Вчера в Бишкеке прошло заседание Совета глав правительств государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Встреча шести премьеров должна стать знаковым этапом на пути дальнейшего развития сотрудничества государств ШОС в практических областях. Присутствовавшие в Алматы в качестве наблюдателей на парламентских выборах исполнительный секретарь ШОС Чжан Дэгуан и его заместитель Владимир Захаров согласились встретиться с корреспондентом "ЭК" и ответить на вопросы, касающиеся всестороннего взаимодействия между странами региона и перспектив развития организации, куда входят Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
- Насколько мне известно, это первый случай, когда представители ШОС участвуют в качестве международных наблюдателей на выборах в стране, входящей в организацию. Была ли для вас работа наблюдателями чем-то новым?
Ч. Д.: Мы придаем большое значение выполнению совместного решения всех государств - членов ШОС направить наблюдателей на парламентские выборы в Казахстане. Это очень важная миссия: честно и беспристрастно следить за ходом голосования. Поэтому мы прежде всего внимательно ознакомились с требованиями казахстанского законодательства, определяющего работу международных наблюдателей, все наши действия строим в четком соответствии с положениями закона, не вмешиваемся в сам процесс выборов, проявляем объективность и беспристрастность.
В.З.: Мы хотели бы выразить благодарность казахстанской стороне за предоставленную возможность встретиться с представителями различных партий и познакомиться таким образом с широким спектром общественного мнения страны. Это дает нам пищу для размышлений, позволяет правильно строить работу в ходе голосования. В частности, большую помощь при организации таких встреч нам оказало Министерство иностранных дел Казахстана, которое обеспечило широкий и свободный доступ ко всем участникам выборов, знакомство с их предвыборными программами. Как сотрудники Секретариата ШОС, мы прежде всего заинтересованы в политической и экономической стабильности, улучшении условий жизни народа Казахстана, дальнейшем углублении демократических процессов.
- Помимо сотрудничества в военно-политической сфере, ШОС в своей работе много внимания уделяет и экономическим вопросам. Какое из этих направлений является для организации приоритетным?
Ч. Д.: Наша организация считает одной из основных своих целей обеспечение безопасности и стабильности в регионе и борьбу с распространением терроризма, экстремизма и сепаратизма. Актуальность этого направления подтвердили последние события в российском городе Беслане. Это важнейшие задачи, стоящие сегодня перед нашими странами и перед нашей организацией. Кроме этого, у ШОС есть еще экономическая и гуманитарная составляющие. Это всемерное развитие торгово-экономических связей между государствами-участниками, сотрудничество в области образования, культуры, экологических проектов, транспорта, туризма и спорта. Кооперация в этих областях должна послужить улучшению жизни наших народов. Сейчас мы готовимся к очередному заседанию Совета глав правительств государств - членов ШОС в Бишкеке. Это событие, как мы надеемся, станет важной вехой в углублении сотрудничества в торгово-экономической области. Поэтому нельзя говорить, что единственной нашей задачей является борьба с терроризмом, мы также работаем и над созданием условий для процветания экономик наших государств. Оба этих направления приоритетны для нас, образно мы называем их двумя колесами, на которых наша организация движется вперед. Ведь трудно сказать, какое из колес важнее? Они должны служить опорой для последовательного движения вперед.
- Бытует мнение, что для динамично развивающегося Китая участие в работе ШОС не представляет большого значения. Некоторые политические обозреватели считают, что таким образом Китай всего лишь стремится укрепить свои международные позиции в регионе. Насколько такие взгляды соответствуют действительности?
Ч. Д.: Это не так. Разумеется, Китай уделяет внимание и членству в других международных организациях, например, на южном направлении КНР активно принимает участие в деятельности АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Уже сейчас действует механизм "10 + 1" (десять членов АСЕАН плюс Китай). Однако на северо-западном направлении приоритетным для КНР является членство в ШОС. Это ведь чрезвычайно важный регион с его огромным политическим и экономическим потенциалом. Поэтому вряд ли можно называть членство Китая в ШОС конъюнктурным, оно имеет долгосрочный стратегический характер.
- Не несет ли членство в ШОС угрозу для экономик стран Средней Азии? Ведь взаимное открытие границ создает возможности для широкой экспансии китайских товаров на рынки соседей.
В.З.: Решения в нашей организации принимаются консенсусом. И если у кого-то из участников есть возражения, то решение принято быть не может. Хотел бы подчеркнуть, что это в полной мере касается сотрудничества в торгово-экономической сфере. Мы видим, что все страны Средней Азии активно заинтересованы в совместной экономической работе в рамках ШОС и каждое государство фактически выступает локомотивом для динамичного общего движения вперед.
Ч. Д.: Именно так. Государства - члены ШОС не могут принимать односторонних решений. Размер территории страны или объем ВВП не влияют на ее "вес" при обсуждении вопросов экономического сотрудничества.
В.З.: ШОС - не военно-политический блок, мы организация многопрофильного сотрудничества. Даже такие небольшие страны, как Кыргызстан и Таджикистан, заинтересованы в развитии общей с соседями инфраструктуры, в развитии рынков на огромном пространстве от Балтики до Тихого океана, в том, чтобы их товары имели свободный доступ на эти рынки.
Ч. Д.: Один пример: на Ташкентском саммите президент Китая Ху Дзиньтао объявил о решении китайского правительства предоставить участникам ШОС кредит на сумму 900 миллионов долларов США. Этот кредит предназначен не для экспорта китайских товаров. Деньги будут использованы в инвестиционных проектах, которые должны помочь этим странам увеличить объем промышленного производства.
- Не секрет, что в российско-китайских переговорах по вопросу членства России в ВТО не все было гладко Может ли это каким-нибудь образом повлиять на работу ШОС?
Ч. Д.: Насколько мне известно, переговоры пока идут хорошо. Есть, конечно, вопросы, которые еще предстоит решить, но это ведь обычный процесс. Наоборот, Китай пообещал поддержать Российскую Федерацию в ее планах вступить в ВТО и намерен сдержать свое обещание. Вскоре ожидается визит президента России Владимира Путина в Китай, и я думаю, что мы увидим существенный прогресс в этой сфере.
- Не возникнет ли противоречия между требованиями ВТО к странам, стремящимся вступить в эту организацию, и положениями членства в ШОС?
В.З.: Нет, в этом случае многие вопросы решатся сами собой, поскольку все страны-участницы будут руководствоваться одними и теми же стандартами. Всевозможные препятствия - таможенные, транспортные, тарифные - будут устранены, что послужит импульсом развитию торговли.
- Некоторые наблюдатели утверждают, что вся деятельность ШОС пока сводится к сплошным заседаниям и согласованиям.
Ч. Д.: Очень скоро вы увидите конкретные шаги. Советую ознакомиться с результатами заседания Совета глав правительств в Бишкеке. Именно на таких форумах принимаются практические решения: уже созданы постоянно действующие органы: Секретариат и Региональный антитеррористический центр в Ташкенте. Принята программа долгосрочного экономического сотрудничества. И это всего за каких-то три года!
В.З.: Кстати, у ОБСЕ формирование общих институтов заняло больше двадцати лет. Мы не боимся, когда говорят: в ШОС идет процесс бюрократизации. Подобные организационные и правотворческие действия нужны для того, чтобы наработать солидную правовую базу, которая будет полностью гармонизирована с внутренним законодательством каждого государства-члена.
Ч. Д.: Могу сообщить, что в Бишкеке будет принят конкретный план мероприятий по реализации программы сотрудничества в области экономики и гуманитарных сферах. План охватывает более ста проектов, например, строительство транснационального транзитного коридора через Казахстан и другие страны. Мы уже начали работать, это не пустые слова.
- Некоторые издания в качестве наиболее возможных кандидатов на вступление в ШОС называли Индию, Пакистан, Иран, Монголию. Такой вопрос действительно стоит на повестке дня?
В.З.: Естественно, на самых разных уровнях представители некоторых государств зондируют возможности вступления в нашу организацию. На сегодняшний день наша позиция такова: ШОС недавно сформировалась, нам нужно некоторое время для планомерной работы - всемерного обустройства, создания надежной правовой базы. Заявки на членство в ШОС мы сможем серьезно рассматривать только после того, как пройдет какой-то срок. В то же время мы весьма положительно относимся к тому интересу, который проявляют к ШОС Индия, Пакистан, Иран, государства ОБСЕ и США. Это свидетельствует о привлекательности для них целей и задач, которые ставит перед собой организация. Степень участия их в работе ШОС может быть определена для них членством или статусом наблюдателя. Все это потребует тщательного согласования в зависимости от позиции государств-членов и конкретных интересов стремящихся к сотрудничеству партнеров. Мы открыты к диалогу.
Ч. Д.: Например, представители США - сенаторы и ученые - довольно часто посещают Секретариат организации, встречаются с официальными лицами ШОС. В отдельных случаях даже высказывались неофициальные пожелания присутствовать в ШОС в качестве наблюдателей.
- Государства, состоящие в ШОС, являются и членами других организаций и международных форумов: ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, АСЕАН и др. Может ли участие в других объединениях помешать выполнению обязательств перед партнерами по Шанхайской организации сотрудничества?
Ч. Д.: На мой взгляд, эти процессы дополняют друг друга, а не исключают. Это реалии нынешнего многополярного мира, и мы должны к ним привыкать.
В.З.: Мы поддерживаем регулярные контакты с ОБСЕ, СНГ и АСЕАН. Возможно, вскоре будут подписаны документы о сотрудничестве с этими международными организациями. В нынешнем сложном мире важно объективно уловить тенденцию, в соответствии с которой наряду с классическими двусторонними отношениями все более активно развивается процесс многосторонней дипломатии.
- То есть ШОС является одним из инструментов глобализации?
Ч. Д.: Любая региональная организация может служить интересам глобализации, если воспринимать термин "глобализация" в его позитивном смысле. Хотя каждый понимает этот процесс по-своему.
В.З.: Здесь важно понять истоки возникновения нашей организации: она родилась для решения проблем совместной безопасности. Сначала мы работали над пограничными вопросами, над задачей сокращения вооруженных сил, над созданием мер доверия в политической и военной сферах. А позже у нас появились основания сотрудничать в области экономики, науки, техники и культуры. Как видите, идет гармоничный процесс сочетания интересов каждого государства с общим интересом быть вместе.