Экономика

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ - ЛЮБИ И ЗА САНОЧКИ ПЛАТИТЬ

Налоги не любит никто. Но вскоре автовладельцы возненавидят их еще больше

Е.СТАРОСТИНА

Как уже становится традицией, начало очередного, на этот раз 2005 года может ознаменоваться заметными коррективами налогового законодательства. По большей части следует ожидать локального смягчения режима, однако не во всех случаях.

В частности, на будущий год нам предсказывают обложение владельцев автотранспортных средств новым видом дорожного налога.

Так, предусматривается введение налога для автотранспортных средств независимо от формы их собственности. Он будет взиматься за использование автомобильных дорог внутри страны, причем величина пошлины будет соответствовать объемам двигателя автотранспортных средств ("Шарг"). Подразумевается, что данные отчисления имеют своей целью условное финансирование строительства новых дорог и реставрацию уже существующих.

Однако, в отличие от принципа Дорожного фонда, куда поступали средства, собираемые с автовладельцев, деньги, собранные по новой линии, будут, скорее всего, перечисляться непосредственно в госбюджет, откуда в дальнейшем будут расходоваться, как и все остальные налоговые сборы, на государственные нужды, в том числе и на поддержание в надлежащем состоянии автодорог.

Сейчас, согласно Налоговому кодексу, дорожный налог выплачивается только владельцами автомобилей, пересекающих границу государства, то есть на въезде. (Но не следует путать этот налог с таможенной пошлиной, взимаемой с ввозимой в Азербайджан для реализации автотехники.) Напротив, владельцы автотранспорта, не покидающего пределов государства, таким налогом не облагаются, а значит, пользуются дорогами, не обременяя себя заботой о их финансировании, или, если можно так выразиться, "платой за износ".

В ряде стран этом вопрос решается несколько иным образом: помимо налога на автотранспорт, а также специализированных пошлин (за тоннаж грузовых машин) или штрафов (например, за степень загрязненности выхлопных газов), часто встречается система платных автодорог. Это чисто коммерческое решение естественной задачи поддержания сети автодорог в хорошем состоянии. Так, при наличии дорог "общего пользования", позволяющих пусть и не скоро, но достигнуть пункта назначения, существует сеть более комфортных трасс с улучшенным покрытием, высокоскоростных, может быть, более коротких, за въезд на которые автовладельцам приходится платить определенную небольшую сумму. На собранные таким путем средства владелец данной трассы (или ее арендатор) проводит требуемые ремонтные дороги, заботится о создании инфраструктуры (дренажной и пр.). Таким образом государство "перекладывает" на плечи предпринимателей хотя бы часть своих забот об автодорогах.

Мы уже неоднократно говорили о том, что реконструкция автомобильных дорог является одной из стратегических задач государства, объединяющего нормальное функционирование транспортной инфраструктуры с развитием экономики страны в целом. В рамках этой стратегии Азербайджан привлекает кредиты международных финансовых институтов, но если до последнего времени эти займы выделялись нашей стране на льготных условиях, то в скором времени обстановка переменится и нам будет открыт доступ только к коммерческим кредитам. Отсюда следует, что транспортная система нуждается в притоке новых средств.

Однако они должны быть оправданы, и если дорожный налог - явление более чем целесообразное, хотя бы по той причине, что другого незаемного источника средств для содержания дорожной инфраструктуры не существует, взимание этого налога проводится однобоко, так как те автовладельцы, которые не покидают пределов страны, от него фактически освобождены. По словам министра налогов Фазиля Мамедова, для устранения дискриминации предполагается ввести налоговые отчисления для всех транспортных средств, но их величина будет меньше, нежели дорожный налог, взимаемый с автовладельцев при въезде в страну.

В то же время специалисты Министерства финансов считают, что дорожные налоговые отчисления могут дифференцироваться в зависимости от объема двигателя, а также назначения автомобиля, и будут разниться для грузовых, пассажирских и легковых автомобилей. Однако окончательное решение по введению в обиход нового налога еще не принято, в том числе не определено, каким ведомством будет взиматься этот налог.

Помимо дорожного налога, в систему азербайджанского налогообложения с будущего года планируется ввести и прочие изменения. Например, правительство предполагает, что будет целесообразным снизить в будущем, 2005 году ставку налога на прибыль с юридических лиц на 2%, сообщил министр по налогам в ходе последней встречи правительства с миссией Международного валютного фонда.

Напомним, что уже в текущем году единая ставка данного налога была снижена на 1% - с 25% до 24%.

Таким образом, можно полагать, что в будущем году налог на прибыль юридических лиц составит уже 22%.

К сожалению, в 2004 году правительству пришлось отказаться (под давлением того же МВФ) от идеи дифференцированного налога на прибыль, при котором налог определялся, исходя из сферы деятельности предприятия и его местонахождения.

Предполагается, что очередное понижение налога на прибыль предоставит частному сектору дополнительные средства для развития бизнеса, за счет высвобождения пусть даже двух процентов прибыли.

При этом правительство намерено и в будущем придерживаться принятого курса. В дальнейшем снижение налогового бремени на производителей будет осуществляться примерно теми же темпами - согласно недавнему заявлению министра финансов Авеза Алекперова, еще и в последующем, то есть 2006, году, налог на прибыль может быть понижен также на два процента - либо для упрощения процедурных вопросов в 2004 году сразу на четыре процента, избавившись таким образом от необходимости пересматривать ставку каждый год.

Говоря о налоге на прибыль, также следует указать, что в будущем году его ставка должна быть дифференцирована, в зависимости от сферы экономики, в которой действует конкретная компания.

Иными словами, для предприятий нефтяного сектора налог сохранится на уровне 24%, и будет снижен только для предприятий ненефтяного сектора, то есть стимулироваться будет конкретный сегмент национальной экономики, развитие которого признано приоритетным для страны.

Подобная перспектива рассматривалась и ранее, точнее, год назад, однако при подготовке проекта государственного бюджета на текущий год этот вопрос был приостановлен.

Далее, коррективы системы налогообложения коснутся также социальной сферы. А именно: ожидается снижение ставки по социальному страхованию, составляющей в настоящее время 29%. В будущем году эта ставка снизится до 28%, параллельно будут внесены изменения в схему долевого участия плательщиков. Если сейчас из 29% единого социального налога 2% выплачиваются непосредственно самим работником, а остальные выплачиваются предприятием-работодателем, исходя из размеров Фонда заработной платы, то с будущего года можно ожидать, что отчисления с ФЗП снизятся до 25%, а отчисления непосредственно из заработка служащих вырастут на 1% и составят уже 3%.

Несмотря на то, что последняя корректива Налогового кодекса в целом приближается к современным мировым тенденциям налогообложения, можно предсказывать, что она будет не особенно адекватно воспринята в Азербайджане, где физические лица будут терять больше, не имея серьезной надежды на повышение своего заработка со стороны работодателя.

Подводя итоги перспективам налоговых корректив, предлагаемых правительством, можно заметить, что в целом грядущие изменения следует расценивать как позитивные для предпринимательства, но не для отдельных граждан. Но обновленную систему можно было бы легко принять, если бы мы могли быть уверенны в том, что с развитием предпринимательства, на стимулирование которого и направлены изменения в налогообложении, повысится и уровень жизни населения в целом.

Однако рассчитывать на это не приходится - как водится, выигрывают в Азербайджане отдельно взятые лица, но не общество...

СМЕНА СТАТУСА

Банки должны будут конвертироваться, но это мало что изменит

Е.ГОДЖАЕВА

Требования утвержденной недавно новой версии закона "О банках", то есть документа, регулирующего деятельность всей банковской системы, среди прочего гласят, что все без исключения банковские кредитные организации должны являться акционерными обществами открытого типа. Предполагается, что подобная форма собственности сделает банковскую систему более прозрачной для инвестирования со стороны и, кроме того, позволит смягчить существующую сегодня ситуацию, когда в управлении банками, а значит и определении их бизнес-стратегии, принимает участие ограниченное число лиц, обладающих правами собственника. Надо рассчитывать, что преобразование банков в акционерные общества облегчит доступ банковских ценных бумаг на открытый рынок, что попутно оживит рынок ценных бумаг.

Однако пока еще банки не особенно торопятся выполнять требования нового законодательства. Так, в течение последнего месяца, согласно имеющимся у нас сведениям, отделом регистрации и выпуска ценных бумаг Государственного комитета по ценным бумагам были зарегистрированы проспект эмиссии простых акций Закрытого акционерного общества "Банк Стандарт" на сумму 27 394, 460 млн. манатов, дополнительного выпуска акций банка "Азал" на сумму 7 500 млн. манатов, дополнительного выпуска акций бакинского представительства турецкого "Кочбанк Азербайджан", на сумму 9 810 млн. манатов, дополнительную эмиссию акций "Атлантбанк", в объеме 2 450 млн. манатов, "Атахолдинга" - 25 000 млн. манатов и, наконец, банка "Амрах", зарегистрировавшего выпуск акций на сумму 13 898 млн. манатов.

При этом надо отметить, что только выпуск аций последнего банка, то есть "Амрах", является конвертационным, поскольку банк меняет форму собственности, превращаясь из общества с ограниченной ответственностью в АО. Прочие же банковские структуры регистрировали дополнительные эмиссии с целью повышения величины своего уставного капитала, как требуется нормативами Национального банка Азербайджана.

Согласно новым требованиям, у банков, не зарегистрированным в качестве АО, в распоряжении еще имеется семь месяцев для смены формы собственности. Эта процедура предстоит еще десяти банкам, не зарегистрированным в качестве АО ("Шарг").

Можно не сомневаться, что к указанному сроку, то есть до конца марта 2005 года, все неакционированные банки сменят статус, и продолжат свою деятельность в качестве акционерных обществ. Однако уже сейчас можно предполагать, что заметной отдачи от акционирования банков ждать не приходиться, то есть соприкосновение фондового рынка и банковских ценных бумаг по-прежнему останется минимальным. Разве что в ходе выпуска дополнительных эмиссий акций (с целью повышения уставного капитала - см. выше) какая-то часть банковских акций, которые должны быть реализованы на открытом рынке, каким-то чудом попадет в "сторонние" руки. Однако в целом ситуация останется неизменной - правом собственности на банковский капитал, а значит, и правом голоса в определении банковской стратегии, будут обладать все те же лица.

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ - ЛЮБИ И ЗА САНОЧКИ ПЛАТИТЬ

ИЛЬХАМ АЛИЕВ УТВЕРДИЛ ГОСПРОГРАММУ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Президент Ильхам Алиев подписал распоряжение об утверждении "Государственной программы (2004-2006) по борьбе с коррупцией".

Согласно этому документу, центральные и местные исполнительные органы раз в полгода должны представлять информацию о выполнении мер по борьбе с коррупцией в КМ, а также в Комиссию по борьбе с коррупцией.

В Госпрограмме говорится, что основной ее целью является усиление борьбы с коррупцией и создание условий для оздоровления социально-экономической ситуации. Госпрограмма предполагает обеспечение законности и прозрачности деятельности, ответственность за коррупцию и контроль над госорганами. Документ предусматривает также усовершенствование законодательства в соответствии с международными нормами. В частности, будут внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс; приняты законы, определяющие ответственность юридических лиц; усовершенствовано законодательство по аресту и конфискации имущества, приобретенного в результате коррупции; приняты законы, определяющие ответственность за правонарушения, связанные с коррупцией, для руководителей частных предприятий.

Как сказано в документе, функцию специализированного органа в области предотвращения коррупции реализует Комиссия по борьбе с коррупцией при управленческом совете госслужбы. В комиссию входят члены исполнительной, законодательной и судебной власти.

Согласно Госпрограмме, уголовное преследование, связанное с коррупцией, осуществляет Управление по борьбе с коррупцией при генпрокуроре. Предусматривается также создание структур внутреннего контроля в системе центральной исполнительной власти и в правоохранительных органах по борьбе с коррупцией.

Госпрограмма предполагает также свободный доступ к информации, что является важным фактором по обеспечению прозрачной деятельности госорганов. В числе мер по борьбе с коррупцией - контроль над расходом финансовых средств политпартиями. Документ предполагает продолжение судебной реформы с целью повышения ее независимости и эффективности, усовершенствование системы избрания судей. Эти реформы будут проводиться согласно рекомендациям ООН и СЕ.

Согласно Госпрограмме, международные обязательства Азербайджана предполагают ограничение неприкосновенности судей. С этой целью законодательные акты по отмене неприкосновенности будут приведены в соответствие с международной практикой. Документ предусматривает также поэтапное повышение зарплаты служащих в правоохранительных органах, улучшение их социального обеспечения. Госпрограмма предполагает принятие антимонопольного кодекса, мер по регулированию конкуренции, прозрачности в области приватизации. Программа охватывает также вопросы совершенствования в области госзакупок, в финансовом и банковском деле, улучшение банковских услуг, справедливую конкуренцию и прозрачность в этой области.

Зачастую коррупция бывает связана с оргпреступностью и отмыванием денег. С этой целью будут проведены меры против легализации доходов от преступной деятельности: регистрация, учет финансовых операций, увеличение прозрачности бухучета и финансовой отчетности.

Госпрограмма предусматривает также совершенствование аудиторской службы, законодательства в бюджетной системе, в области финансового контроля. В документе есть особая статья, касающаяся совершенствования деятельности налоговых и таможенных органов, по обеспечению их прозрачности.

РЕАЛИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ПОТРЕБУЕТ КОРРЕКТИРОВКИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Принятие Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2004-2006 годы создаст благоприятные условия для исполнения закона "О борьбе с коррупцией". Так прокомментировал "Туран" распоряжение президента Ильхама Алиева от 3 сентября 2004 года председатель постоянной комиссии по экономической политике Милли меджлиса Саттар Сафаров.

Он отметил, что с реализацией госпрограммы и вступлением в силу закона о борьбе с коррупцией придется внести определенные корректировки в законодательство о валютном контроле, об отмывании грязных денег, в сфере усиления финансовой дисциплины, в сфере кредитования и т.д.

По мнению главы парламентской комиссии, настало время также приступать к процессу декларирования госслужащими своих доходов и имущества. Для этого, наконец-то, должен быть принят закон о декларировании доходов и имущества, предварительный вариант которого уже готов. "Однако тут есть и другой вопрос. Мы должны подумать и о предотвращении оттока капитала из страны. То есть надо создать такую сбалансированную систему, чтобы не допустить оттока капитала из страны, обеспечив при этом прозрачность источников доходов", - подчеркнул Сафаров.

Депутат выразил уверенность, что осуществление Госпрограммы по борьбе с коррупцией даст свои положительные результаты, так как параллельно проводятся структурные реформы в системе государственного управления. Закон "О борьбе с коррупцией" вступает в силу с 1 января 2005 года.

СМЕНА СТАТУСА

ИЛЬХАМ АЛИЕВ УТВЕРДИЛ ГОСПРОГРАММУ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости