С 1 января в России действует новый Таможенный кодекс. С ним было связано много опасений и надежд. Однако пока на таможне никаких существенных изменений не заметно. ГТК по-прежнему издает приказы, которые не нравятся компаниям, и не спешит издавать инструкции, вводящие в действие либеральные нормы кодекса.
Новый Таможенный кодекс, принятый Думой весной прошлого года, начал действовать с 1 января 2004 г. Новый ТК считается в целом более либеральным, чем предыдущий. Оформлять товар теперь можно в любом таможенном органе, режим упрощенного ввоза распространен на импортеров, удовлетворяющих четко прописанным в кодексе критериям «добропорядочности», а не только на тех, кого ГТК внес в так называемые «белые списки». ГТК теперь обязан проверить и выпустить товарстамож-ни за три дня. У предпринимателей были опасения, что с помощью приказов и инструкций ГТК удастся свести эти либеральные нововведения на нет. В частности, за ГТК в качестве исключения остался выбор места раста-можки товаров повышенного риска, список которых будет устанавливать сам ГТК. Кроме того, за свою судьбу опасались таможенные брокеры, которым кодекс предписывал внести депозит на 50 млн. руб. в качестве обеспечения таможенных платежей или заручиться гарантией (также не бесплатной) национальной ассоциации таможенных брокеров (НАТБ).
Судя по первым неделям действия кодекса, ни катастрофы, ни чудесного превращения таможни в бескорыстного помощника участников внешнеэкономической деятельности пока не произошло. Экспортеры признают, что им стало чуть легче вывозить товары, а импортеры жалуются на отсутствие обещанного им кодексом упрощенного режима ввоза, проблемы с обеспечением таможенных платежей и ограничение мест таможенной очистки. Кроме того, компании отмечают растерянность таможенников, которые сами еще толком не понимают, как работать по новому кодексу. Таможенные брокеры до самого Нового года опасались за свою судьбу. По мнению экспертов, более трети из них не должны были попасть-в реестр. «Опасения экспертов о судьбе таможенных брокеров оказ? игись напрасными, - говорит представитель ГТК, - уже сейчас в реестр брокеров внесено около 300 компаний». Это чуть меньше 60 % от 541 компании, имевшей лицензию таможенного брокера в сентябре прошлого года. При этом, по словам таможенника, регистрация еще продолжается. По словам таможенного брокера, просившего не называть его имени, «примерно из 80 компаний, получивших поручительство НАТБ, которое практически гарантирует занесение в реестр, пока в него не внесены около 20». А Надежда Головнева, начальник отдела декларирования компании «Бе-ломортранс», еще не занесенной в реестр, утверждает, что «в Архангельской области из четырех местных брокеров только наша компания пре-тендуетназанесение* реестр, остальные будут работать под крылом крупных московских компаний».
Одним из главных преимуществ нового кодекса таможенники называли снижение срока обработки деклараций с недели до трех дней. По словам представителя ГТК, уже подведены итоги работы таможенных органов в первые дни года и таможня показала блестящие результаты: только 0, 6 % деклараций обрабатывалось более трех дней. Сами импортеры относятся к нововведению скептически. Директор по логистике российского отделения компании «Mars» Светлана Карпова признает, что таможня укладывается в срок, однако, по ее словам, декларации ее компании и в прошлые годы обрабатывались быстрее трех дней. А по свидетельству генерального директора кампании «Ивесткомп-тарг» Владимира Левакова, на некоторых таможнях придумали хитрый способ «борьбы за скорость». «Таможня принимает только ограниченное количество комплектов документов в день, — говорит Леваков, — а остальным участникам ВЭД устно отказывают в регистрации деклараций, ссылаясь на нехватку рабочего времени и неисправности в электронной системе проверки». По словам Левакова, изо дня в день растут очереди из желающих подать документы, а регистрацию проходят только те, кто «оплатил» услуги таможни. Леваков указал, что подобные нарушения имеют место на Якутской, Камчатской и Находкинской таможнях. «До сегодняшнего дня заявлений о фактах вымогательства в указанных таможнях нам не поступало», — ответил на запрос «Ведомостей» начальник отдела УСБ ГТК полковник Сергей Подойцин. Другой представитель ГТК допустил, что подобное возможно, но при этом отметил, что «это очевидное нарушение закона, то есть подсудное дело. Изна-чит, будут наказанные».
Все опрошенные «Ведомостями» участники ВЭД заявляюто-том, что пока система работы таможни не отлажена. «Большое количество необходимых инструкций и приказов еще не издано, — говорит Карпова. — В частности, пока невозможно работать в режиме упрощенного оформления (ввоза товаров)». «Мы очень рассчитываем на упрощенный режим, однако пока таможня сама не знает, как именно его применять», — подтверждает президентальянса «Русский текстиль» Константин Волков. С другой стороны, ряд изданных ГТК приказов вызывает возмущение у предпринимателей. «Таможенные органы не могут по новому кодексу устанавливать место таможенного оформления товаров, — напоминает Леваков. -Однако вышел приказ ГТК, который устанавливает всего два места таможенного оформления компьютерных комплектующих для московских и подмосковных организаций». По мнению начальника отдела логистики одной из компьютерных компаний, такое решение приведет к удорожанию услуг по таможенной очистке комплектующих, а значит, отразится и на конечной цене товара. «По только что изданной инструкции обеспечение уплаты таможенных платежей (которое требуется внести, если таможня сомневается в заявленной стоимости товара) по некоторым видам товаров будет рассчитываться, исходя из брутто веса едини цы товара», — указы вает еще на одну проблему Леваков. «Мало того что в случае с комплектующими и периферией для компьютеров это лишено здравого смысла, поскольку никто не оценивает стоимость монитора на вес, — возмущается Леваков, — так еще и для некоторых позиций, например системных блоков, размер обеспечения будет выше их рыночной стоимости». Похожая ситуация возникла и с импортом автомооилеи. к конце прошлого года ГТК издал приказ, по которому импортер, который заранее не знает, какой именно автомобиль он собирается ввезти, должен положить на депозит сумму гораздо большую, чем средний таможенный платеж, за автомобиль соответствующего класса. По сравнению с ранее действовавшим приказом сумма депозита увеличилась в несколько раз. «Теперь приходится просить партнеров заранее присылать копии техпаспортов закупаемых автомобилей», — говорит менеджер компании, связанной с перегонкой автомобилей. По его мнению, это не самое серьезное неудобство, но для нормальной работы оно «явно лишнее». А вот экспортеры положительно отзываются о новом режиме работы таможни. «В первые дни года наш товар пропускали практически без осмотра, и это очень большое преимущество», — говорит Головнева из брокерской компании «Беломортранс». А Волков из «Русского текстиля» отмечает, что«отменен полный таможенный досмотр, и теперь не нужно полностью разгружать всю фуру». Еще одним преимуществом он называет возможность вывоза меньшего количества товара, чем было изначально задекларировано (старый кодекс считал это нарушением, которое должно было караться штрафом).