Рыбаки не могут вернуть в Россию модернизированные суда
Сейчас в 21 компании, входящей в Союз рыбопромышленников, насчитывается 35 судов, приобретенных за границей или прошедших там модернизацию. И если не изменить законы, ни одно из них никогда не зайдет в родной порт.
Причина проста. Согласно действующему законодательству при заходе их на таможенную территорию России нужно заплатить огромные деньги. Речь идет о 18 процентах НДС и 5 процентах таможенной пошлины. Это значит, что государство должно получить 23 процента от стоимости всего судна (если оно куплено за границей или взято там в аренду). То же правило распространяется и на суда, прошедшие модернизацию за границей. Здесь за установленное на них оборудование тоже надо заплатить - те же 23 процента от стоимости. Например, только за четыре своих траулера типа "Моозунд", прошедших модернизацию за пределами России, "Тралфлот" должен будет заплатить государству по 1 миллиону долларов за каждое судно.
А ведь только от работы одного судна "Мурман-2", которому в 1999 году правительство РФ в порядке эксперимента разрешило заходить в российские порты без уплаты НДС и таможенной пошлины, в бюджеты всех уровней поступило за год 1, 2 миллиона долларов. Однако уже 2000 году эксперимент по непонятным причинам тем же правительством был прекращен.
И все же с инициативой возобновить эксперимент, причем распространив его на все без исключения рыбопромысловые суда, выступил на совещании рыбаков Севера начальник службы экспортно-импортных операций и таможенного оформления Мурманского морского пароходства Владимир Цендровский. Им разработан проект соответствующего указа президента РФ.
На днях обсуждение документа прошло на заседании действующего при Северной торгово-промышленной палате консультативного совета по содействию внешнеэкономической деятельности. В нем приняли участие депутат Государственной думы Валентин Лунцевич, депутаты областной думы, представители мурманских флотов и таможни. Суть документа заключается в следующем. С 1 января 2005 года все рыбопромысловые суда, ввозимые в страну по договорам тайм- и бербоут-чартера, купленные за границей или прошедшие там модернизацию, на 12 месяцев получают условное полное освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогами под гарантированные обязательства их владельцев все это время поставлять в Россию рыбопродукцию, добытую за ее пределами.
- Если судовладельцы получают льготу, то должно быть определено и условие, при котором она предоставляется, - мотивировал Владимир Цендровский второй тезис своего проекта. - А вот каким оно будет, надо обсудить. Может быть, нужно вести речь о сдаче определенной части улова, увязав ее, например, с выделенными квотами.
- Вопрос актуален. Необходимо создать для наших рыбаков такие условия, чтобы рыба перерабатывалась в России, а затем уже реализовывалась на свободном рынке, - сказал на это депутат Государственной думы Владимир Лунцевич.
Собственно говоря, против предложенного документа никто не возражал. Правда, некоторые из присутствующих возражали против увязки "амнистии" с гарантией привозить уловы в отечественные порты. По их мнению, подобное обязательство может только отпугнуть судовладельцев. К тому же в настоящее время вопрос о возвращении рыбы не стоит так буквально. Как заметил Юрий Задворный, в этих разговорах есть лукавство. Ведь до 89 процентов добытой нашими судами рыбы идет на внутренний рынок. Цены на пикшу, сайду, путассу у нас выше, чем за рубежом. Проблема упирается в треску. У нас она дешевле, чем за рубежом. Не стоит обольщаться относительно перспектив развития в Мурманске рыбопереработки. Предприятия не готовы увеличить производство, если речь идет об экспортной продукции. Только две береговые компании в Заполярье имеют необходимый для экспорта сертификат ЕС.
Скорее всего, ничего не даст местным переработчикам и возможное увеличение потока рыбопродукции, идущей через Мурманский порт на внутренний рынок. Перерабатывать рыбу в средней полосе России намного дешевле.
Все участники заседания согласились с тем, что рыбакам обязательно надо предоставить саму возможность завести свои корабли в родной порт. И даже если уловы не задержатся в Мурманске, а отправятся на переработку на юг, это позволит развивать транспортную сеть региона.
Но сначала необходимо заручиться поддержкой региональных структур - правительства Мурманской области, таможни, узнать мнение налоговых органов. И только после этого может идти речь о согласовании документа в Федеральном агентстве по рыболовству, Минсельхозе и Минэкономразвития.
Мурманск