ПОДЕШЕВЕЕТ ЛИ БЕНЗИН?

В последнее время две нефтяные темы одновременно стали актуальными не только для профессионалов, но и для большинства населения России. С одной стороны, правительство объявляет решительную борьбу высоким ценам на бензин внутри страны. U тут же Президент делает "царский" предвыборный подарок Украине - переход с 2005 года на принцип взимания НДС по стране назначения при экспорте нефти и газа. Естественно, что расплачиваться за эту преференцию должны российские нефтяники, для которых увеличится ставка налога на добычу полезных ископаемых. А это опять рост внутренних цен, с которыми начали бороться. Но так ли замкнут этот круг? И все ли так просто, как кажется на первый взгляд? И вообще, царский ли это подарок?

Для начала стоит разобраться с ценами на бензин. И попробовать понять, почему на российской заправке они оказываются такими же, как на американской.

Чудеса начинаются

Если верить статистике, то происходят вещи несовместимые. За I полугодие производство автомобильного бензина в России выросло на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, его поставки на внутренний рынок - на 1, 9%. Для сравнения: рост поставок бензина на экспорт составил 3, 5%, что не так уж и много. Росли и цены. Причем как отпускные (на высокооктановый бензин на 32, 7%), так и розничные (согласно данным Российского топливного союза - на 19-20%, а реальную величину их роста каждый желающий может оценить на заправке).

При этом, по данным Минпромэнерго, уровень рентабельности производства всей корзины нефтепродуктов до начала 2004 г. составлял около 29%, но в I полугодии нынешнего года наметилось значительное ее снижение - на 20-30% от уровня 2003 г. Получается, что производить и поставлять бензин на внутренний рынок стали больше, спрос на него стабилен, рост цен сопоставим с мировым (48, 4%), а рентабельность перерабатывающей отрасли падает. Первое желание - обвинить во всем налоговую систему. И прежде всего налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Дело не в налоге

Если проанализировать ежемесячные данные о добыче и экспорте, представляемые Минпромэнерго и ГТК, то можно примерно оценить, сколько нефти и по каким ценам реализуется на внутреннем и внешнем рынках (см. табл.). Согласно официальной статистике радикальных изменений в структуре реализации не произошло - сезонные колебания не в счет.

А что в это же время происходило с "рентой по-русски" - НДПИ и с главным отечественным регулятором ТЭК - экспортными пошлинами?

НДПИ и экспортные пошлины на нефть напрямую зависят от мировых цен: чем они выше и соответственно выручка экспортеров, тем выше ставки налогов, тем больше отчисления в бюджет.

С 10 июня 2004 г. была изменена шкала экспортной пошлины на нефть.

Было (цена* - пошлина) до 15 дол/бар. - 0% 15-25 дол. - 35% свыше 25 дол./бар. - 40%

Дополнительно ввели 20-25 дол./бар. - 45%

Повысили свыше 25 дол./бар. - 65%

* Мировая цена нефти марки Urals.

Цена нефти при этом определяется за два предыдущих месяца плюс месячный временной лаг на вступление в силу решения об изменении экспортной пошлины.

Новая шкала обеспечивает более высокое изъятие экспортной выручки от реализации нефти в период высоких цен на нефть. Тем более что сейчас заметных предпосылок для существенного их снижения нет. Поскольку мировые нефтяные цены уже достаточно давно выше 25 дол ./бар., то новая шкала фактически означает увеличение налоговых изъятий на 25%.

Базовая ставка НДПИ с 1 января 2004 г. составляет 347 руб. за тонну добытой нефти. В бюджете на 2004 г. был заложен средний повышающий коэффициент 1, 74 (применяется в расчете ставки), что в итоге дает расчетную ставку 603 руб. за тонну. А с 1 января 2005 г. базовую ставку НДПИ планируется повысить до 419 руб. (на 4, 7%). Но об этом речь пойдет ниже.

Если условно разделить ренту на "внутреннюю" и "экспортную" части пропорционально официальным объемам поставок, а затем сопоставить ее "внутреннюю" часть с расчетным объемом внутрироссийской выручки, то обнаружится интересная особенность. Благодаря неуклонному росту цен и вопреки росту базовой ставки, доля НДПИ в выручке постоянно падает. Причем весьма внушительными темпами. Если по итогам прошлого года она составляла 41%, то по итогам I полугодия 2004 г произошло ее снижение до 31% (почти на четверть!). Так что говорить о решающей роли налогов в деле роста внутренних цен явно не приходится. К тому же для экспортной части российской нефтянки доля основных налогов осталась практически неизменной - на уровне 25%.

Продукты ее переработки

Вообще-то экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты являются не только инструментом наполнения бюджета и стабилизационного фонда, как принято у нас считать, но еще и призваны выполнять выравнивающую функцию между внутренними и внешними ценами на нефть. В России они расходятся более чем в 4, 5 раза, естественно, не в пользу внутренних цен.

С целью стимулировать переработку нефти в России экспортные пошлины на нефть выше, чем экспортный барьер для нефтепродуктов.

До 1 января 2004 г. существовала жесткая привязка нефтепродуктовых пошлин к нефтяным (90%). В свое время ее провели через Думу лоббисты "ЮКОСа", но в ходе ревизии "наследства" Михаила Ходорковского от этой меры отказались в первую очередь. В итоге вывозная пошлина на нефтепродукты составляет сейчас лишь 65% от пошлин на сырую нефть. Так что задолго до того, как началась борьба с высокими ценами на бензин, правительство само создало предпосылки для их роста.

Ведь увеличение этого разрыва не только и не столько стимулирует переработку нефти, сколько делает весьма выгодным экспорт нефтепродуктов.

В результате нефтепереработка в России растет на порядок медленнее, чем нефтедобыча (1, 2 и 10, 4% за январь - июль 2004 г.). Динамика же экспорта нефти и нефтепродуктов, напротив, практически совпадает (4, 2 и 4, 9% за I полугодие текущего года).

В Существенное расхождение в ставках, помимо прочего, создает почву для всевозможных экспортных махинаций: вместо нефтепродуктов на самом деле может экспортироваться нефть, что позволяет легко обойти более высокую вывозную пошлину.

***

Кто-то теряет, кто-то находит

А теперь о том, кто и что потеряет и приобретет при переходе на взимание НДС по принципу "страны назначения". Безусловно одно - политические козыри в предвыборной борьбе за кресло президента Украины приобретет кандидат Виктор Янукович, принесший эту благую весть своему народу. Если отрешиться от большого пиара и попробовать посчитать, то картина для Украины получается не такой уж радужной. Кстати, в отличие от России.

На страны СНГ приходится примерно 10% российского экспорта нефти. И если бы решение взимать НДС по-новому было принято с 1 января 2004 г., то потери российского бюджета в пересчете на текущий год могли бы составить около 920 млн дол.

Еще до "царского" подарка Путина Януковичу в планах Минфина значилось увеличение НДПИ с 1 января 2005 г. - а именно с этой даты вступают в силу изменения в порядке уплаты нефтяного НДС - на 15% (с нынешних 347 до 400 руб./т). Если допустить, что добыча нефти в следующем году останется на прежнем уровне - примерно 450 млн тонн (а она скорее всего возрастет), то налоговые поступления в бюджет от этой меры могли бы вырасти на 795 млн дол.

Дополнительное увеличение ставки НДПИ на 19 руб., закрепленное Законом от 18.08.2004 N 102-ФЗ, добавит в казну еще 285 млн дол. В итоге никаких потерь у бюджета быть не должно. Не случайно даже последовательный критик нынешней власти депутат Госдумы и экономист Сергей Глазьев отметил, что "отмена взимания НДС по экспорту в страны СНГ связана с унификацией торгового режима и потому вполне оправданна". А что же получит Украина? Наивно предполагать, что наши нефтяники до конца года станут альтруистами. А так как "уходящий" НДС им полностью заменили НДПИ, то цена нефти останется как минимум неизменной.

Украине же придется с этой цены еще взимать НДС, что неминуемо приведет к росту цен на нефть и далее на все по технологической цепочке. И сделает выгодным реэкспорт "черного золота", от которого никогда не откажется, например, активно работающий на Украине "ЛУКОЙЛ". Те, кто не занят украинской предвыборной кампанией, это поняли сразу же. "Таким образом Россия приближает нас к мировым ценам на нефть. Никаких существенных изменений в нефтяной ценовой политике России в отношении Украины ожидать не следует", - заявил глава ООО "НК Альянс-Украина" Петр Мирошников.

***

Конечно, могут пострадать и отечественные потребители, регулярно заезжающие на автозаправки, - ведь потери от 10% экспорта лягут на весь добываемый объем нефти. Здесь стоит обратить внимание на две вещи. Во-первых, НДПИ вырос бы в любом случае. А во-вторых, никто не мешает правительству с помощью точечных экономических (а не административных) мер решить проблему внутренних цен. И первые шаги, сделанные в этом направлении, обнадеживают.

Правда, недавняя инициатива Минпромэнерго по изменению налогообложения нефтяной отрасли с целью снижения внутренних цен на бензин, как любая медаль, имеет две стороны. С точки зрения чисто экономической теории она представляется абсолютно верной и логичной.

Отвязать НДПИ от галопирующих мировых цен на нефть, одновременно снизив внутренние акцизы (доля акциза в цене бензина АИ-92 - 28%) и увеличив вывозные пошлины на сырую нефть, - действенная мера не только по снижению цены на бензин. Это придаст экономическую логику системе налогообложения в целом. Но это с точки зрения теории. На практике же основные доходы российским нефтяным компаниям дает экспорт сырой нефти. Если предложения ведомства Христенко будут приняты, то доходы нефтяных компаний от экспорта, безусловно, снизятся. При этом далеко не факт, что упадут внутренние цены, - для этого нужна очень продуманная и точная работа антимонопольных органов, на которую вряд ли можно надеяться. К тому же большинство потоков от оптово-розничной торговли бензином внутри России находились, находятся и, по всей вероятности, еще долго будут находиться в тени. Но это - тема иного разговора.

Графические материалы:

Доля основных налогов в выручке внутренних поставщиков и экспортеров нефти, 2003-2004 гг.

Крупнейшие компании по добыче нефти, 1 полугодие 2004 г.

Крупнейшие компании по нефтепереработке, 2003 г.

Финансовые результаты ведущих нефтяных компаний, 1 полугодие 2004 г.

Материалы доступны в бумажной версии издания

Подготовила И. Ордынская, обозреватель "ЭЖ"

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости