прав в получении всесторонней медицинской помощи", согласно которому каждое из государств обеспечивает гражданам другого государства доступность и равные со своими гражданами права на все виды медицинской помощи, при этом взаиморасчеты за оказание скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально опасных заболеваний не производятся.

На втором заседании Высшего совета Сообщества, которое проходило 22 июня 1996 г. в Бресте, был принят целый ряд документов, непосредственно затрагивающих интересы граждан Беларуси и России. Среди них - решения "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий", "О беспрепятственном обмене жилых помещений", "О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы", "О выделении средств на проведение капитального ремонта и реставрации мемориального комплекса "Брестская крепость-герой".

Большое значение в выравнивании прав и социальных гарантий белорусов и россиян имел и Договор о равных правах граждан, о котором уже говорилось выше.

Уважаемые участники съезда!

Сегодня бесспорным является факт, что ни один народ, ни одна страна, ни одна конфессия, даже ни одна цивилизация не способны в одиночку решить проблемы, связанные с эпохой глобализации. В этой связи Союз России и Беларуси - проявление общемировой тенденции к интеграции стран и народов. Вызовы времени - борьба с международным терроризмом, нелегальной миграцией, распространением наркотиков, экологическая безопасность - придают этой тенденции особую актуальность и значимость. Идя в ногу с мировыми интеграционными процессами, Беларусь и Россия дополняют общеевропейскую идею единения славянским компонентом.

Ликвидация Организации Варшавского Договора и распад Советского Союза стали сигналом к началу конфронтации, очередного этапа борьбы за передел мира. На европейском континенте происходят тщательно маскируемые и достаточно серьезные геополитические сдвиги, способные создать потенциальную угрозу нашим республикам. В этих напряженных условиях Беларусь оказывается на стыке западной и восточнославянской цивилизаций, на лезвии бритвы обостряющегося противостояния.

Сохранение восточнославянской цивилизации, подлинного суверенитета Беларуси и России, недопущение образования "санитарного кордона" вокруг России и сохранение белорусского "окна в Европу" - вот геополитический смысл нашего объединения. Сотрудничество же в военной области позволяет укрепить совместное оборонное пространство. Беларусь и Россия негативно относятся к натиску Североатлантического блока на Восток, в том числе в Прибалтийский регион. Мы не рассматриваем государства Балтии как враждебные, но эскалация альянса в восточном направлении осуществляется в интересах мировой гегемонии США.

Тревожные события последнего времени в мире являются одним из факторов, убеждающих в необходимости ускорить процесс интеграции.

Беларусь и Россия не намерены мириться с всевозрастающей угрозой международного терроризма и военного шантажа, будут активизировать усилия по созданию восточнославянской коалиции.

Взаимовыгодное сотрудничество двух наших республик своим примером способно привести к расширению Союза, базисному закреплению его в качестве межгосударственного объединения. Интеграция Беларуси и России может предопределить возникновение политических договоренностей о расширении числа государств-участников Союза за счет других стран СНГ

Не утомляя вас цифрами, хочу только отметить, что Российская Федерация была и остается основным торговым партнером Республики Беларусь. Стоимостный объем экспорта в Россию в долларах США в 2004 году превысил уровень 2003 года на 31, 4%, импорта - на 40, 9%. И это благодаря Договору о создании Союзного государства и Программе действий по реализации его положений, подписанных президентами Беларуси и России в декабре 1999 года. Сегодня интеграционный процесс постепенно набирает темп, уверенно переходит в практическую стадию его реализации.

Скажу прямо: на пути объединения двух государств возникают многочисленные проблемы и сложности, обусловленные как объективными, так и субъективными причинами. В России есть силы, которые испытывают патологическую ненависть к Союзу. Одни видят в Республике Беларусь некоего монстра, нахлебника. Именно они в средствах массовой информации буквально изгаляются над Беларусью, оскорбляя ее народ и президента. И это несмотря на то, что Республика Беларусь осталась, пожалуй, единственным надежным союзником России. Только здесь русский человек не чувствует себя ущемленным, а русский язык является государственным. Так кто же должен остановить этих политических проходимцев? Здесь свое слово должны сказать россияне.

Другие спят и видят Беларусь губернией в составе Российской Федерации. Этого не будет.

И все-таки Союзу быть, несмотря на никакие трудности. Основной причиной этого является не только наличие общих экономических и геополитических интересов. Уникальность белорусско-российских интеграционных процессов состоит в том, что в их основе лежат также культурные и исторические предпосылки. От этого никуда не уйдешь.

И в заключение хочу сказать следующее. Приближается знаменательная дата для всех республик бывшего Советского Союза - 60-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Нет слов, чтобы выразить благодарность, восхищение тем, кто спас мир от коричневой чумы.

Словосочетания "советский солдат", "боец Красной Армии" и сегодня являются символами героизма, мужества, преданности Родине.

К сожалению, появляется все больше попыток принизить роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии, переписать историю, отведя в ней советскому солдату роль оккупанта. Ерничанье, издевки в отношении солдата-победителя позволяют себе даже некоторые лидеры сопредельных государств.

В Беларуси подготовка к празднованию носит общенациональный характер. Ею занимаются и органы государственного управления, и все общественные организации. Работы хватит всем. Без внимания не останется ни один ветеран, ни один обелиск, ни одно воинское захоронение. Чем душевнее мы будем относиться к ветеранам, чем трепетнее будем относиться к нашим святыням, тем бесспорнее будет тот факт, что Великая Победа была выкована не в Нормандии с открытием второго фронта, а на полях сражений под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, в ходе белорусских наступательных операций. И никому не удастся отнять нашу Победу - слишком высокая цена за нее заплачена.

С наступающим вас праздником, и пусть всем хорошим делам по интеграции, единению наших братских народов всегда сопутствует победа!

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости