Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в развитии экономики любого государства, так как, осуществляя перевозки грузов в соответствии с потребностями производства, он обеспечивает нормальное функционирование и развитие всех его отраслей, регионов и предприятий. Железнодорожный транспорт - жизненно важная отрасль хозяйства, обеспечивающая экономическую безопасность и целостность государства.
Российские железные дороги (РЖД) - это развитая, мощная транспортная система. На долю железнодорожного транспорта приходится более 70% общего объема перевозок грузов страны. При эксплуатационной длине, составляющей 7% протяженности железных дорог мира, на российских магистралях обеспечивается 35% мирового грузооборота. Имеющийся подвижной состав и путевое хозяйство позволяют водить грузовые поезда весом 10-12 тыс. т.
При выполнении перевозок грузов железные дороги вступают в определенные отношения с грузовладельцами. Эти взаимоотношения регламентируются определенными нормами и положениями, едиными и обязательными как для железных дорог, так и для всех предприятий, организаций и лиц, пользующихся их услугами. Основным документом, устанавливающим права и обязанности, а также нормы ответственности железных дорог, с одной стороны, и тех организаций и лиц, которые пользуются ими, - с другой, служит Устав железных дорог, который имеет силу закона.
Первый Устав железных дорог был введен в августе 1920 г. Значительные изменения, происходившие в экономике страны в последующие годы, заставляли государство периодически пересматривать организацию работы железных дорог и вводить новые правовые акты. С 1920 г. Устав претерпевал значительные изменения несколько раз.
В 1998 г. был принят "Транспортный Устав железных дорог Российской Федерации" , по которому железнодорожный транспорт живет и поныне. Гл. 2 ст.34 Устава гласит: "Загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы железными дорогами, если грузы погружены железными дорогами, или грузоотправителями, если грузы погружены грузоотправителями.
Крытые вагоны, контейнеры при перевозках в них грузов для личных (бытовых) нужд, должны быть опломбированы железными дорогами или транспортно-экспедиторскими организациями по усмотрению и за счет грузоотправителей.
В случае вскрытия вагонов, контейнеров для таможенного досмотра, их опломбирование новыми запорно-пломбировочными устройствами, а также перечень грузов, перевозки которых допускаются в вагонах, контейнерах без запорно-пломбировочных устройств, устанавливается правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.
Запорно-пломбировочные устройства и устройства для их снятия предоставляются железными дорогами грузоотправителям, грузополучателям, согласно фактическим затратам за плату".
Современная технология управления перевозочным процессом в России ориентирована не только на обеспечение необходимого объема народнохозяйственных перевозок, но и на их коммерческую эффективность, неразрывно связанную с повышением конкурентоспособности транспортной продукции. Решение этих задач в первую очередь зависит от повышения качества доставки грузов, т. е. от соблюдения договорных сроков доставки и обеспечения сохранности грузов, что требует совершенствования технологии управления всем перевозочным процессом.
К настоящему времени в России и за рубежом накоплен большой опыт борьбы с хищениями грузов на транспорте с помощью различных технических средств. Анализ отечественной и зарубежной практики показывает, что все многообразие технических средств может быть представлено в трех группах:
1) средства, затрудняющие или препятствующие совершению хищений;
2) средства пресечения или предупреждения совершения хищений;
3) средства, ускоряющие обнаружение хищений.
К 1-й группе относятся: закрутки, запоры, замки, ограждения, охранное ограждение, автоматические пропускные пункты, пломбы.
2 группа: а) Охранная сигнализация (световая, механическая, сейсмическая, магнитная, инфракрасная).
б) Активные и пассивные датчики.
3 группа: а) Скрытое наблюдение (телекамеры, видеозапись)
б) Метки-ловушки: (1) на объекте, (2) на преступнике
в) Операционная идентификация (маркировка узлов подвижного состава, маркировка пломб электронными метками).
Запорно-пломбировочные устройства прочно вошли в практику перевозочной работы. Как и всякая пломба, эти устройства должны нести информацию о сохранности груза, для чего необходим сквозной контроль ЗПУ на всем маршруте следования груза. При этом фиксирующий элемент ЗПУ должен быть настолько прочным, чтобы надежно защитить целостность всего устройства и воспрепятствовать его несанкционированному вскрытию (разрушению) любыми подручными средствами. Иначе говоря, ЗПУ должно быть силовым замком только одноразового (на время транспортировки) действия.
Пионером разработки и производства запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) является компания ЗАО "Энергет и КО" , основанная в 1990 г.
Первое его детище - пломба-запор "Ерш" - был внедрен в практику грузовой и коммерческой работы МПС РФ уже в следующем - 1991 г. А в 1993 г. на дорогах страны появился и встал на вахту борьбы с хищениями грузов на транспорте самый надежный из всех известных ЗПУ для вагонов и контейнеров - "Лавр" , причем в двух модификациях - вагонном и контейнерном. До сегодняшнего времени этот запор-пломба не имеет себе равных по надежности как в России, так и за рубежом. За время его эксплуатации ЗАО "Энергет и КО" поставило на железные дороги страны около полутора миллионов таких устройств.
В настоящее время ЗАО "Энергет и КО" всемерно совершенствует свою продукцию, стремясь к удовлетворению растущих запросов потребителей, и эти стремления уже нашли свои отражения в разработке и освоении производства серии универсальных ЗПУ: "Газ - Гарант" , "Лавр-2000" , "Лаврик" , "Закрутка" и др., которые можно использовать для запирания и пломбирования любых объектов - будь то вагоны, цистерны, контейнеры, автофургоны или пакгаузы, складские помещения, гаражи и коммунально-хозяйственные службы.
Всего с момента своего основания ЗАО "Энергет и КО" выпустило около 20 млн шт. ЗПУ разных модификаций.
Показательный факт: ЗПУ от ЗАО "Энергет и КО" активно используются таможенными службами России.
Введение в действие с 1 января 2004 г. нового Таможенного кодекса Российской Федерации требует дальнейшего улучшения работы таможенных органов Российской Федерации, скорейшего внедрения систем анализа и управления рисками, создания информационного пространства, применения методов таможенного аудита, осуществления других мероприятий, направленных на упрощение таможенных процедур, всемерное содействие развитию внешнеторговой деятельности в России. Главнейшая задача ближайших лет для таможенной службы России - это модернизация информационных таможенных систем.
За прошедшие годы, по оценкам специалистов таможенных органов, ввод автоматизированных систем контроля доставки товаров увеличил доставляемость грузов с 30% до 90-95%, что способствовало повышению собираемости таможенных платежей. Современные ЗПУ, оснащенные электронными метками, а также кодовые бортовые датчики в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым новейшими автоматизированными системами контроля.