ИТОГИ I-ГО ПОЛУГОДИЯ 2005 ГОДА

В Минпромэнерго России рассмотрен ход реализации Программы действий министерства и подведомственных ему агентств в первой половине 2005 года. Программа была составлена с учетом реализации основных положений посланий Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации в 2004 и 2005 годах и основных направлений деятельности Правительства на период до 2008 года. Это во многом определило и содержание документа, и форму его изложения. Часть мер и действий, предпринимавшихся Минпромэнерго в течение января-июня, не входила в состав текста Программы и отчет по ним будет, по всей видимости, сделан дополнительно.

Авиационная промышленность

Продолжается работа над созданием Объединенной авиастроительной компании. Проекты указа Президента России и постановления Правительства Российской Феде-радии "О создании Объединенной авиастроительной корпорации" и других правовых актов, обеспечивающих их реализацию, разработаны, согласованы с рядом заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время доработанные по итогам согласительного совещания между Минпромэнерго и МЭРТ проекты документов направлены на согласование в Минэкономразвития и Росимущество.

Автомобильная промышленность

Минпромэнерго продолжает реализовывать промышленную политику в автопроме. В течение первого полугодия 2005 года был подготовлен и направлен в Правительство РФ доклад о реализации в среднесрочной перспективе приоритетных задач, предусмотренных Концепцией развития автомобильной промышленности России. В нем Минпромэнерго представило свои предложения по возможным направлениям развития автопрома в 2005-2008 годы. Они отражены в проекте Плана мероприятий по реализации приоритетных задач, предусмотренных Концепцией развития автомобильной промышленности России, который сейчас находится на последнем этапе согласования в заинтересованных министерствах и ведомствах.

Напомним, что в течение трех лет была проведена реструктуризация задолженности по платежам в федеральный бюджет ведущих предприятий отрасли, сделаны серьезные защитные шаги в таможенно-тарифной сфере, осуществлены необходимые подготовительные работы по переходу на европейские технические и экологические нормы. Предприятия начали обновление модельного ряда, вступили в действие первые сборочные производства. Это способствовало стабилизации финансового положения и развитию отрасли.

Однако отечественным производителям пока не удалось преодолеть негативные тенденции. В связи с этим сегодня основная задача Правительства заключается в создании максимально благоприятных условий позиционирования на рынке внутрироссийских производителей, будь-то российские или иностранные инвесторы. Поэтому в марте 2005 года было принято решение о снижении до нуля по большинству позиций таможенных пошлин на автокомпоненты, предназначенные только для промышленной сборки. Новый порядок ввоза автокомпонентов повысит инвестиционную привлекательность российского автопрома, его конкурентоспособность, поможет установить естественный барьер импорту готовых автомобилей, обеспечить устойчивые инвестиции в автомобильную промышленность и создание новых производств. В этой связи основной целью развития промышленной сборки является более широкое импортозамещение во всех ценовых нишах. В то же время проблемы качества, развития компонентой базы и замещения импорта автомобилей еще не решены в полном объеме. Поэтому шаги, предлагаемые Минпромэнерго в проекте Плана действий, направлены именно на решение этих проблем и вместе с тем они соотносятся с мировым опытом стимулирования развития автопрома и касаются регулирования спроса и предложения на данном рынке: налогового стимулирования НИОКР в автомобилестроении; продолжения работ по техническому регулированию, включая усиление требований по безопасности и экологии; таможенное-тарифного регулирования ввоза подержанной автомобильной техники; реализации принятых решений по промышленной сборке; использования инфраструктуры особых экономических зон; мер государственной поддержки экспорта продукции; подготовки кадров для отрасли.

Внешнеэкономическая деятельность

К саммиту Россия-ЕС, который состоялся 10 мая, министерство подготовило доклад по реализации концепции Общего европейского экономического пространства. На саммите был подписан Совместный план действий по Общему европейскому экономическому пространству, подготовленный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

В рамках подготовки председательства России в "Группе восьми" в 2006 году в Минпромэнерго разработан план мероприятий на 2005-2006 годы, посвященный энергетической тематике.

Это "круглый стол" по энергоэффективности, рабочая встреча экспертов для подготовки встречи министров энергетики стран-членов "Группы восьми". Министерством подготовлены предложения по вопросам энергетической безопасности.

Представители Минпромэнерго участвуют в создании интеграционных объединений на пространстве СНГ. Ежемесячно в столице одного из четырех государств проходят встречи представителей Группы высокого уровня по формированию ЕЭП. Россию на переговорах представляет спецпредставитель Президента России по вопросам интеграционного сотрудничества с государствами СНГ, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. В течение четырех месяцев (апрель-июль) в подмосковном "Воскресенском" переговорщики из четырех стран (Беларусь, Казахстан, Россия и Украина) согласовывали тексты соглашений, формирующих законодательную базу ЕЭП. Планируется, что переговорщики согласуют тексты всех 93-х соглашений к концу июля 2005 года. В рамках ЕврАзЭС "пятерка" стран-участниц ежегодно проводит разработку топливно-энергетического баланса. Российская сторона выполнила все внутригосударственные процедуры, и 21 июня на заседании Интеграционного Комитета ЕврАзЭС данный документ был одобрен и представлен к подписанию.

Легкая промышленность

В июле был подписан приказ о создании Межведомственной рабочей группы для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по пресечению незаконного производства, реализации и ввоза товаров на территорию России. В состав межведомственной рабочей группы также вошли представители Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, МВД, ФТС, ОАО "Рослегпром", Роспрофтекстильлегпрома, Российского Союза кожевников, Российского Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности.

Рабочая группа создана в рамках реализации плана мероприятий по развитию легкой промышленности. Среди основных задач Рабочей группы усиление контроля по пресечению незаконного производства, реализации и ввоза товаров в Россию; введение ответных мер в области производственной и внешнеторговой деятельности на дискриминационные и незаконные действия со стороны других государств или их союзов. Важным аспектом в работе Группы будет вопрос специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте, незаконном производстве и реализации товаров. Участниками группы отмечается важность применения таможенно-тарифного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу вне неторгового оборота, а также подготовке предложений по изменению ставок таможенных пошлин. Все эти действия будут сопровождаться анализом динамики товарных групп на внутреннем рынке товаров легкой промышленности.

Лесная промышленность

Во втором квартале 2005 года руководство Минпромэнерго представило в Правительство Российской Федерации доклад "О развитии лесопромышленного комплекса Российской Федерации, решении стоящих перед ним проблем и создании мощностей по глубокой переработке древесины".

В докладе были обозначены стратегические цели министерства по развитию лесной промышленности на территории России. Это, прежде всего, обеспечение потребностей внутреннего рынка и увеличение доходов от экспорта за счет организации производства конкурентоспособной лесобумажной продукции, ориентированной на конечного потребителя.

Современная ситуация в лесопромышленном комплексе такова, что при достижении уровня потребления основных видов лесобумажной продукции, сложившейся в настоящее время в европейских странах, Россия будет нуждаться в значительном увеличении объемов производства для обеспечения потребителей этой продукцией. В этом случае потенциальная емкость внутреннего рынка России оценивается в пределах $70 -75 млрд. Кроме того, выручка от экспорта лесных товаров, при оптимизации его товарной структуры, составит не менее $25 млрд.

Поэтому в соответствии с Основными направлениями развития лесной промышленности на период до 2015 года в стратегии развития лесопромышленного комплекса предусмотрено двукратное увеличение объемов производства товарной продукции за счет ускоренной модернизации действующих и строительства новых предприятий лесной промышленности. Это позволит России, как и другим развитым странам, специализироваться на массовом производстве конечной продукции и комплектующих изделий, а не древесного сырья, как это происходит в настоящий момент. В этом случае потребность в инвестиционных ресурсах для этих целей оценивается в $20 млрд.

Минпромэнерго поддерживает предложение Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров о разработке Федеральной целевой программы развития мощностей по глубокой переработке древесины и освоению новых лесных ресурсов на период до 2015 года.

Металлургическая промышленность

Для защиты интересов отечественных металлургов на внешних рынках Минпромэнерго совместно с Минэкономразвития и МИДом подготовило и представило в Правительство РФ проект постановления о заключении Соглашения между Россией и Европейским Союзом о торговле некоторыми изделиями из стали. В результате этой работы в июне 2005 года было принято соответствующее постановление Правительства РФ.

Оборонно-промышленный комплекс

В рамках мероприятий, направленных на решение задач по укреплению и развитию оборонно-промышленного комплекса, в Минпромэнерго ведется работа над проектом доклада Правительства Российской Федерации Президенту России с предложениями по решению проблемных вопросов функционирования ОПК и его развития в интересах обеспечения обороны и безопасности государства. В настоящее время рабочий вариант доклада передан в Аппарат Правительства.

Минпромэнерго также готовит предложения по взаимодействию государства и частного капитала при создании интегрированных структур в ОПК, повышению роли головной организации таких структур в выполнении работ по гособоронзаказу, совершенствованию работы института представителей государства в органах управления стратегических АО, организации профессиональной подготовки и формированию кадрового резерва руководителей предприятий ОПК. В части правового обеспечения частно-государственного партнерства подготовлены концепция и проект технического задания на разработку законопроекта, создающего правовые условия для привлечения негосударственных инвестиций в организации оборонно-промышленного комплекса.

По вопросу повышения роли головных организаций интегрированных структур в выполнении работ по гособоронзаказу и военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, Минпромэнерго подготовило предложения для внесения изменений в "Положение о лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. Также внесены предложения по организации профессиональной подготовки и формированию кадрового резерва руководителей интегрированных структур в ОПК.

Кроме того, в Минпромэнерго подготовлен и представлен в установленном порядке в Комиссию Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам проект плана-графика создания интегрированных структур в ОПК на 2005-2006 годы.

Прогнозы и стратегии развития отраслей промышленности

Министерство промышленности и энергетики ежемесячно проводит мониторинг текущей ситуации в экономике России и тенденций на ближайшую перспективу. Подготовлены и направлены в Минэкономразвития обзоры за апрель, май и июнь 2005 года. Минпромэнерго также разработало и представило в Минэкономразвития России предварительный прогноз социально-экономического развития отраслей промышленности на 2006 год.

За первое полугодие состоялось 13 заседаний Межведомственной комиссии при Минэкономразвития России по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, на которых рассматривались предложения по мерам тарифного регулирования экспорта и импорта продукции промышленности и топливно-энергетического комплекса. По итогам этой работы было подготовлено более 50 заключений по корректировке экспортных и импортных таможенных пошлин. Так, по предложениям Минпромэнерго 33 вида технологического оборудования легкой промышленности, не имеющего отечественных аналогов, были освобождены от пошлин постановлением Правительства РФ. Отмена или минимизация пошлин на такого рода оборудование наделены на повышение инвестиционной привлекательности промышленности страны.

Экспортеры "промышленной продукции с высокой степенью переработки" теперь смогут вернуть до двух третей процентной ставки по кредитам в российских банках. Разработано и принято постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2005 году в российских кредитных организациях". Среди отраслей, которые смогут воспользоваться данным решением, относящимся к инструментам промышленной политики, оборонно-промышленный комплекс, машиностроение, химическая промышленность и производители бумаги и целлюлозы.

Судостроение

В Минпромэнерго разработан проект "Стратегии развития судостроительной промышленности до 2030 года". В настоящее время проект проходит стадии согласования внутри министерства, после чего будет направлен на согласование в Минэкономразвитие, Минфин, Минобороны и Минтранс. В дальнейшем документ будет направлен в Правительство РФ.

Техническое регулирование

Одной из главных задач Минпромэнерго является реализация реформы технического регулирования. Параллельно с координацией процесса разработки техрегламентов (в министерстве каждую неделю проводятся общественные слушания), министерство разрабатывает ряд документов, сопровождающих реформу. В настоящее время в разработке находится проект постановления Правительства РФ "О порядке аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий". Данное постановление направлено на то, чтобы определить "правила игры" на рынке оценки безопасности и качества товаров. На заседании Правительственной комиссии по техническому регулированию проект постановления в целом был одобрен и принято решение о дополнении проекта постановления перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих аккредитацию в конкретных областях деятельности по обязательному подтверждению соответствия. Также принято решение согласиться с предложениями Минфина о взимании платы за аккредитацию в области обязательного подтверждения соответствия в виде государственной пошлины.

Для реализации реформы техрегулирования необходимо обозначить процедуру ведения единого реестра сертификатов соответствия. Проект постановления "Об утверждении Порядка ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в нем сведений и оплаты за предоставление сведений" был разработан и направлен на согласование. В первом полугодии были подготовлены методики определения стоимости работ по обязательному подтверждению соответствия. Соответствующий проект постановления был направлен в Правительство в конце июня.

В министерстве ведется работа над проектом концепции и технического задания на разработку законопроекта "О каталогизации". Закон необходим для регулирования отношений между федеральными органами государственной власти с производителями (поставщиками), возникающих при каталогизации продукции для федеральных государственных нужд на всех стадиях.

Топливно-энергетический комплекс

Минпромэнерго приняло участие в разработке программы геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Дальнего Востока министерства природных ресурсов Российской Федерации и направило свои замечания и предложения к ней в части перечня объектов лицензирования в 2005-2008 гг. Также был подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями топливно-энергетического комплекса в российских кредитных организациях".

Во исполнение распоряжения правительства о проектировании и строительстве трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" Минпромэнерго совместно с ОАО "АК "Транснефть" и по согласованию с Минэкономразвития и МПР приказом утвердило этапы строительства трубопроводной системы и рассмотрело предложения по повышению экономической эффективности данного проекта.

Для повышения эффективности взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в Минпромэнерго России создана рабочая группа с участием представителей Минэкономразвития России, МПР России, ФСТ России, ОАО "АК "Транснефть" по осуществлению координации, мониторинга и контроля мероприятий по проектированию и строительству трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" под председательством заместителя министра промышленности и энергетики Российской Федерации А.Реуса.

Кроме того, для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по вопросам подготовки и реализации соглашений о разделе продукции (издан приказ "О Межведомственной комиссии по вопросам подготовки и реализации соглашений о разделе продукции", который утвердил положение о Межведомственной комиссии и ее состав.

В состав Комиссии входят представители от МПР, Росприроднадзора, Минтранса, Ространснадзора, Минфина, ФНС Р, Минэкономразвития, Росимущества, МИДа, ФСБ, ФАС, Ростехнадзора, Минпромэнерго, Росэнерго, Роспрома и Госстроя. Для участия в работе Комиссии могут привлекаться не входящие в ее состав представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии. Председателем Комиссии назначен министр промышленности и энергетики Российской Федерации.

Угольная промышленность

Минпромэнерго совместно с Росэнерго активно вели работу по развитию угольной промышленности. В частности, была разработана Ведомственная целевая программа по завершению реструктуризации угольной промышленности в 2006-2010 годах.

Министерство принимает активное участие в совершенствовании нормативной базы по формированию и разработке государственной политики в данной области. В частности, издан приказ Минпромэнерго "О порядке финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности". Также подготовлены и представлены в Правительство Российской Федерации проекты постановлений "О Порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и "О Порядке возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями угольной промышленности на осуществление инвестиционных проектов".

Энергетика

Министерство осуществляет регулярный мониторинг реализации мероприятий, предусмотренных Энергетической стратегией России на период до 2020 года. Мониторинг за 2004 год показал, что Энергетическая стратегия выполняется, прежде всего, в части повышения энергетической эффективности российской экономики. Так, наблюдается опережающий рост объемных показателей добычи и производства всех видов топливно-энергетических ресурсов. Для решения ряда существующих проблем Минпромэнерго России подготовило свои предложения по совершенствованию нормативной правовой базы функционирования ТЭК.

В области энергоснабжения и энергоэффективности министерство в сотрудничестве с Советом Федерации разрабатывает проект Концепции и технического задания федерального закона "О теплоснабжении".

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости