10 сентября литовский сейм принял резолюцию с прекраснодушным названием: "О сотрудничестве с Калининградской областью Российской Федерации". В действительности эта резолюция наотмашь бьет по надеждам россиян встретить в Литве понимание их первейших нужд, связанных с нормальным, систематическим общением между Калининградом и остальной Россией. Принятый почти единогласно (при пяти воздержавшихся) документ правильнее было бы назвать трактатом о недопущении свободного транзита. По крайней мере это было бы честное название, ибо речь-то идет именно о том, что парламент Литвы отвергает всякие попытки по созданию свободного, то есть безвизового железнодорожного коридора по литовской территории.
Каковы доводы? В принципе довод у сейма один: Литва, дескать, должна руководствоваться исключительно собственными интересами, а не "внутренними законами России". Собственные же литовские интересы в данном случае есть не что иное, как нежелание упустить "транзитную халяву". При этом в Вильнюсе не скрывают, что главное предназначение резолюции по транзиту - демонстрация "крепости дипломатических позиций" Литвы перед очередным заседанием Совета Европы в Брюсселе, на котором вопрос о связях с Россией в силу известной ситуации вполне может оказаться одним из основных.
Иначе говоря, литовские политики хотят развеять любые иллюзии относительно их уступчивости, понимания российских проблем, готовности проявить солидарность в обстановке всеобщей борьбы с терроризмом и т.п. Из чего следует, что наши беспокойные исторические соседи плевать хотели на такие "отвлеченные" категории, как добрососедство или международная солидарность. Ни в грош они не ставят и авторитетные мнения союзников. Например, президента Франции Ширака или канцлера Германии Шредера, которые высказывались в пользу благоприятного для Москвы решения по проблеме литовского транзита.
Напомним, что с 1 июля 2003 года действует порядок, по которому граждане РФ обязаны получать так называемый упрощенный проездной документ, выдаваемый консульской службой Литвы. По сути это та же виза. То есть разрешение иностранного государства на передвижение россиян из одной части своей страны в другую. Можно ли согласиться с подобным вечным ярмом? Уж Литва, окажись она в положении России, никак не согласилась бы. Но она в своем положении и посему расценивает свободный железнодорожный коридор как "проходной двор" - со всеми вытекающими отсюда доводами.
В перспективе сложности транзита могут возрасти и скорее всего возрастут, как подобное всегда и бывает при растущем аппетите получателя дани. Жизнь показывает, что тенденция будет именно таковой. Вступление Литвы в Евросоюз уже обернулось утяжелением транзитной ноши для России. В полтора раза выросла цена услуг литовских таможен. Плата за ветеринарный контроль увеличилась на 30 процентов. С начала сентября увеличены (до 15 процентов) тарифы на железнодорожные перевозки. Усложнилась процедура проверки грузов. В результате увеличились простои, нарушается график движения поездов, грузы не прибывают вовремя и т.д. Бюджет Калининградской области, разумеется, здорово страдает. А вот должных ответов с российской стороны, как всегда, нет. Мы только "ставим вопрос" об ответных шагах и делаем в коридорах Госдумы резкие заявления, на которые литовцы не обращают внимания. Или подвергают едким комментариям.