Завтра вступает в силу федеральный закон об ОЭЗ в Калининградской области
НОВОГО ЗАКОНА ЖДАЛИ ДОЛГО, ПРОЦЕСС ЕГО ПРИНЯТИЯ СОПРОВОЖДАЛСЯ БУРНЫМИ ДИСКУССИЯМИ, КОРРЕКТИРОВКА БЫЛА ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНОЙ. ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ЗАКОНА КОММЕНТИРУЕТСЯ ДО СИХ ПОР, И БОЛЬШИНСТВО ЭКСПЕРТОВ СХОДИТСЯ ВО МНЕНИИ: НОВЫЙ ДОКУМЕНТ ДАЕТ НОРМАТИВНУЮ БАЗУ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОДЪЕМА ЭКСКЛАВА, ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ.
Однако еще до вступления закона в силу стало ясно, что обкатка его на практике гладкой не будет. В частности, местные автотранспортники стали бить тревогу уже на стадии обсуждения закона об ОЭЗ: по их прогнозам, новые правила вытеснят калининградские автопредприятия с рынка международных перевозок. Дело в том, что, в соответствии с новым законом об ОЭЗ, с 1 апреля для того, чтобы курсировать между Европой и Россией, зарегистрированные в Калининграде перевозчики обязаны растаможивать свои транспортные средства "на Россию" - с оплатой таможенных платежей и НДС. Это делает их предприятия нерентабельными и, соответственно, практически исключает возможность существования в регионе подобного бизнеса.
По данным регионального представительства Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), до 70 процентов перевозчиков работают на машинах, оформленных в режиме свободной таможенной зоны. На своих грузовых фурах они до настоящего времени совершали рейсы между Европой и основной территорией России по так называемому короткому пути - через Белоруссию. Теперь этот путь будет доступен только тем, кто заплатит таможенную пошлину примерно в 8 -10 тысяч евро за каждую машину. Для небольших калининградских автопредприятий это равносильно разорению: стоимость растаможки составляет почти половину стоимости тягача с прицепом.
Можно, конечно, не растаможивать машину на РФ, наладив маршрут из Европы на основную территорию России через Калининград. То есть, сделав крюк, сначала заехать в эксклав и оформить машину с грузом на таможне, а потом следовать дальше. Но, как утверждают транспортники, такая схема ставит крест на перевозках в принципе. Если раньше маршрут Европа - основная территория РФ они проходили за четверо суток, то сейчас с учетом захода в Калининградскую область и стояния в очередях на таможне срок превысит неделю. При таком положении дел наши ближайшие соседи - поляки, литовцы, белорусы смогут предложить более выгодные условия для грузоотправителей, нежели калининградцы.
В начале года представители АСМАП обратились с открытым письмом к губернатору, где просили сохранить прежний порядок перевозок грузов. Попутно одно из автопредприятий направило в Конституционный суд жалобу, в которой указывалось на несоответствие закона об ОЭЗ Конституции РФ. А на днях автоперевозчики провели акцию протеста против новых правил на окружной дороге, выехав туда на грузовых фурах с лозунгами и плакатами соответствующего содержания.
Тем временем Конституционный суд отказал заявителям, не усмотрев факта нарушения прав калининградцев. Однако протестующих услышали региональные власти. Накануне объявленной акции протеста губернатор заявил, что в правительстве области готовятся предложения в правительство РФ по проекту постановления, которое бы учло ситуацию калининградских перевозчиков. Одновременно на имя председателя правительства РФ Михаила Фрадкова отправили обращение и депутаты Калининградской областной Думы. В нем они также просили премьера содействовать скорейшему принятию правительственного постановления, предусматривающего помещение под таможенный режим временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин всех грузовых транспортных средств, зарегистрированных в Калининградской области. Если не смягчить последствия закона об ОЭЗ, то, как говорится в депутатском обращении, это "приведет к остановке около трех из четырех тысяч автопоездов, зарегистрированных в Калининградской области и используемых на международных перевозках, и к сокращению около 14 тысяч рабочих мест. Это вызовет массовую безработицу и обоснованное возмущение работников международной транспортной подотрасли и может спровоцировать стихийные акции протеста".
Другой нюанс, который возникнет со вступлением в силу нового закона об ОЭЗ, связан с ввозом в область иномарок в режиме свободной таможенной зоны. По закону правом беспошлинного ввоза импортного товара на территорию региона, в том числе и автомобилей иностранного производства, будут обладать только юридические лица. При этом организации должны быть зарегистрированы еще в старой ОЭЗ, то есть до 1 апреля этого года. По старым же правилам, участниками автомобильных торгов были именно индивидуальные предприниматели, а не юрлица. Чтобы разрешить ситуацию, а также успеть реализовать на аукционах выделенные на этот год 8 тысяч автомобильных квот, по просьбе региональных властей правительство России до 1 июля разрешило ввозить автомобили на прежних основаниях. Теперь у областного правительства другая проблема - как успеть продать такое количество квот за такой небольшой промежуток времени. Новые правила проведения торгов предполагают право участника - юридического лица или индивидуального предпринимателя - на выкуп только одной квоты на ввоз одного автомобиля в режиме свободной таможенной зоны. Как сообщили в пресс-службе управления ФНС по Калининградской области, в налоговых инспекциях сейчас наблюдается регистрационный бум: калининградцы массово получают свидетельства индивидуальных предпринимателей. Очевидно, что это желающие принять участие в торгах готовятся к грядущему 18 апреля аукциону по продаже автоквот, первому в этом году.
С какими еще последствиями столкнется калининградский бизнес после вступления в силу нового закона, сейчас можно только предполагать. Ясность должны будут со временем внести подзаконные акты, от которых во многом зависит воплощение закона в реальность. К примеру, от комментариев в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ) по Калининградскому региону отказались именно по этой причине: из Федеральной таможенной службы в СЗТУ не поступили приказы, регламентирующие порядок работы калининградских таможенников по новому закону.
Неясно пока, и как будет реализовано долгожданное положение закона, которое должно стимулировать развитие туристической отрасли, - упрощенный въезд в область иностранцев. В представительстве МИД России в Калининграде могут пока только предполагать, какой будет эта процедура. По словам представителя МИД в Калининграде Сергея Безбережьева, "упрощенный порядок" в настоящий момент, как это и определено в ст.19 нового закона об ОЭЗ, разрабатывает правительство РФ. Однако документ в окончательном варианте еще не утвержден.
***
Справка
Закон об ОЭЗ в Калининградской области будет действовать 25 лет. Участниками ОЭЗ смогут стать зарегистрированные в регионе юридические лица, чей инвестиционный вклад в регион за три года составит не менее ISO миллионов рублей по каждому заявленному проекту. Кроме того, не менее 70 процентов производства продукции и услуг и 90 процентов в стоимостном выражении собственных и арендованных средств вновь создаваемого предприятия должны находиться на территории области, а более 50 процентов сотрудников должны являться ее жителями. Резидентами ОЭЗ не смогут стать компании, добывающие нефть и газ и оказывающие услуги в этой сфере. Производство подакцизных товаров (кроме автомобилей и мотоциклов), оптовая и розничная торговля, ремонт и оказание финансовых услуг также не подпадают под закон об ОЭЗ. Все остальные инвесторы, отвечающие требованиям закона, на шесть лет освобождаются от уплаты налога на прибыль и еще на шесть получают 50-процентное его уменьшение. Под новые проекты предоставляются земельные участки с фиксированным размером арендной платы на весь срок действия договора между администрацией ОЭЗ и резидентом.
Резиденты зоны по-прежнему освобождаются от уплаты таможенных пошлин при ввозе импортных товаров на территорию Калининградской области. Смогут беспошлинно ввозить импорт также все те компании, которые были зарегистрированы в прежней ОЭЗ, то есть до 1 апреля 2006 года: для них правила, предусмотренные старым законом, сохраняются на десять лет. Однако при вывозе продукции на основную территорию России потребуется уплатить пошлины и налоги, рассчитанные с импортной составляющей продаваемого товара. Причем возможно это будет лишь в том случае, если конечный товар после его обработки или изготовления изменил свой классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.