Государство может поддерживать развитие логистики через законодательство и инфраструктуру. Но государство не будет делать ничего из того, что должны делать сами фирмы.
На вопросы редакции отвечает министр экономики и коммуникаций Меэлис Антонен.
Как Министерство экономики и коммуникаций (МЭК) Эстонии определяет понятие логистика?
МЭК не имеет конкретно своего толкования понятия логистики. Например, Административный совет США говорит, что логистика - это процесс планирования, управления и контроля за эффективным движением материальных и связанных с ними информационных потоков от места отправки до места назначения, а также организация складирования для удовлетворения потребностей клиента.
Наши северные соседи финны дополнительно к материальным и информационным потокам добавили еще и денежные потоки.
Термин "логистика" в Эстонии стали применять еще в начале 1990 годов, когда мы начали серьезно говорить об улучшении товарных и информационных потоков и их серьезных разработках.
Совпадает ли с это тем, что говорит ЕС о логистике?
Единого определения логистики в Европе нет. ЕС как институт не должен определять понятие логистики, поскольку этим занимаются соответствующие международные организации.
Логистические фирмы Эстонии и соответствующие союзы не разработали своих определений. Границу определить сложно, поскольку деятельность достаточно универсальная и широкого профиля.
Какова в Эстонии долговременная стратегия развития транспорта и логистики?
У нас имеется программа развития транспорта на период с 1999 по 2006 год. В мае месяце должна быть готова новая программа развития транспортной отрасли на 2004-2010 годы. Она разрабатывается на основании соответствующих исследований, которые уже практически готовы.
ЕС установил в своей программе развития транспорта и логистики как приоритетный перевод автомобильных грузоперевозок на другие виды транспорта. Какие приоритеты у Эстонии?
Здесь надо посмотреть, для чего это делается. В целях защиты окружающей среды и для разгрузки пробок на дорогах Европы. Движение на автомобильных дорогах более опасное, чем при использовании других видов транспорта. В то же время еще остаются неиспользованные ресурсы железнодорожных и морских перевозок.
В Эстонии нагрузка на дороги и частота движения еще далеки от среднего показателя по Европе.
Следует учитывать еще и то, о каком транспорте мы говорим. Если о внутригосударственном, то здесь перейти с автомобильных дорог на железные дороги не так-то просто, поскольку внутренние расстояния маленькие, и это приведет к удорожанию самой перевозки.
Что касается международных перевозок, то мы участвуем в таких проектах, как Motorways of The Baltic Sea и Rail Baltica. Когда последний будет готов, он даст совершенно другие возможности нашим грузоотправителям и грузополучателям.
Сейчас две трети грузов, пересекающих наши границы, поступают железнодорожным и морским транспортом. Это является хорошим показателем.
Каково участие Эстонии в проекте Rail Baltica?
Трасса начинается строиться с середины, т. е. в Европе, и слишком быстрого развития в ближайшее время ждать не стоит.
Так же еще не совсем ясно, где пройдет эта трасса. Выбор следует сделать, исходя из экономической целесообразности. Если принять во внимание все потоки, то чувствую, что чаша весов склоняется к тартускому направлению. В то же время строительство трассы - дорогое удовольствие, и если учитывать расстояние - то в пярну-ском направлении дешевле. Решат эксперты.
Товарообмен с Россией под угрозой, поскольку у порта Мууга нет разрешения на импорт в ЕС продовольственных товаров из третьих стран. Что в связи с этим предпринимает государство?
Россия может предписать, что все товары должны перемещаться через Россию. На самом деле для примера лучше посмотреть на инвесторов Силламяэского порта. Это - россияне. Я не верю, что они инвестируют для того, чтобы потерять деньги, а, видимо, все-таки для того, чтобы привлечь к себе грузопотоки.
Российские инвесторы заинтересованы в перемещении грузов через нас, поскольку у нас, например, более качественные обслуживание и инфраструктура, безопаснее среда.
В будущем Tallinna Sadam, бесспорно, должен быть конкурентоспособен, например, в отношении Силламяэского порта. Если мы не сможем возить грузы через Эстонию из-за того, что кто-то не оформил какое-то разрешение, то наша конкурентоспособность снизится...
Государство может создать законодательную базу и позаботиться об инфраструктуре, но государство не будет делать ничего из того, что должны делать сами фирмы.
Почему в Силламяэ строят? Инвесторы говорят, что российский грузопоток растет. Если пока это, в основном, из России в Европу, то в какой-то момент с повышением уровня жизни в России грузы начнут двигаться и в обратном направлении. Многие инвесторы планируют на десятки лет вперед.
Россия собирается уменьшить долю иностранных портов в перевозках нефтепродуктов и других товаров. Что предпринимает государство для решения этой проблемы?
Россия действительно собирается уменьшить долю иностранных портов в обеспечении экспортных потоков, чтобы обеспечить развитие своих портов. Поэтому мы должны уменьшать свою зависимость от доминирования отдельных групп товаров, например, от транзита нефти. В то же время российские бизнесмены часто предпочитают порты государств Балтии, где качественное обслуживание вызывает больше доверия, меньше проблем с ледовой обстановкой. Мы должны поддерживать достигнутый уровень и развиваться дальше, чтобы, несмотря на предпринимаемые соседом меры в области транспортной политики, обеспечить достаточную нагрузку наших портов.
Российского капитала в транспортном секторе экономики Эстонии сегодня довольно много. Собирается ли государство как-то направлять этот процесс?
Если начать бороться с российским капиталом, это самый простой способ добиться ухода грузопотоков отсюда. Он же выбирает дороги для своих товаров.
Политически мой ответ некорректен, но мы должны сами заботиться, чтобы эстонское государство контролировало инфраструктуру и было способно ее регулировать. Кто оперирует на рынке, английская или российская фирма, -не важно. Важно то, что они притягивают сюда новые грузопотоки. За счет этого жители Эстонии получают работу.
Насколько я понимаю, в бизнесе на национальной политике далеко не уедешь. Конечно, теоретически, мы можем запретить россиянам инвестировать в порты. Но что это будет означать? Инфраструктура создаваться не будет, грузопотоков не будет, рабочие места не появятся. Хотя мы всегда должны знать, с кем имеем дело.
Удастся ли в ЕС максимально использовать географическое положение Эстонии?
Мы уже используем эти возможности. Это не зависит только от Эстонии или от местных предпринимателей, а от складывающегося положения на рынке. Потенциал у нас имеется, важно, чтобы мы сами не наделали глупостей. Например, в прошлом году проблемой было ледокольное обеспечение. Такие мелочи могут помешать реализовать наши возможности. В логистике Финляндия, Латвия и Литва наши прямые конкуренты. Мы сами должны потрудиться, чтобы преуспеть.
Мы должны поддерживать достигнутый уровень и развиваться дальше, чтобы обеспечить достаточную нагрузку наших портов.