Пограничные препоны
Явдоха, Одарка и Грыцько ехали из Харькова в Калининград погостить к своим взрослым детям. Понабирали подарков, фруктов. Грыцько, как полагается, прихватил зятю несколько бутылок горилки разных видов. Поезд застопорился на границе с Беларусью.
Сначала прошли украинские таможенники и пограничники, дали "добро". Потом - белорусские. Вот тут-то и оказалось, что количество провозимых "кендюха с ковбасами", абрикосов и горилки больше дозволенных здесь норм. Хотели Одарка и Явдоха отдать гостинцы или штраф заплатить, но Грыцько "встал на дыбы", заспорил с властями: он что, контрабанду везет, преступник какой, что ли? "К детям еду, гостинцы везу!" - возмущался Грыцько. Пассажиры ему сочувствовали. Поезд тем временем стоял...
Подобные эпизоды на белорусских пограничных станциях южного направления не редкость. Только за один день - 20 июля - на пограничной станции Терюха Гомельского отделения Белорусской магистрали в процессе таможенно-пограничного досмотра выбились из графика пять международных поездов. Бывает и хуже. 14 июля этого года пассажирский поезд N 476 Минск - Симферополь стоял на станции Тереховка 3 лишних часа!
Регламент работы таможенно-пограничных служб в поезде ограничен 30 минутами. Но очень часто именно на станциях Терюха и Тереховка им этого времени не хватает. Чем это чревато для Белорусской железной дороги, ставшей в данной ситуации заложницей нарушений, в которых нет ее вины? Многим. Создается нервозность для всех, начиная от поездного диспетчера и заканчивая дежурным по станции и машинистом. Где-то надо продержать другие составы, машинист вынужден идти на максимальной скорости, нагоняя время, хотя не везде это возможно. Не говоря уже о справедливом возмущении пассажиров, которые вынуждены длительное время сидеть в купе, не имея возможности пользоваться даже туалетом. Престиж дороги незаслуженно страдает.
Как известно, график движения поездов - непреложный закон для работников железнодорожного транспорта, его выполнение - один из важнейших показателей работы магистрали. Его должны придерживаться в своей работе и таможенная, и пограничная службы.
В чем же дело? Почему не придерживаются? Попробуем разобраться, выслушать, как говорится, разные стороны.
И.о. начальника таможенного поста Гомель-пассажирский Александр Ковалевич:
"В связи с введением нового законодательства произошло ужесточение норм ввоза разных товаров, появились новые ограничения. Можно везти и больше, но при условии уплаты таможенных платежей. В основном они составляют 30 процентов от стоимости груза, но не менее 2 евро за 1 кг. 2 евро, например, за кило помидоров никто платить не будет. Поэтому идут отказы, выгрузка и, как следствие, задержка поезда".
Старший офицер отдела Гомельского пограничного отряда подполковник Виктор Денисенко:
"Ситуация у нас сложная, не хватает личного состава, службу несем в три смены. В сутки на одного нашего контролера по проверке документов приходится до тысячи человек. Если даже взять по минуте на пассажира - и то уже 17-18 часов. Не редкость, что документы у людей не в порядке: паспорта старого образца, билеты куплены по свидетельству о рождении, виду на жительство, удостоверениям или везут детей без надлежащих документов. Тем не менее часты споры с представителями пограничной службы, нередко пассажиры требуют консула (граждане России и других стран), не понимая, что внешнюю границу охраняем мы и консул тут ни при чем. Применять силу для высадки, например, женщин и детей мы не можем. Вот поезд и стоит, все ждут".
Вникнув в ситуацию, можно войти и в положение таможенно-пограничных служб, ведь они стараются добросовестно делать свое дело. Но все же... Если не хватает у пограничников и таможни штатов, чтобы нормально работать, почему бы их не увеличить? Почему не включить старые как мир рычаги поощрения (в виде премий) и наказания (в виде их лишения) за соответствующее отношение к работе?
Почему, например, на пограничной станции Гудогай при приблизительно одинаковых условиях такое же количество работников таможни укладывается в отведенные 30 минут, а на станции Тереховка - нет? Почему на станции Словечно срывы графика бывают редко, а на Терюхе - ежедневно?
Нельзя сказать, что решать эти проблемы никто не пытается. Не раз собирались вместе железнодорожники, таможенники и пограничники, взывали друг к другу. Но поезда продолжают простаивать. 8 июля этого года, например, состоялось еще одно совещание по вопросам срывов сроков стоянки пассажирских поездов по станциям Терюха и Тереховка, в котором участвовали все заинтересованные стороны. Решено принять меры, чтобы улучшить предварительную подготовку пассажиров в поездах к пограничному и таможенному контролю, обеспечить наличие доступной для пассажиров информации о правилах досмотра, документах, выделение каналов международной связи, таксофонов на границе.
Надо сказать, в составах белорусского формирования поездные бригады делают все, чтобы ускорить процесс досмотра. Это отмечают и сами пограничники, и таможенники. Сложнее с поездами молдавского и украинского формирования. Здесь из-за неподготовленности пассажиров процесс досмотра затягивается. Поэтому принято решение обратиться в управление Юго-Западной железной дороги Украины с предложением организовать в ближайшее время координационное совещание.
Речь будет идти о строительстве специальных досмотровых залов, об увеличении времени стоянок до 40 минут, а также штата пограничников и таможенников. Хотя железнодорожники в действующем расписании увеличить стоянки не могут, если только в следующем сезоне. Вопрос этот решает специальная комиссия Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества.
***
Если не хватает у пограничников и таможни штатов, чтобы нормально работать, почему бы их не увеличить? Почему не включить старые как мир рычаги поощрения (в виде премий) и наказания (в виде их лишения) за соответствующее отношение к работе?