19 сентября в Корсаков (Сахалин) было приконвоировано тайваньское рыболовецкое судно "Cheng Hui-1", задержанное тремя днями раньше в районе острова Итуруп (Курильская гряда) патрульным судном "Маньчжур" сил морской пограничной охраны. Как заявил "НВО" сотрудник Центра общественных связей (ЦОС) ФСБ России, "судно "Cheng Hui-1" под флагом Тайваня в исключительной экономической зоне нашей страны совершенно не таясь, открыто и нагло занималось промыслом сайры. После задержания осмотровая группа обнаружила на борту судна-нарушителя около 160 тонн этой свежевыловленной рыбы. Кроме того, в трюме было найдено не менее 40 тонн кальмаров". В настоящее время продолжается разбирательство по факту задержания.
Сотрудник ЦОСа рассказал корреспонденту "НВО" о подробностях задержания, которое прошло в духе лихой морской погони с применением авиации и едва ли не тараном судна-пирата. "Подобного не наблюдалось уже, наверное, года два", - заметил при этом офицер. Увидев пограничников, тайванцы попытались оторваться от преследования. Все сигналы остановиться -звуковые, пиротехнические, флажные, а также по УКВ на русском и английском языках (каковые предусмотрены как российским законодательством, так и нормами международного права) капитан "Cheng Hui-1" игнорировал. Меняя курсы, шхуна продолжала прорываться к выходу из исключительной экономической зоны России. Тогда в воздух был поднят пограничный самолет-перехватчик Ан-72. Однако и его сигналы не возымели действия. Когда все возможные "мирные" меры были исчерпаны, самолет произвел предупредительную стрельбу, а потом открыл огонь на поражение. Пиратская посудина получила повреждения, но, петляя, продолжала движение. К тому времени пограничный "Маньчжур" уже нагнал морского вора и, используя преимущества в скорости и водоизмещении, сблизился с ним и скользящим ударом своего борта вдоль борта преследуемого судна попытался завершить погоню. Но и после этого тайванцы не остановили гребные винты. Тогда пограничники применили пожарные гидранты и залили водой фальш-трубу пирата, в результате чего у судна-нарушителя заглох главный двигатель и шхуна легла в дрейф. На вопрос корреспондента "НВО", как вели себя члены пиратского экипажа, не оказалось ли среди них убитых или раненых в результате атаки Ан-72, сотрудник ЦОСа ответил, что "сопротивления пограничникам оказано не было, констатировать чью-либо смерть или оказывать медицинскую помощь по ранению также никому не пришлось".
Из-за подобных пиратских налетов на камчатскую, курильскую или сахалинскую акватории и незаконной продажи за рубеж морской продукции экономика России теряет сотни миллионов долларов. По экспертным оценкам, эти потери составляют до 2,5 млрд. долл. в год.
Как сообщили "НВО" в пресс-службе Тихоокеанского регионального пограничного управления (ТОРПУ) ФСБ России, с начала 2004 г. российскими пограничниками в тихоокеанской акватории осмотрено более 2 тыс. рыболовецких судов, десятую часть которых составляют иностранцы. По выявленным фактам браконьерства было задержано более 350 судов, из них 30 иностранных расхитителей. Государству было возвращено значительное количество всевозможной морепродукции.
Бесспорная "пальма первенства" в разграблении российских морей принадлежит японцам. А ведь в 2002 г. Россия и Япония предприняли усилия по борьбе с браконьерством и незаконным вывозом из РФ море-продукции. Очень тесно сотрудничали в этом плане российские и японские пограничники. Сегодня ясно, что все эти меры дали лишь временный эффект, и то сомнительный. Ибо уже в 2003 г., по данным японской таможни, ввоз в страну самых дорогостоящих видов биоресурсов -камчатского краба и краба-стригуна - вырос более чем на 20% по сравнению с 2002 г. В результате произошло резкое снижение цены на краба в среднем на 25%, а в отдельные периоды - на 50%.
По оценке независимых японских экспертов, главной причиной неблагоприятной ситуации в данной области по-прежнему остается незаинтересованность вовлеченных в незаконный промысел кругов в Японии в пресечении контрабандных поставок российских морепродуктов. Интересы местного рыбопромышленного лобби принимают во внимание и центральные власти в Токио.
Совершенствуется и тактика морских криминальных операций. Сегодня браконьерские суда имеют несколько наименований и ходят под различными флагами. Многие японские браконьеры располагают информацией о конкретном местонахождении пограничных и сторожевых кораблей, что позволяет им вовремя уходить из района контрабандного промысла и избегать досмотра.
В складывающейся ситуации, когда в Токио явно саботируют выполнение российско-японских обязательств по усилению мер борьбы с пиратством, в Москве, по мнению специалистов, могли бы подумать об ужесточении санкций в отношении иностранных судов, занимающихся незаконным ловом биоресурсов в Дальневосточном регионе.
Благо, пока государство заботится хоть об усилении возможностей своих пограничников на Тихом океане. 18 сентября (в то время, когда в Корсаков конвоировали задержанную тайваньскую шхуну "Cheng Hui-1") во Владивостоке был поднят военно-морской флаг на принятом в строй сил морской погранохраны пограничном сторожевом корабле 3-го ранга (водоизмещение 375 тонн). Построенный на местном судостроительном заводе "Восточная верфь", новый сторожевик (его намерены назвать "Владивосток") сможет действовать при шторме до 5 баллов и развивать скорость более 30 узлов в час. Экипаж 42 человека.Корабль предназначен для охраны государственной границы и действий в прибрежной зоне по перехвату судов-нарушителей. Против подручных морской якудзы он сможет применять две автоматические 6-ствольные 30-миллиметровые артиллерийские установки. Новый сторожевик (кстати, это первый на Дальнем Востоке пограничный корабль, покрашенный в соответствии с новыми требованиями пограничного руководства в сине-белый цвет) будет нести службу на Приморском направлении в составе Находкинского соединения пограничных сторожевых кораблей ТОРПУ.