Экономика

АББАС АББАСОВ НАСТРОЕН ОПТИМИСТИЧНО

По мнению первого вице-премьера, небольшие недоразумения между Азербайджаном и Россией будут устранены

Как известно, недавно первый вице-премьер Азербайджана Аббас Аббасов побывал с деловым визитом в России. В рамках визита он в ранге главы межправительственной азербайджано-российской экономической комиссии провел ряд встреч с официальными лицами соседнего государства.

О том, какие вопросы были обсуждены в ходе этих встреч, и о многом другом А. Аббасов рассказал в эксклюзивном интервью агентству "Интерфакс-Азербайджан" , которое мы предоставляем вниманию наших читателей.

- Как вы оцениваете развитие двусторонних отношений? Какие меры предпринимают стороны для увеличения внешнеторгового оборота?

- Недавно я был с рабочим визитом в Российской Федерации. Встречался с руководителями министерств и ведомств. В итоге я также встретился с руководителем аппарата президента РФ Дмитрием Медведевым. В рамках визита необходимо было обсудить несколько вопросов с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации.

Первая моя встреча была с сопредседателем российско-азербайджанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, министром энергетики и промышленности России Виктором Христенко, с которым мы плодотворно работаем на протяжении многих лет. Хотелось бы отметить, что уровень товарооборота, зафиксированного в период обретения независимости Азербайджана, составлял 83 млн. долларов, а по итогам 2004 года он достиг 800 млн. долларов. Это еще не самый высокий уровень, потому что потенциал у России и Азербайджана огромный, и остается очень много проблем и задач, которые необходимо решать на двустороннем уровне с целью создания нормальных и благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, экономических интеграционных отношений между двумя государствами.

В 2004 году, когда мы с господином Христенко отчитывались перед руководителями наших государств, мы сделали амбициозное заявление довести уровень товарооборота между нашими странами до 1 млрд. долларов. Я думаю, что этот рубеж не за горами. 2005 год будет основным годом достижения этого уровня. Мы программно строим между собой отношения: с каждым годом увеличивать этот товарооборот и довести до самых высоких показателей на уровне наших потенциальных возможностей. Но для того, чтобы все это решалось, мы, постоянно координируя наши интересы в экономическом аспекте, готовим рабочие встречи, бизнес-форумы, которые дают положительную отдачу.

При встрече с министром энергетики и промышленности РФ мы рассматривали и ряд очень важных вопросов, которые сегодня отрицательно сказываются на тех или иных позициях. Мы хотели бы их устранить и еще более сблизить наши экономические структуры для успешного и плодотворного решения экономических вопросов. Одним из них является практический запрет на прохождение наших судов через внутренние воды России.

- Как обстоят дела с получением разрешения от правительства России на проход азербайджанских кораблей по внутренним водам РФ?

- На протяжении многих лет мы работали с правительством РФ на уровне разрешительной системы, где азербайджанское правительство своевременно направляло заявки на прохождение через внутренние воды России наших судов, которые шли через Волго-Донской канал в Азербайджан и по Волго-Балтийскому каналу в другие моря. Ежегодный лимит количества этих кораблей варьировался от 20 до 30 единиц, которые, проходя бюрократические барьеры таможенных, экономических и пограничных и других структур, успешно осуществляли свою деятельность.

Но с 2005 года, несмотря на то, что ни один пункт в нормативно-правовой части РФ не был изменен, отдельные структуры РФ начали создавать кабальные условия и преграды для нормального прохождения азербайджанских судов через внутренние воды России. Я неоднократно обращался по этому поводу в правительство РФ, в соответствующие структуры, которые обязаны были своевременно рассмотреть вопросы и представить азербайджанскому правительству причины такого отношения, но, к сожалению, бюрократическая машина и, видимо, еще какие-то определенные личные интересы, стоящие выше государственных интересов стратегического партнерства между Азербайджаном и Россией, не давали достичь положительного эффекта.

Вы представляете себе, во сколько обходится прохождение 30 груженых кораблей емкостью от 5-8 тыс. тонн? Дело в том, что необоснованно, не отвечая требованиям высокого политического диалога между нашими президентами - господином Ильхамом Алиевым и господином Владимиром Путиным, - эти вопросы не находили своего положительного решения. По этому поводу я проинформировал своего коллегу Виктора Христенко и попытался встретиться с министром транспорта РФ Игорем Левитиным. Эта встреча прошла с участием руководителей всех департаментов министерства транспорта. Мы очень тщательно обсудили все вопросы и нашли компромиссное решение. Кроме того, мы еще раз рассмотрели существующую нормативно-правовую базу и пришли к такому решению, что судам Азербайджанской Республики необоснованно не разрешен проход через внутренние воды России.

- А чем российская сторона объясняет свою позицию?

- Тем, что внутренние воды России предназначены только для российских судов. Но тогда возникает вопрос: как нам выходить на Средиземное море и моря Балтии? Мы пришли к такому знаменателю, что Минтранспорта РФ с соответствующими структурами будет в течение двух недель контролировать ситуацию, с учетом разрешения нашим 7 кораблям прохождения по внутренним водам РФ.

Помимо этого, я встречался с министром регионального развития Владимиром Яковлевым и обсуждал вопрос приграничной торговли между Дагестаном и Азербайджаном, инвестиционные проекты наших бизнес-структур. По итогам визита я также встретился с руководителем аппарата президента РФ Дмитрием Медведевым, которому сообщил о тех проблемах, которые существуют в части прохождения наших судов по внутренним водам РФ, и о строительстве нового моста на реке Самур взамен аварийного. Азербайджан достиг договоренности с Всемирным банком о строительстве моста, и ВБ предоставил возможность финансирования. Но, учитывая, что мост находится на границе, требуется разрешение России. Я сообщил господину Медведеву, что мы уже два раза на межправительственных комиссиях рассматривали вопрос аварийности этого моста. Если мост рухнет, то у нас нарушится единственная возможность передвижения транспортных структур, а это уже - отсутствие коммуникаций между Дагестаном, Россией и Азербайджаном.

Россия хочет претендовать на какую-то часть этого моста. Но сегодня этот мост, по нашему видению, находится в азербайджанской приграничной линии. Есть Госкомиссия по делимитации и демаркации границ, она еще не закончила свою работу на этом участке, т. е. координация границ еще там не установлена. Согласно нашей позиции, российская сторона может претендовать в том случае, если нам будут предъявлены документы, что эта земля относится к границе РФ. Учитывая, что финансирование и обслуживание моста осуществляется Азербайджаном, мы уведомили о том, что когда закончится делимитационный процесс и будут предъявлены документы, которые будут подтверждать принадлежность территории моста России, тогда обе стороны сядут и решат его нормативно-правовую часть. До тех пор, пока этого не произошло, ни Россия, ни Азербайджан не могут запретить строительство. Этот вопрос мы обсуждали и с министром транспорта РФ Игорем Левитиным. Поскольку в данном вопросе усилился бюрократический механизм, я настоял на встрече с Медведевым и объяснил ему ситуацию. Он с пониманием отнесся к этому, при мне говорил с Левитиным и по вопросу прохождения судов по внутренним водам России. Он задал министру транспорта вопрос: "Если не изменилось законодательство, зачем создаются препоны для азербайджанских судов и осложняются двусторонние отношения?"

- Ущерб от простоя наших судов уже подсчитан?

- Ущерб не подсчитан, но я думаю, что не везде все можно считать на уровне коммерциализации, превращать моральные и нравственные ценности в деньги. Россия наш сосед, друг. С Россией мы связаны культурными, историческими корнями, мы являемся стратегическими партнерами. Встреча с господином Медведевым и конструктивное отношение к этим проблемам вызывают у меня уверенность, что все мелкие моменты, которые осложняют ситуацию, создают осадок недоверия между двумя правительствами, будут устранены.

- Между странами была договоренность о разработке нового межправительственного соглашения по транспортировке нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск. На каком этапе находится обсуждение этого вопроса?

- Вопрос транспортировки нефти по Баку-Новороссийск не рассматривался. Я считаю, что в этом нет необходимости. Соглашение, подписанное в 1996 году, работает. Мы в 2004 году перекачали по северному маршруту 2, 6 млн. тонн нефти. Соглашение предусматривает прокачку до 5 млн. тонн. По мере высвобождения наших производственных объемов мы стараемся нарастить и увеличить прокачку нефти, но пока нет возможности. Но если сравнить тарифную ситуацию, которая имеется на северном и западном маршрутах, то имеет место разница в пять раз. Наши нефтяники теряют большие финансовые средства на маршруте Баку-Новороссийск: по качеству и по тарифу в 15, 67 долл. против 3, 4 долл. по трубопроводу Баку-Супса. Я думаю, что если пересматривать это соглашение, то надо рассматривать новую интерпретацию в направлении снижения тарифов, снижения затрат, которые идут при перевалке.

- Как обстоят дела с реализацией проекта "Север-Юг"? Стал ли Азербайджан полноправным членом этого проекта?

- Азербайджан подключился к транспортному коридору "Север-Юг". Мы изъявили желание, чтобы нас приняли в этот коридор. Азербайджан участвует не только в возрождении Великого шелкового пути, но и хочет полноценно участвовать в создании транспортного коридора "Север-Юг". Мы ведем работу в этом направлении.

- Какие работы ведутся по совершенствованию поставок сельхозпродукции в Россию и страны ближнего зарубежья?

- Один из основных вопросов, которые были включены в повестку дня моих встреч в России - это создание условий для прохождения в Россию через пограничные и таможенные заслоны азербайджанской сельхозпродукции и далее транзит через РФ в другие страны СНГ. На азербайджано-дагестанской границе наблюдается безобразная ситуация - поборы и коррупция от патрульных служб ГАИ до определенных групп, которые сегодня не дают возможность развиваться этому бизнесу. Об этом я тоже уведомил господина Медведева, Христенко и других.

- Какой рост производства сельхозпродукции можно ожидать в ближайший год после проведения аграрных реформ в Азербайджане?

- Это надо рассматривать не в общем контексте, а по разным отраслям сельского хозяйства. Если взять статистические данные за первое полугодие 2005 года и за аналогичный период прошлого года, то рост по отдельным видам достигает 30 %.

- Как идет процесс реформирования сельского хозяйства, в том числе и по проектам Всемирного банка?

- Успешно. Мы сделали собственниками земли 3, 5 млн. граждан Азербайджана. Дух и любовь азербайджанской нации к земле приносит дивиденды.

- Обсуждалась ли идея создания в Азербайджане региональных оптовых баз по закупке сельхозпродукции. На каком этапе находится этот процесс?

- Я думаю, что этим должен заниматься частный сектор. Государству не следует брать на себя дополнительную обузу. Мы отдали землю людям, она принадлежит фермерам. Они вправе объединиться и создать заготовительные пункты и холодильные емкости, а также разного рода технологические установки, которые будут служить не только хранению, но и переработке сельхозпродукции. Государство в этой части ведет большую работу с международными банковскими и финансовыми структурами, которые кредитуют фермеров.

- Каково ваше мнение по вопросу создания зернового фонда?

- По закону мы работаем над этим. Но мое личное мнение: Азербайджан живет в рыночных условиях, и сейчас сохранять какие-то большие запасы и тратить миллионы долларов на их хранение - это излишне.

- На каком этапе находятся экономические взаимоотношения Азербайджана с Грузией, в частности вопрос долга Грузии Азербайджану? По непроверенной информации, международные финансовые структуры оказывают давление на Азербайджан...

- На Азербайджан никакие международные финансовые структуры не оказывают давления, и Азербайджан не даст повода на себя давить, потому что является независимым государством. Что касается реструктуризации долга Грузии Азербайджану, то долг составляет около 17 млн. долларов. Два месяца назад в Азербайджане находился с визитом министр финансов Грузии. Между сторонами был подписан протокол о реструктуризации долга. Соответствующее соглашение уже подготовлено и должно было быть подписано по итогам официального визита премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели в Азербайджан. Азербайджанская сторона его не подписала, так как решила сделать это в пакете с другими документами. В пакете документов есть еще соглашение, которое обсуждается экспертами таможенного комитета, а также готовое соглашение по статистическому комитету. Учитывая, что эти документы не были готовы для подписания, мы их оставили на очередной раунд наших встреч.

- Как вы относитесь к идее создания в рамках СНГ единого экономического пространства?

- Азербайджан как независимое государство должен строить свою аграрную политику независимо от какого бы то ни было единства. Есть принцип рыночных отношений. Вся наша законодательная база основана на мировых законах, и я не вижу смысла в объединении.

ПОРА УКРЕПЛЯТЬ ПОЗИЦИИ ТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

В этом направлении должны постараться местные туркомпании

Ф. АЛИЗАДЕ

Во всем мире разгар туристического бизнеса. Однако с большим сожалением следует отметить, что действующие в Азербайджане туристические компании в основном нацелены на предоставление отдыха нашим гражданам за пределами страны. Подобную тенденцию предложений наших туристических компаний можно проследить по тем немногим рекламам, которые в основном предлагают провести отпуск в Турции, Египте, Чехии и Минеральных Водах. В то же время намного труднее встретить предложение отдохнуть в различных уголках Азербайджана - Набрани, Шеки и т. д.

При этом не стоит забывать, что в мире только три сферы индустрии считаются наиболее прибыльными: нефтедобыча, автомобилестроение и туризм. Опыт США, Франции, Турции, Испании и других стран показывает, что оптимальное и эффективное использование туристско-рекреационного отдыха может обеспечить в доходной части бюджета от 35 % до 60 % валютных поступлений. Кроме того, туризм является мощнейшим пропагандистским рупором для доведения до мирового сообщества культуры и истории своего народа.

Однако сердцевину нашей экономики составляет нефтяная промышленность, на долю которой приходится порой 90 % валютных поступлений. При этом, учитывая перспективы развития нефтяной добычи Азербайджана, связанной с разработкой месторождение "Азери - Чираг - Гюнешли" , экспорт вообще будет представлять собой одно лишь "черное золото". Но не стоит забывать, что углеводородные запасы не относятся к неисчерпаемым ресурсам, и срок разработки имеет свои ограничения.

Сегодня обороты туристического бизнеса приближаются до 500 млрд. долларов. В среднем в странах Европейского союза туристическая отрасль составляет 5, 5 % от внутреннего валового продукта (во Франции - 7 %, в Испании - 11 %). По данным Всемирной туристической организации (ВТО), в период с 1995 по 2020 год, при среднем росте в 4 %, предполагается, что количество туристов в 2010 году составит 1 млрд. , а в 2020 году - 1, 5 млрд. Однако в начале следует разобраться, каким потенциалом для привлечения туристов обладает Азербайджан, кому непосредственно должен предназначаться туристический продукт, как поставить рекламную кампанию.

Уникальная природа и ландшафт Азербайджана создают возможность для привлечения туристов в нашу страну на протяжении всего года. Не стоит забывать и том, что из 11 климатических поясов планеты на территории Азербайджана существует 9. Ценнейшие архитектурные памятники, вошедшие в золотой фонд мирового архитектурного наследия, тоже способны притягивать толпы ценителей. К услугам любителей погреть косточки - морское побережье Каспия протяженностью в 825 км!

К тому же существует уникальная система "море - лес" в Набраньской зоне. Те, кто предпочитает зимний туризм, могут направить свои стопы к вершинам Большого Кавказа в Шеки, Гусаре, Шамахе и Исмаиллы. Отчаянным романтикам сам Бог велел отправиться к затерянным в горах озерам Гей-гель и Марал-гель. Уникальные реликтовые деревья и растения с многочисленными памятниками, "выстроенными" самой природой - Гобустан и Азыхская пещера, для тех, кто хочет совместить приятное с познанием многогранной азербайджанской истории. Наконец, разбросанные по всем уголкам страны бесчисленные лечебные воды и грязевые ванны ждут тех, кто не прочь подлечиться. Разве это не клад, который лежит под нашими ногами?!

Впрочем, неправильно было бы утверждать, что за последние годы в Азербайджане в сфере развития туризма ничего не сделано. Только за последние два года число туристов, посетивших страну, увеличилось на 25-30 %. За последние три года в Азербайджане были открыты 52 новых гостиничных комплекса. Кроме того, сегодня ведется строительство 20 гостиничных объектов, которые будут открыты к следующему сезону, утверждает министр молодежи, спорта и туризма Абульфаз Гараев.

Правда, после завершения сезона работа в сфере туризма затормаживается, так как нет предложений по зимнему туризму. Но в ближайшее время и этот вопрос найдет свое решение. Так, начинается строительство комплекса для горнолыжного спорта и отдыха на территории Гусарского района Азербайджана, которую осуществит французская компания Chambre Vibert. На ее счету самые современные зимние спортивные комплексы во многих странах мира. Об этом "Тренду" сообщили в Министерстве молодежи, спорта и туризма Азербайджана. Выбор места для комплекса и подготовка сметных документов поручены известным французским специалистам, в настоящее время обсуждаются их предложения, отметили в министерстве. С этой целью приглашены также специалисты из Швейцарии, Австрии, России и Турции, которые и выбрали Гусарский район.

Комплекс планируется построить в окрестностях села Лезе, расположенного в 38 километрах от города Гусар, у подножия Шахдага. На территории, превышающей 10 квадратных километров, будет построен гостиничный комплекс, проложены канатные дороги протяженностью 9 тысяч метров, созданы благоприятные условия для занятия зимними видами спорта и развития туризма. Аналога этому комплексу, обладающему всеми возможностями для проведения соревнований регионального и международного масштаба, на Кавказе не будет. По сообщению из министерства, протяженность лыжных трасс составит 30 километров, в этот проект будет инвестировано 50 млн. евро. С этого года развитие горнолыжного спорта осуществляется и в Шамахе, для чего будут приобретены 100 комплектов спортивной одежды.

Всевышний дал Азербайджану не только "черное золото" , но и Каспийское море с живописными горными массивами Кавказа. И туристическим компаниям стоит сейчас прилагать больше усилий не столько для поиска мест отдыха наших граждан за пределами Азербайджана, сколько для агитации среди зарубежных туристов красот нашей страны.

АББАС АББАСОВ НАСТРОЕН ОПТИМИСТИЧНО

НАЙТИ ДЕНЬГИ ДЛЯ СЕЛА - НЕ ПРОБЛЕМА

Сложнее их правильно использовать

Е. КЯНДХУДАЕВА

Самым эффективным способом финансирования национального сельского хозяйства всегда остается повышение капитализации фермерских хозяйств за счет собственных возможностей. Проще говоря, государством должны предприниматься меры к тому, чтобы доход производителей сельхозпродукции увеличивался, не сказываясь при этом на расходах конечных потребителей продукции агросектора.

Известно, что цена на любые товары или услуги определяется соотношением спроса и предложения. Однако в случае с азербайджанскими сельхозпроизводителями в игру вступает спекулятивный фактор - мы уже неоднократно обращали внимание на систему торговых посредников, или, как это принято называть у нас, перекупщиков. Этот класс, мягко говоря, "паразитов на теле общества" , обращает себе на пользу недостатки транспортной инфраструктуры в регионах страны и сети перевалочных пунктов, практически отсутствующей. Используя ограниченные возможности фермеров в отношении поставок и сбыта готовой продукции, а также хронический дефицит оборотных средств (особенно в разгар сезона уборки, когда все имевшиеся у фермера деньги были израсходованы при посеве и обработке), перекупщики сбивают цену оптовых закупок до минимума.

Несмотря на то, что летом и в начале осени даже в Баку наблюдается сезонное снижение цен, не следует принимать это явление только как следствие превышения предложения над спросом. Конкуренция на рынке, безусловно, имеет в данном случае место, однако это означает, что снижение посредниками закупочных цен на сельхозпродукцию достигает предела. Нетрудно догадаться, что каждое из звеньев цепи (то есть очередной посредник) доставки овощей-фруктов в столицу "накидывает" свою маржу на цену товара, приобретенного у предыдущего звена. Трудно представить, какова тогда исходная стоимость сельхозпродукции, реализуемой производителем оптовику - и соответственно, каковы доходы фермеров (если они вообще имеют место).

В результате мы имеем крайне невысокие темпы производства в сельском хозяйстве, а также низкий уровень жизни самих фермеров. Продукция же, двигаясь по цепочке посредников, достигает конечного потребителя уже с предельно высокими ценами.

Вопреки негодованию посетителей столичных рынков и овощных ларьков ("мясо как кусается"), выручка большинства мелких фермеров (а они представляют собой основную часть азербайджанских сельхозпроизводителей) позволяет в лучшем случае только покрыть их годовые издержки. Соответственно, на следующий сезон фермер уже не может найти достаточно средств в своем личном бюджете, не говоря уже о непосредственном расширении бизнеса. Как следствие, он вынужден обращаться в финансовые структуры за кредитом, который, как известно, получить по ряду причин достаточно проблематично, либо прибегать к помощи все тех же перекупщиков-оптовиков, ссужающих его наличностью в счет будущего урожая. Последняя схема предельно связывает руки сельхозпроизводителям, лишенным возможности найти альтернативного покупателя.

Очевидно, что эту проблему следует решать, и решать незамедлительно. Предложение фермерам более доступных, нежели сейчас, кредитных ресурсов, конечно, частично высвобождает аграриев из подчинения оптовикам, однако ограничиваться только этим путем государство не должно.

Надо указать, что в число мер, направленных на развитие национального сельского хозяйства, недавно включена программа по созданию в Азербайджане единой сети оптовых баз для складирования производимой продукции и использовать их в том числе в роли оптовых торговых точек. Этот проект планируется реализовать в течение 2006-2007 годов.

Помимо этого, предполагается создать в стране схожую систему, предназначенную для продукции отрасли животноводства и птицеводства. Это будет несколько более сложный и капиталоемкий процесс, поскольку придется строить стационарные рефрижераторы, для хранения мясных и молочных, то есть скоропортящихся продуктов. Соответственно, на реализацию данного проекта потребуется несколько больше времени, по оценкам специалистов Министерства сельского хозяйства, около трех лет.Однако это направление работы более рационально, поскольку животноводство в последние годы развивалось более интенсивно - уже два года назад, по данным МСХ, внутренние потребности в этой продукции полностью покрывались местным производством.

В теории система оптовых баз предназначена для упрощения схемы реализации сельхозпроизводителями их продукции за счет централизации торговых операций. Помимо этого, оптовые базы позволят гарантированно обеспечить бесперебойные поставки сельхозпродукции по экспортным контрактам.

Однако нам опять приходится вернуться к вопросу повышения доходности агробизнеса, поскольку это основная цель, стоящая перед отраслью. Организация стабильного экспорта к этому и ведет, но все же сейчас значительная часть сельхозпродукции потребляется внутри страны, и фермеры ориентируются в основном на местного потребителя. Таким образом, следует ликвидировать систему транспортировки и реализации продукции внутри страны.

Только в том случае, если система оптовых баз будет полностью доступна любым оптовым и мелкооптовым покупателям, класс мелких (локальных) посредников будет ликвидирован. Кстати, в этом случае есть основания надеяться на то, что эта часть "околоаграрных" предпринимателей, лишившись дохода от спекуляции, займется реальным делом.

В общем, во власти государства установить ценовой максимум на определенные сельхозтовары (в зависимости от времени года), обязательные для оптовых продавцов. Однако этот ход уже будет попахивать возвращением к плановой экономике - что вряд ли будут приветствовать разумные люди. Так что в первоочередные обязанности правительства, и в первую очередь Министерства сельского хозяйства, входит создание максимально прозрачного рынка сельхозпродукции и оптимальных условий деятельности для самих сельских предпринимателей. Ранее наша газета уже говорила о намерениях открыть фермерам доступ к сельхозтехнике, которую будет предоставлять акционерное общество "Агролизинг" по классической лизинговой схеме. Это, считают в Минсельхозе, послужит значительному падению роста цен на сельскохозяйственные продукты в Азербайджане за счет снижения себестоимости производства. Логично, но одного только этого проекта недостаточно. Более актуальный шаг - то есть создание оптовых баз - МСХ нам обещает предпринять в течение ближайших двух календарных лет.

Уже в дальнейшем на основе этой системы будет достаточно легко инфраструктуры специализированной товарной биржи, обладающей отделениями в регионах и единым центром, где в электронном формате должны проводиться торги, в первую очередь для экспортных поставок. Только подобный метод позволит по максимуму избежать принципа многочисленных перепродаж сельхозпродукции, сопровождающихся безосновательным ростом добавленной стоимости.

В заключение заметим, что, по последним данным, суммарный прирост посевных площадей достиг в этом году, по данным МСХ, 7, 3 %. Это немного, поскольку проблема истощения, опустынивания и выхода из оборота пахотных и пастбищных земель уже перестала быть только назревающей. Доходы от деятельности оптовых баз, а в дальнейшем и единой биржевой системы торгов, могли бы направляться на приобретение и дальнейшее восстановление истощенных земель. Впоследствии эти участки могуть быть переданы в аренду или проданы фермерам, а выручка от этих операций, в свою очередь, расходоваться на совершенствование системы транспортировки, реализации сельхозпродукции и продолжение реабилитации сельхозугодий.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости