Имеет ли право поставщик отказать в доставке товара?

"Я владею небольшим продовольственным магазином в Западном административном округе. Не так давно, в силу ряда причин, я решил поменять фирму-поставщика молочной продукции, попытавшись сделать заказ на другом предприятии - ООО "Молочные реки". Ассортимент и условия поставки товара показались мне там более привлекательными. Однако диспетчер "Молочных рек" оформить заказ отказалась, сославшись на то, что "запад - не их территория". Означает ли это, что город теперь поделен между молочными фирмами, и имеет ли вообще право поставщик отказать в доставке товара? "

Ваш читатель

***

Корреспондент "ДМ" позвонил в фирму "Молочные реки", представившись предпринимателем из ЮЗАО, попытался сделать заказ на молочку и услышал в ответ то же самое: "Юго-Запад - не наша территория". Однако следующие несколько аналогичных фирм были готовы принять заказ на доставку в любой округ Москвы при условии определенного объема партии товара. Позвонив еще раз в "Молочные реки", удалось выяснить, что данный поставщик является одним из дистрибьюторов Лианозовского молочного завода, то есть компании "Вимм-Билль-Данн". В отделе дистрибуции завода корреспонденту "ДМ" эту информацию подтвердили, сказав, что есть еще 7 фирм в разных округах города, являющихся дистрибьюторами компании. Никакого, впрочем, запрета, по словам сотрудницы отдела, на доставку товара в любую точку Москвы договор дистрибуции не содержит. "Просто у них так организована схема логистики", - объяснила отказ "Молочных рек" сотрудница.

Правовой аспект описанной ситуации мы попросили прокомментировать юриста Юридического бюро "Правовая основа бизнеса" Александра Кудинова.

***

В данной ситуации можно рассмотреть два аспекта. Первый аспект связан с правовой сущностью договора, который намеревался заключить предприниматель. Второй - связан с таким понятием, как "недостоверная реклама", о чем будет сказано ниже.

Первый аспект

Ситуация, описанная предпринимателем, не является чем-то из ряда вон выходящим. Каждое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может установить в договоре определенную сферу его действия, и это не будет противоречить законодательству.

К такому договору будут применяться положения ст. 428 "Договор присоединения" Гражданского кодекса РФ.

В данной статье указано буквально следующее: "Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом".

Договоры путем присоединения имеют большое распространение в самых различных отраслях народного хозяйства. К ним, в частности, относятся соглашения на пользование электрической и тепловой энергией, газом и тому подобными услугами коммунальных предприятий, соглашения с транспортными организациями. В то же время в известной степени они ограничивают свободу волеизъявления "присоединяющейся" стороны.

Другими словами, сторона, которая намерена заключить договор со стороной, предлагающей такой договор, должна быть готова к тому, что условия договора при его заключении не подлежат изменению.

Существуют некоторые особенности договора присоединения: согласно п. 2 ст. 428 Гражданского кодекса РФ присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида.

Но есть существенное ограничение: данное положение не применяется, если присоединившаяся сторона осуществляет предпринимательскую деятельность, а также знает или должна была знать, на каких условиях заключает договор.

Второй аспект

Поставщик (дистрибьютор Лианозовского завода) указал в своей рекламе, что поставка продукции осуществляется по всей Москве. На самом же деле деятельность велась только на территории, которую определил дилер (Лианозовский завод) - в пределах одного из административных округов Москвы.

А это противоречит Федеральному закону "О рекламе". Статья 7 Закона раскрывает понятие "недостоверной рекламы": "недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанном объеме, периоде времени и месте".

Юридические лица (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

***

Хочу колбасы!

"Да уж, - думаю я, всматриваясь в мелкий шрифт объявлений. - С чего начать? " "Начни сначала", - вспоминаю Алису и набираю первый в списке номер телефона. ("Колбасный мир", Cash&Cany)

- Здравствуйте.

- Здравствуйте. Простите, пожалуйста, за беспокойство, вы не подскажете, от какого количества у вас начинается мелкий опт? - робко интересуюсь я.

- А вы кто?

- Я нахожусь на "Щелковской", - говорю несколько невпопад.

На другом конце трубки несоответствия не заметили и с радостью ответили (кстати, этот вопрос и мой ответ звучали почти в каждом диалоге, откуда напрашивается вывод - не каждый вопрос требует прямого ответа):

- От 70 кг.

- Это с доставкой? - спрашиваю уже смелее.

-Да.

- В любой район? - пытаюсь уточнить интересующую меня информацию.

- Нет. ("Ага, - думаю я. - Вот оно, сейчас начнется".) Вы знаете, это зависит от того, есть ли у нас такой маршрут. Если да, то доставка осуществляется от 70 кг, если нет, - то от 150 кг. В определенные дни мы возим товар в Подмосковье. В общем, подход индивидуальный. Иногда маршруты совпадают, в таком случае доставка может обойтись дешевле.

- Спасибо.

- Пожалуйста.

Что ж, лиха беда - начало. Ободренная первым успехом, звоню дальше. ЗАО "Клинский мясокомбинат". Вот уж кто удивил меня готовностью идти навстречу клиенту: доставка от 40 кг в любой район Москвы.

"Колбасы и деликатесы" отличаются от "Клинского" только тем, что доставляют товар от 50 кг.

В ООО "Павелецкий комбинат" мне предложили доставку от 30 кг. Правда, не в любой район.

- Где вы находитесь?

- Метро "Щелковская".

- А улица?

- Хабаровская, - храбро ответила я, радуясь, что назвала родное метро, а то что отвечала бы на этот вопрос?

- Как раз туда мы возим товар, - обрадовался менеджер. Он также высказал свою готовность найти какой-то выход, если маршрут для них будет не совсем "прямой".

В следующем объявлении мне пообещали оптовые поставки от 80 кг, да и то, только если везти товар надо будет по удобному для них маршруту. И даже не соглашались сотрудничать, если я беру больше товара или плачу за доставку.

- Но вы же теряете клиента, - возмущенно сказала я, избалованная предыдущим сервисом.- Нет, мы его даже не приобретаем, - резонно ответили мне, - дабы не было мучительно больно с ним прощаться.

В фирме "Гранада" мелкий опт начинается от покупки на сумму 1000 рублей, а доставка - от 2-3 тыс. рублей. Причем за доставку берется 5%, если общая сумма составляет не более 7000 руб.

"Да, все достаточно четко, похоже, ничего криминального обнаружить не удастся", - с чувством разочарованного Эркюля Пуаро подумала я.

Так, что у нас там дальше... "ОлмиС". "Доставка" - гласит объявление.

- Мелкий опт у нас от 50 кг.

- Доставка в любой район?

- А вам куда надо?

- На север.

- Да, на север возим.

- А на юг?

- Конкретнее.

- "Юго-Западная".

Нет, такого маршрута у нас нет, но мы можем доставить туда товар, если вы возьмете от 200 кг.

Есть ли здесь нарушение "публичного" договора? Думается, нет, ведь обещанная доставка имеется, только осуществляется она на разных условиях.

В остальных фирмах была примерно та же картина. Большинство фирм (6 из 11), хотя и не афишируют этого, действительно согласны доставить продукцию в любой район, даже если вы берете товар мелким оптом. Некоторые фирмы просто не имеют пока возможности доставлять товар в разные точки и работают только с теми клиентами, которые, что называется, по пути. Однако многие из них достаточно гибко реагируют на "неудобного" клиента и предлагают доставить товар либо за отдельную плату, либо непременным условием будет рост объема, который вы должны у них приобрести (причем разница достаточно существенная - в 3-4 раза).

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости