Летом нынешнего года Президент РФ подписал ряд федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в НК РФ и некоторые другие акты законодательства. Новации связаны, прежде всего, с реформированием федеральных органов исполнительной власти. Также они коснулись положений НК РФ, регулирующих сроки уплаты налогов, сборов и пени, определяющих ставки отдельных налогов. В частности, установлены новые льготы по уплате НДС в жилищной сфере и ипотеке.
Федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в основном направлен на создание законодательных основ реформирования федеральных органов исполнительной власти, в том числе уполномоченных в области налогов и сборов.
Указанным Законом внесены изменения и дополнения в гл. 9 НК РФ, регулирующую вопросы изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени. Так, п. 2 ст. 61 НК РФ было установлено, что изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном гл. 9 НК РФ. Вместе с тем, в ст. 53 Бюджетного кодекса РФ определено, что федеральные органы исполнительной власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В связи с этим в ст. 61 НК РФ были внесены изменения, согласно которым изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном гл. 9 НК РФ, и в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, законами субъектов РФ о бюджете - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих субъектов РФ, правовыми актами представительных органов муниципальных образований - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 63 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются:
- по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов;
- по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований;
- по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, - федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, или уполномоченные ею иные таможенные органы;
- по государственной пошлине - органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с законодательством РФ о государственной пошлине, принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины;
- по единому социальному налогу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов.
Если суммы налогов и сборов поступают в разные бюджеты, то решение об изменении срока уплаты платежа принимается соответствующим органом по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований.
Признаны утратившими силу положения п. 2 ст. 82 НК РФ, устанавливающие, что органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ направлен на уточнение перечня налогов и сборов, действующих на территории РФ, уточнение полномочий органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления по установлению, введению в действие и прекращению действия соответственно региональных и местных налогов. Согласно положениям указанного Закона с 2005 г., когда изменения вступят в силу, налогов и сборов будет 15. К федеральным налогам и сборам будут отнесены:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) налог на наследование или дарение;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
Региональными будут являться:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
К местным налогам будут отнесены:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
В систему налогов и сборов РФ не включаются таможенная пошлина, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемые специальными федеральными законами.
Изменяется порядок введения в действие местных налогов. В ст. 12 НК РФ вносятся изменения, согласно которым при установлении местных налогов представительными органами местного самоуправления (органами законодательной (представительной) власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) устанавливаются в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Следует отметить, что с вступлением в силу Закона N 95-ФЗ утратит силу Закон РФ "Об основах налоговой системы в РФ" от 27 декабря 1991 г. N 2118-1.
С 6 до 9% увеличен размер ставки налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций, уплачиваемых с дивидендов.
Изменениями, вносимыми в ст. 284 НК РФ, увеличен до 6, 5% размер ставки по налогу на прибыль, исчисляемой для уплаты налога в федеральный бюджет. Ставка, по которой производятся отчисления суммы налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ, увеличена с 17 до 17, 5%. Указанная ставка может уменьшаться для отдельных категорий налогоплательщиков законами субъектов РФ до 13, 5% (в настоящее время - до 13%).
В соответствии с предполагаемым ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом прогнозируемого уровня инфляции произведена ежегодная индексация налоговых ставок по подакцизным товарам (с более высоким уровнем индексации ставки акциза на сигареты).
В полтора раза увеличиваются показатели базовой доходности по всем видам деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Так, например, базовая доходность при оказании бытовых услуг составит 7500 руб., услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств - 12000 руб., автотранспортных услуг -6000 руб.
Кроме того, с 2005 г. на уплату ЕНВД могут быть переведены организации и предприниматели, распространяющие или размещающие наружную рекламу.
Физическим показателем станет площадь информационного поля в квадратных метрах.
Базовая доходность для распространителей печатной и полиграфический рекламы установлена в размере 3000 руб., а световой и электронной - 4000 руб.
Следует отметить, что Федеральным законом "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" от 20 июля 2004 г. N 65-ФЗ установлено, что организации и предприниматели, оказывающие услуги по хранению автотранспорта на платных стоянках и переведенные на уплату ЕНВД, при исчислении единого налога должны использовать в качестве физического показателя площадь стоянки в квадратных метрах. При этом базовая доходность равна 50 руб.
В целях уточнения порядка применения системы налогообложения в виде ЕНВД организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими автомобильные перевозки, Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 346.27 и 346.29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" от 20 июля 2004 г. N 66-ФЗ в гл. 26.3 НК РФ включено понятие "транспортные средства".
Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством система налогообложения в виде ЕНВД может применяться, в частности, в отношении такого вида деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств. При этом в общее количество транспортных средств включаются прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
Следовательно, если автоперевозчик эксплуатирует 12 грузовых автомобилей с прицепами, он не подлежит переводу на уплату ЕНВД, поскольку формально эксплуатирует 24 транспортных средства.
Согласно положениям Закона N 66-ФЗ транспортные средства - это автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
Таким образом, устранено необоснованное ограничение круга субъектов предпринимательской деятельности, переводимых на ЕНВД в части оказания автотранспортных услуг.
В целях приведения законодательства о плате за пользование водными объектами в соответствие с требованиями, установленными ч. 1 НК РФ, а также дальнейшей реализации принципа кодификации законодательства о налогах и сборах в рамках единого законодательного акта, Федеральным законом "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в ст. 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации" от 28 августа 2004 г. N 83-ФЗ в НК РФ включена гл. 25.2 "Водный налог".
В целом указанный Закон сохраняет преемственность с действующим в настоящее время Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ (в ред. от 29 июня 2004 г. Вместе с тем, Закон содержит ряд принципиально новых положений.
Так, изменяется статус платежа - плата за пользование водными объектами заменяется водным налогом. Устанавливаются твердые специфические ставки налога по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам. Федеральным законом N 71-ФЗ установлены минимальные и максимальные ставки платы, при этом Правительству РФ предоставлено право устанавливать минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных законом, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам, а ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ.
Из объекта налогообложения исключен такой вид пользования, как сброс сточных вод в водные объекты.
Ставка водного налога за пользование водными объектами при заборе воды для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м. воды, забранной из водного объекта.
В августе 2004 г. подписан ряд Федеральных законов, направленных на создание условий для формирования в России рынка доступного жилья.
Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" от 20 августа 2004 г. N 109-ФЗ предусмотрено включение в перечень операций, не признаваемых в целях исчисления НДС объектами налогообложения, операции по реализации земельных участков (долей в них). Также установлено, что реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них и передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир, освобождаются от налогообложения НДС.
Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" от 20 августа 2004 г. N 112-ФЗ предусматривается изменение в порядке предоставления имущественного вычета при налогообложении доходов физических лиц при приобретении жилья.
Основные изменения, внесенные указанным Законом, состоят в следующем:
- предусмотрено предоставление имущественного налогового вычета при продаже приватизированного жилья;
- предоставление имущественных налоговых вычетов может осуществляться либо на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, либо до его окончания при обращении к налоговому агенту (работодателю по основному месту работы) при условии подтверждения права на имущественный вычет налоговым органом;
- предусматривается возможность получения имущественного налогового вычета на погашение процентов по всем видам целевых кредитов (займов), полученных гражданами на приобретение и строительство жилья на территории РФ в кредитных и иных организациях РФ, а не только по ипотечным кредитам, полученным в банках РФ.
Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 250 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" от 20 августа 2004 г. N 105-ФЗ установлены особенности налогообложения эмитентов облигаций с ипотечным покрытием. Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах" от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ круг эмитентов облигаций с ипотечным покрытием ограничен двумя типами эмитентов: ипотечными агентами и кредитными организациями.
Согласно положениям Закона N 105-ФЗ из состава доходов эмитента облигаций с ипотечным покрытием (признаваемых таковыми в целях формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль) исключаются процентные доходы по видам деятельности, непосредственно связанных с выпуском облигаций с ипотечным покрытием. Для данных эмитентов такими видами деятельности являются приобретение прав требований по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой, и (или) закладных и выпуск облигаций под обеспечение этим ипотечным покрытием.
Ипотечный агент - это юридическое лицо, создаваемое с единственной целью: защитить права инвесторов путем передачи ему ипотечного покрытия, запрета держать на балансе другие пассивы, кроме ипотечных облигаций.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" ипотечный агент - это специализированная коммерческая организация, исключительным предметом деятельности которой является приобретение прав требований по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой, и (или) закладных и которой в соответствии с законом предоставлено право осуществлять эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.
Прибыль, получаемая ипотечным агентом в течение срока облигаций (разница между процентным доходом по ипотечным кредитам, входящим в состав ипотечного покрытия, и выплатами купонного процента по облигациям), подлежит передаче учредителю и налогообложению как у ипотечного агента, так и у учредителя.
С целью избежания двойного налогообложения устанавливается, что прибыль ипотечного агента не подлежит налогообложению.