На прошлой неделе в Тюмени состоялось совещание по проблемам взаимодействия нефтегазодобывающих компаний с предприятиями машиностроительного комплекса Уральского федерального округа.
- Если я попрошу поднять руки представителей нефтегазовых компаний..., - начал свое выступление один из участников совещания и без паузы, не дождавшись зримых в буквальном смысле результатов своего исследования, заявил: - Их очень мало. Опять приехали одни машиностроители... Поговорим, и что будем делать дальше, - непонятно.
Ну что ж, не успел человек посмотреть список участников, а нефтегазовых магнатов, лики которых столь же узнаваемы, как и поп-идолов, в зале не обнаружил.
Наглядное выражение проблемы, которую минутой раньше обозначил губернатор области Сергей Собянин: "Мы пытаемся создать систему, при которой нефтяники и машиностроители могли бы видеть и слышать друг друга".
Разумеется, не о наличии или отсутствии олигархов речь. Тем более, что не они лично решают, что, где и почем покупать. Они определяют политику. Реализуют эту политику другие. И совсем необязательно, что это - топ-менеджмент.
А видеть и слышать друг друга - это одна из ключевых проблем, как выяснилось в ходе совещания. Особенно, если понимать эту проблему не буквально.
За последние годы наметилась устойчивая тенденция к сокращению объема заказов ТЭКа в машиностроении Уральского федерального округа, сказал, открывая совещание, заместитель полпреда президента РФ в УрФО Виктор Басаргин. Происходит постепенная переориентация нефтегазодобывающих компаний на зарубежное оборудование. По данным таможенных органов, в прошлом году импорт машин и оборудования составил 47 миллионов долларов, что на 12 процентов больше, чем в предыдущем году. В текущем ситуация не изменилась, и если в целом рост объемов в ТЭКе превысил 10 процентов, то в машиностроении производство снизилось на два процента.
Невольно вспомнилось, что днем раньше на открытии нефтегазовой выставки первый заместитель губернатора области Павел Митрофанов говорил совершенно обратное: за последние годы машиностроительные предприятия области вдвое увеличили объемы производства оборудования для ТЭКа.
Никакого противоречия, однако, здесь нет. При всей нашей любви к малой родине, увы, не тюменское машиностроение определяет уровень развития этой отрасли на Урале.
Правы оба - и Басаргин, и Митрофанов. И нам нужно лишь сделать верные выводы из ситуации, в которой оказался "остальной" Урал.
Макро
В свое время Минтопэнерго разработало программу импортозамещения и она успешно выполнялась. В том числе и в нашей области, хотя как мы ни пытались, нам так и не удалось обнаружить в родных палестинах хоть одно предприятие, сумевшее попасть в эту программу, а уж тем более - получить какие-никакие "федеральные" деньги.
Финансовый кризис 1998 года поверг в изумление не только масштабами потерь вкладчиков банков, но и тем, как "рванула" вверх отечественная промышленность. Не хотелось бы говорить банальности, но сказался эффект девальвации рубля, в результате которой отечественная продукция буквально в одночасье стала конкурентоспособна на российском рынке. Главным образом - за счет дешевизны по сравнению с импортной.
Это стало своего рода сильнейшим допингом и для "тэковской" программы импортозамещения. А чиновникам дало повод шибко погордиться плодами труда своего: вот, дескать, какую действенную программу мы сочинили.
Но потом потихоньку-полегоньку о программе забыли. И так же тихо-тихо, незаметно для окружающих сошел на нет и эффект девальвации рубля, хотя об этом отдельные яйцеголовые начали предупреждать задолго до кончины этого эффекта.
Кто-то вовремя озаботился - купил современное оборудование, создал научно-технические заделы, сертифицировался по международным стандартам... Кто-то жил одним днем. Результат? О нем сказал Виктор Басаргин.
Сергей же Собянин, говоря о причинах, приведших к этому результату, в первую очередь отметил, что с каждым процентом укрепления рубля на столько же падает и конкурентоспособность нашей продукции.
Но есть, считает губернатор, и еще одна причина: повышение покупательной способности нефтегазодобывающих компаний привело к тому, что они делают выбор в пользу качественной импортной продукции, пусть она хоть и дороже.
Пароль: "откат"
Президент промышленной группы "Генерация" (Свердловская область) Валерий Лаптев рассказал, что его компания, создав установку подготовки нефти, предложила ее Роснефти. Но там предпочли американскую, значительно более дорогую, сказав, что один из узлов "не соответствует".
Комизм ситуации, говорит Валерий Лаптев, заключается в том, что этот узел американцы покупают у нас и комплектуют им свои установки. "Нам легче договориться о поставках в Индию или Казахстан, нежели с государственной (Лаптев подчеркнул это слово) российской компанией".
Таких примеров на совещании было не то чтобы очень много, но все же... Ключевое слово "откат" прозвучало, если не ошибаемся, лишь один раз. Но оно как бы висело в зале.
Конечно, называть вещи своими именами на столь представительном собрании опасно во всех смыслах. Например, могут потребовать доказательств, обвинить в подрыве деловой репутации, что чревато уголовкой. Ну и, разумеется, обрубаются все концы в потенциальных партнерских отношениях. Это только со стороны кажется, что нефтяной мир безграничен. Он тесен, как и любой другой. Но "откат"... господи, да это же секрет полишинеля!..
Казалось бы, панацея есть: распределение заказов по конкурсу. Но во-первых, не везде можно использовать такую форму, и об этом говорили сами же машиностроители, в частности, генеральный директор известной компании "ОМЗ - Морские и нефтегазовые проекты" Михаил Косолапов.
А во-вторых, условия конкурсов составляют заинтересованные люди, которым не чужды мелкие слабости.
Так что зачастую это не панацея вовсе, а, продолжая медицинскую терминологию, - плацебо.
Общее мнение - нефтегазовые компании в последние годы заметно ужесточили свою закупочную политику, что производители оборудования ощутили в полной мере.
Но если бы нефтяники и газовики, располагающие мощными службами безопасности - КГБ отдыхает! - еще и навели порядок в своих тесных рядах, ситуация заметно изменилась бы.
И все же это частность, хотя, конечно, грязноватая.
Отзыв: "наука"
- Разработки, в которых заинтересованы, мы очень быстро можем купить на Западе, - говорит вице-президент Сибнефти Михаил Ставский. Там ведется большая научная работа. Под политикой протекционизма мы понимаем не заградительные меры, а стимулирование научно- технического прогресса.
- Производство высокотехнологичной продукции за 10 лет упало в 10 раз, - говорит руководитель группы наукоемких производств Института экономики Уральского отделения Российской Академии наук Ирина Макарова.
- Наука очень подвижна, она вырабатывает много идей, - слова заместителя председателя Уральского отделения РАН, директора института машиностроения Эдуарда Горкунова. - Но они в лучшем случае доходят до макета.Промышленность консервативна, говорит он, ей нужны деньги. В итоге много технологий уходит на Запад. "Мы считаем, подчеркивает Эдуард Горкунов, что нужна комплексная программа, координирующая науку, машиностроение и нефтегазовые компании".
- Мы не рассчитываем на какие-то ассоциации и т.д., - говорит Михаил Косолапов, - а опираемся на свои силы. Но они ограниченны. Тем не менее, продолжаем развивать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
О революционных технологиях, считает он, речи нет. Об эволюционных - да.
В своем выступлении Михаил Косолапов произнес слово вроде бы инородное для подобных мероприятий: "счастье".
О чем это он? О сотрудничестве с Сургутнефтегазом, заказавшем серию буровых установок. Но, более того, специалисты нефтяной компании предложили более двух тысяч конструктивных решений, позволивших в итоге сделать очень хороший станок. Который, к слову, заказала и Shell для работы на Салыме.
- У каждой компании есть строка расходов на НИОКР, - говорит генеральный директор Урайнефтегаза Михаил Пустовалов. - Но машиностроители сами должны активно работать с нами. Пример - тюменский завод "Нефтепроммаш".
Примеры же со знаком "минус" привел главный инженер Сургутнефтегаза Николай Матвеев - тех предприятий, с которыми компания вынуждена была разорвать отношения. Тюменских предприятий в этом довольно длинном перечне не оказалось.
Почему же тюменцам удалось то, что оказалось не по силам другим?
Объединяйтесь!
"Без агрессивной позиции самих предприятий нам не победить", - сказал Сергей Собянин.
К этому, по сути, призывал машиностроителей и нефтяник Михаил Пустовалов.
Но эта агрессия, извините за милитаризм, но что сказано, то сказано, не должна представлять из себя кавалерийский наскок. Организованность, вдумчивость, умение, пользуясь выражением губернатора, видеть и слышать, общая стратегия и тактика.
Удивительное дело, но никто ни разу не вспомнил о Союзе производителей нефтегазового оборудования! Вот, казалось бы, кому и карты (штабные) в руки.
А вот в Тюмени есть свое профессиональное объединение - ассоциация машиностроителей.
Более того, ее усилия действенно поддерживает администрация области. В том числе и деньгами. Разумеется, сказывается и то, что нефтяные компании, размещающие свои заказы на юге области, получают льготу по налогу на добычу полезных ископаемых.
Конечно, эта льгота - тюменская специфика, и она, по известным причинам, в Екатеринбурге или Кургане работать не будет. Да и у нас она не работает в той мере, в какой способна.
Но мы говорим о том, что годами складывавшаяся у нас система взаимоотношений в последнее время значительно увеличила свой КПД.
Можно ли создать нечто подобное в масштабах Большого Урала? Вероятно. Во всяком случае в проекте протокола совещания названы такие рекомендации. (См. стр. )
Из протокола совещания
...2. Рекомендовать руководителям предприятий и организаций ТЭК, машиностроительной и трубопрокатной отраслей промышленности рассмотреть возможность:
формирования финансового пула для адресного финансирования исследований, направленных на обеспечение интеграции отраслей ТЭК и отечественного машиностроения и поддержки научно-технологического развития машиностроительных компаний, разрабатывающих совместно с профильными институтами новые проекты выпуска высокоэффективной спецтехники, технологического оборудования и оснастки или их отдельных узлов по техзаданиям заказчика;
создания некоммерческой саморегулируемой организации для обеспечения эффективного взаимодействия Совета отраслевых союзов и ассоциаций в сфере нефтяной и газовой промышленности с наукоемким машиностроением в Уральском федеральном округе;
разработки целевой программы производства промышленной продукции для нефтегазового комплекса в УрФО, предусмотрев механизм финансового обеспечения программы;
разработки предложений по диверсификации рынков сбыта нефтяного оборудования с целью снижения уровня зависимости от конкретного потребителя или региона для консолидации технологического сервиса нефтегазовых компаний с инновационным машиностроением;
создания централизованных баз данных о продукции, производимой машиностроительными предприятиями Уральского федерального округа для ТЭК и технических возможностях машиностроительных предприятий по созданию нефтегазового оборудования.
3. Рекомендовать "Уральскому Центру стандартизации, метрологии и сертификации - Уралтест" разработать программу международной сертификации по качеству всего оборудования, производимого машиностроительными предприятиями для топливно-энергетического комплекса.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, разработать механизм законодательного и экономичного стимулирования поставщиков и потребителей оборудования, обеспечивающего проведение энерго- и ресурсосберегающей политики, в т.ч. внедрение энергосберегающих проектов.
5. Признать целесообразным:
аппарату полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе создать механизм координации действий машиностроительных предприятий Федерального округа по освоению производства всей номенклатуры оборудования для нефтедобывающего и сопутствующего производства;
руководителям предприятий и организаций ТЭК, машиностроительной и трубопрокатной отраслей промышленности в срок до 1 декабря текущего года внести предложения в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе по созданию вышеуказанного механизма координации действий.
6. Считать целесообразным обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложениями:
рассмотреть возможность создания базового центра повышения квалификации и переподготовки кадров для предприятий промышленного сектора с обеспечением необходимой предприятиям ТЭК и машиностроения целевой корректировки программ обучения и специализации на базе Тюменского государственного нефтегазового университета;
рассмотреть возможность организации подготовки специалистов с высшим образованием в сфере эксплуатации и обслуживания оборудования нефтегазового комплекса, производимого на отечественных машиностроительных предприятиях, на базе Югорского государственного университета.
7. Считать целесообразным обратиться в Правительство Российской Федерации, в Минпромэнерго России с предложениями:
рассмотреть возможность введения в действие в Уральском федеральном округе пилотного проекта по разработке приоритетного финансирования нефтяными компаниями НИОКР и поддержки конверсионных проектов;
обобщить действующее законодательство с целью определения возможности оказания преференций вертикально интегрированным компаниям, размещающим заказы на производство оборудования на отечественных предприятиях машиностроения, в т.ч. отмены налогообложения части прибыли компании, используемой для финансирования закупок отечественного оборудования;
увязывать получение и продление лицензий на недропользование с обязательствами сырьевых компаний использовать при разработке месторождений потенциал российской промышленности;
обратить внимание на необходимость обеспечения требований секретности сведений о российских недрах и ограничения геофизических и геологоразведочных работ силами иностранных сервисных компаний;
представителям государства в советах директоров компаний нефтегазового комплекса обеспечить максимальное использование открытых тендеров при закупках промышленной продукции и открытой публикации информации об их проведении;
разработать поправки к федеральному законодательству, регулирующему лизинговые сделки по развитию вторичного рынка лизингового оборудования с ограничением максимального размера аванса по лизинговой сделке до 50%, минимального срока лизинговой сделки - не менее срока 60% амортизации переданного в аренду оборудования;
обеспечить гармонизацию в соответствии с законом "О техническом регулировании" новых отечественных и зарубежных нормативных документов по обеспечению согласованности проектирования, строительства, эксплуатации и ремонта оборудования для нефтегазового комплекса.
8. Рекомендовать Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Российскому союзу промышленников и предпринимателей, Совету союзов и ассоциаций, осуществляющих деятельность в сфере нефтяной и газовой промышленности России:
сформировать перечень требований для предприятий машиностроения и трубной промышленности, которые выдвигает ТЭК к используемой технике и оборудованию;
создать централизованную информационную базу данных для предприятий машиностроения и трубной промышленности по планируемым инновационным и производственным тендерам, о планах технического перевооружения, импортных закупках и подготовке рекомендаций по импортозамещению.
9. Рекомендовать Ассоциации Торгово-промышленных палат Уральского федерального округа, Координационному совету Российского союза промышленников и предпринимателей Уральского федерального округа создать окружной банк данных по проводимым НИОКР, направленным на обеспечение интеграции отраслей ТЭК и отечественного машиностроения, по планируемым инновационным и производственным тендерам.
А в общем... В общем, если бы эту махину проблем удалось провернуть хотя бы чуть-чуть, может быть, мы меньше бы зависели от добычи нефти и газа...