"Деятельность компании „Партнер логистик" базируется на производстве интеллектуальных решений"
Александр Северилов - кадровый военный. Однако в начале 1990-х годов его карьера резко сменила вектор - он оказался в налоговой полиции, окончил экономический вуз, перешел в коммерческий банк и, наконец, возглавил проект в сфере таможенного дела, который вылился в собственный бизнес - аутсорсинг в нише таможенно-логистических услуг. По словам Александра, этот сегмент в России до сих пор толком не охвачен.
- Каждый проект мы начинаем с формирования логистического бизнес-плана, основанного на анализе ситуации и специфики отечественных реалий,- рассказывает Александр.- Далее готовим эффективное бизнес-решение. Если клиенту план интересен и он готов поручить нам его реализацию, то "Партнер логистик" предоставляет ему полный комплекс логистических услуг: организацию транспортировки - по морю, автотранспортом, по железной дороге, самолетом; таможенное оформление; использование складских площадок; при необходимости - помощь в получении разрешительных документов. Ну а если клиенту требуются не все услуги, а только часть,- пожалуйста, можно и так.
У компании "Партнер логистик" нет своего автопарка, вагонов или самолетов. Это невыгодно. Как и всякий оператор, работает с партнерами-субподрядчиками .
- Собственные материальные ресурсы - это мертвый груз и ограниченность в возможностях. Спрос изменчив: сегодня клиенту требуются склады класса А, через некоторое время - В или С. Или, например, внешнеторговая компания поставляла товары автофурами, а затем ситуация изменилась, и стало выгоднее завозить их через порт с последующей перегрузкой на железнодорожные платформы. В этих условиях оптимальнее привлечь того или иного субподрядчика, нежели владеть собственными активами и быть их заложниками. Такой подход позволяет нам работать на всей территории России, у нас есть партнеры в странах ближнего зарубежья, Европе, Юго-Восточной Азии, недавно был значительный контракт на организацию товарных поставок из США.
- Вы работаете со всеми видами товаров?
- Практически со всеми, ведь мы логисты. Исключение составляют лишь грузы, запрещенные к ввозу и свободному обращению на территории России действующим законодательством,- оружие, наркотики, радиоактивные материалы. Самый экзотический проект, с которым мы работали,- это таможенное оформление зебр. Их ввозили не в Россию, а транзитом из Европы в Казахстан. Для нас было очень важно сделать все как можно быстрее, чтобы живые существа не погибли. А вообще мы имеем дело с самыми разными товарами, в том числе повышенного риска - химикатами, ядовитыми веществами.
- Сколько стоят услуги вашей компании?
- Цена зависит от количества логистических операций, объема ввозимого груза, сложности формирования таможенной декларации (особенно для многоартикульных партий товара), необходимости оформления разрешительных документов и тому подобное. Поэтому мы работаем в таком порядке: клиент представляет подробное описание груза, его маршрут, сообщает, какие документы у него уже есть, а мы готовим ему логистическое решение и коммерческое предложение, которое включает в себя как оплату конкретных операций, так и стоимость в целом. Каждый логистический проект - это своего рода индивидуальный бизнес-план. Например, ввоз древесины из Германии в Москву (лесоматериалы, шпон). Такая процедура включает в себя перевозку автомобильным транспортом (фура 82 куб. м с боковой загрузкой), получение акта фитосанитарного контроля и таможенное оформление. Стоимость наших услуг такова: перевозка - 125 тыс. руб., получение акта - 1,5 тыс. руб., таможенное оформление -12,9 тыс. руб.
Больные вопросы
Общий объем рынка логистических услуг в России Александр Северилов оценивает в $70-80 млрд. Компаний в транспортно-экспедиторской нише около 4 тыс., складских операторов - более 760, логистических провайдеров - 260, а тех, кто занимается оказанием комплекса услуг и оптимизацией бизнес-процессов на протяжении всей логистической цепочки,- чуть более двух десятков. Приблизиться к этой двадцатке Александру удалось во многом благодаря созданию подразделения "Международный таможенный брокер" (МТБ) - структуры, предлагающей таможенное оформление и консалтинг внешнеторговой деятельности.
- До 2006 года мы привлекали чужих таможенных брокеров, хотя при том потоке грузов, которые обслуживает "Партнер логистик", намного выгоднее заниматься их оформлением напрямую, без посредников, услуги которых обходились в 60-70% от общей стоимости заказа на это самое оформление.
Для включения МТБ в реестр таможенных брокеров Александр воспользовался договором поручительства на сумму 50 млн руб. (на обеспечение таможенных платежей) и застраховал ответственность перед третьими лицами на сумму 20 млн руб. (за счет средств учредителей). Пришлось также готовить и лицензировать специалистов по таможенному оформлению и приобретать специализированные программные продукты.
- Иностранцы говорят, что они в России боятся двух вещей: кадровой проблемы и таможни. Это действительно больные вопросы. В преддверии присоединения России к ВТО происходит унификация таможенного законодательства с международными нормами и стандартами. С января 2007 года изменился таможенный тариф, введена новая форма декларации - единый административный документ, изменился порядок сертификации лекарственных средств и так далее, список длинный. Законодательная база динамична, это создает сложности. Ее регулярное отслеживание требует определенных затрат и ресурсов. Но радует главное: рынок все-таки становится цивилизованнее.
- А как же "серые" схемы и "черные" брокеры?
- К сожалению, несмотря на все усилия государства, остаются "окна", через которые товар ввозится незаконно. Существуют разные схемы. Например, везут дорогостоящий товар, а декларируют его как зеленый горошек, который, соответственно, стоит гораздо дешевле. Или представляются не соответствующие товару сопроводительные документы и сертификаты.
За 2006 год внешнеторговый оборот России составил $439,5 млрд (данные таможенной статистики), по сравнению с 2005 годом его объем вырос почти на треть. По моему мнению, свой вклад в этот рост внесла борьба таможенных органов с "серым" импортом.
Только техническая работа
- Как конкретно выглядит работа таможенного брокера? Вот пришел груз - что вы делаете?
- Заниматься грузом нужно еще в пути или даже когда он только планируется к отправке.
Вот тогда происходит подготовка всего пакета необходимых бумаг. У нас есть база, где указаны вся номенклатура товаров и перечень соответствующих документов. Наши технологии позволяют значительно ускорить формирование многотоварных деклараций - время их подготовки сокращается с нескольких часов до нескольких минут. В случае необходимости автоматически формируется заявка на получение сертификатов или иных разрешительных документов. В своей работе мы используем международную платежную систему "Таможенная карта". Раньше деньги приходилось перечислять на счета ФТС в казначействе. Теперь же мы не привязываем себя к счету какой-то одной таможни и можем оперативно провести платежи на другом терминале. Большое внимание уделяется и предварительному информированию таможенных органов о характере ввозимого груза, чтобы избежать затягивания оформления. Поэтому, когда товар доходит, остается только техническая работа.
- А какие основные проблемы связаны с таможенным оформлением?
- Чаще всего неприятности возникают из-за того, что у нас и на Западе разнится таможенное законодательство, требования к представляемым документам в той же Европе гораздо мягче. Отсюда небрежность в составлении бумаг, что затрудняет процесс оформления уже в России. Еще одна проблема - субъективизм отдельно взятого инспектора. К одному товару два человека предъявляют разные требования по оформлению. Все это тормозит прохождение процедур.
- Частая ли проблема арест груза, пробки на границах?
- В нашей практике ни разу не было случая ареста груза, поскольку мы не работаем с контрабандой. Если говорить о пробках на пунктах пропуска - это серьезная проблема, решение которой невозможно без участия государства. Например, в начале марта время ожидания на эстонско-российской границе (погранпункте Лухамаа) занимало около суток, в Нарве - двое с половиной суток. Такие простои могут стать причиной срыва поставок. Поэтому при формировании логистической цепи мы стремимся учитывать все возможные форс-мажорные обстоятельства. Во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга город перекрывался, порты были закрыты, логистика парализована. Мы рекомендовали своим клиентам не направлять товары в город в течение всего срока празднования.
- Сколько у вас работает человек?
- Около 60. Это менеджеры, которые продают услуги, работают с клиентами, ведут проекты. Дальше идет производство - от проектирования до конечной реализации логистических услуг.И третья составляющая - управленческий блок: бухгалтерия, юридические службы. Наш годовой оборот - свыше $10 млн. За последний год он вырос почти вдвое. Людям все больше нужен именно комплекс логистики. Наши клиенты сегодня - компании различных форм собственности, как российские, так и зарубежные (70%), небольшие фирмы и крупные международные концерны, представляющие практически все отрасли экономики. Среди них торговая сеть OBI, ОАО "Большевик", компания "УРСА Евразия" и другие. Российский рынок логистики растет в два раза быстрее, чем, например, в Евросоюзе: 6-7% против 3-4%. Рост сегмента комплексной логистики достигает почти 30% в год, это обусловлено исходно низким уровнем развития подобного вида услуг.
***
"ФИРМА МОЖЕТ САМА ПРИВЛЕКАТЬ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОДРЯДЧИКОВ С РАЗНЫМИ ПОДХОДАМИ, МЕНТАЛИТЕТОМ, УПРАВЛЕНЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ. ТОГДА ПРИДЕТСЯ СОГЛАСОВЫВАТЬ ТАРИФЫ, ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, А ГЛАВНОЕ - КОНТРОЛИРОВАТЬ РАБОТУ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ"