Большие стройки

Страны ЕврАзЭС ищут деньги на реализацию совместных проектов

В КОНЦЕ сентября в Санкт-Петербурге состоялись заседания постоянных комиссий ЕврАзЭС по экономической, торговой и таможенной политике, международному сотрудничеству. В центре внимания были решения недавнего форума ЕврАзЭС, который впервые был Целиком посвящен совместной инвестиционной деятельности стран "большой пятерки". Разность экономических потенциалов и инвестиционного климата стран пятерки - России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана - очевидна. Но экономическая целесообразность неуклонно, хотя и со скрипом, заставляет их строить единое торговое и инвестиционное пространство. На интеграционном комитете ЕврАзЭС уже на технологическом уровне обсуждались вопросы параллельной работы энергосистем пяти стран и совместной разработки топливно-энергетического баланса.

Выступления премьер-министров стран ЕврАзЭС на форуме показали, что различия подходов тесно переплетены с нарастающими общими тенденциями. Рамки ЕврАзЭС скорее дополняют и в некоторой степени структурируют, чем определяют усилия государств в поиске деловых партнеров. Глава правительства Республики Беларусь Сергей Сидорский заявил, что в стране принят инвестиционный кодекс, который гарантирует неприкосновенность иностранных инвестиций. Премьер-министр Республики Таджикистан А. Акилов сообщил, что в стране принят закон о концессиях, многие объекты уже переданы в концессионное управление частным компаниям. А глава правительства Республики Казахстан Даниал Ахметов считает, что его страна уже сама может быть инвестором: "В ближайшее время группа казахских бизнесменов и членов правительства будет рассматривать в Таджикистане различные совместные проекты". Западноевропейские и американские инвестиции в Казахстан, кстати, уже оцениваются в миллиард долларов. Макроэкономический фон всех пяти стран весьма схож: основные показатели так и дышат оптимизмом. Снижаются инфляция и ставки рефинансирования, наблюдается увеличение производства товаров и услуг, растут реальные доходы населения. Это почти всегда необходимое, но явно недостаточное условие для интеграции.

Премьер-министр РФ Михаил Фрадков, открывая форум Евразийского экономического сообщества в Москве, сообщил, что в 2003 году иностранные инвестиции в

Россию составили 30 миллиардов долларов, из них около 7 миллиардов приходятся на прямые инвестиции. Правда, почти половина суммы вложена иностранцами в московский бизнес: эта центростремительная тенденция и не думает слабеть. За прошлый год инвестиции России в страны ЕврАзЭС выросли в 6 раз. В белорусские проекты вложено 234 миллиона долларов, в казахстанские - 27 миллионов долларов. А инвестиции в Казахстан за все годы сотрудничества уже превысили 1,5 миллиарда долларов. Цифры пока не впечатляют, но иллюстрируют набирающую обороты тенденцию.

Все сильнее работают, по мнению аналитиков, два мощных фактора. Во-первых, страны добились устойчивого роста ВВП, стабилизации курса национальной валюты. Ведется совершенствование законодательства, финансовой системы, устраняются излишние административные барьеры в сфере бизнеса. Вернее, есть движение в этом направлении и политическая воля его ускорять. Во-вторых, чем выше цены на нефть, тем острее ощущается деловой и властной элитой тупик сырьевого пути развития экономики. Мнение, что природные ресурсы не могут быть залогом успеха, разделяется всеми. Все больший процент этих "всех" осознает, что они только увеличивают риск остаться у разбитого корыта. А стало быть, поиски способов диверсифицировать доходы становятся интенсивнее. "Без перехода к инновационной экономике наши страны не имеют шансов на равноправное участие в мировой экономике", - особо заострил этот момент в своем выступлении Михаил Фрадков.

По оценке Российского национального агентства иностранных инвестиций, зарубежных деловых партнеров России можно разделить на три "лагеря". Два из них хоть и полезны, но с точки зрения масштабного инвестирования не слишком перспективны. Около 60 процентов иностранных инвесторов предпочитают 5 - 12 процентов годового дохода при практически полных гарантиях возврата средств. Эти консерваторы - международные пенсионные фонды, западные страховые компании. 5 процентов инвесторов - "авантюристы", которым подавай рискованные проекты с доходностью свыше 20 процентов. И лишь компании, ориентированные на доходность от 12 до 20 процентов, вкладывают деньги в российские компании. Абсолютно те же тенденции характерны и для других стран ЕврАзЭС.

Иностранцы, безусловно, не отказались бы стричь купоны с инвестиций в сырьевые проекты, но неопределенность, в том числе политическая, довольно велика. Пик мировых цен, судя по всему, пройден. И удачные вложения США, подобные освоению Тенгизского нефтяного месторождения в Казахстане и строительству Каспийского трубопроводного пути, едва ли могут быть легко и просто тиражированы на постсоветском пространстве. К огорчению посла США в России г-на Вершбоу, который признался делегациям стран ЕврАзЭС: "Вложения в энергетические проекты дают беспрецедентную прибыль".

Впрочем, энергетика - понятие необъятное. Сразу же вспоминается другое стратегическое направление инвестиций помимо добычи нефти и инфраструктуры - электроэнергетика. Постоянно говорится о нехватке у государственных компаний инвестиционных ресурсов. Что мешает частным компаниям вкладывать деньги в электроэнергетику? К примеру, известны успешные инвестиционные проекты - такие, как строительство теплосетей в Санкт-Петербурге и подстанции в Ленинградской области. Последний объект потянул на 150-миллионные, в долларах, инвестиции. Так вот, аналитики утверждают, что частному инвестору "и хочется, и колется". Сегодняшние цены недостаточны для покрытия издержек - это главный минус в их глазах. Соблазнить их можно, говорят аналитики, только гарантированием инвестиционных проектов со стороны государства. Гарантирование включает ручательство за кредиты и даже выплату разницы между установленным уровнем тарифов и оптовыми ценами на электроэнергию. По такой схеме проходит строительство ГЭС в Калининградской области, а на просторах ЕврАзЭС - строительство высоковольтной линии электропередач в Казахстане с участием Европейского банка реконструкции и развития. Вложениям в строительство Сангтудинской ГЭС в Таджикистане был сначала дан мощный импульс решениями президентов стран сообщества, бизнес встрепенулся после. Похожий сценарий был и при строительстве Камбаратинской гидроэлектростанции в Кыргызстане.

В числе препятствий на пути инвестиций эксперты называют отсутствие стратегии во многих российских компаниях и неумение доказать их конкурентные преимущества. Как подчеркнул премьер-министр Михаил Фрадков, "надо задействовать инновационные проекты с высокой добавленной стоимостью". Пока на пространстве ЕврАзЭС реализовано 70 совместных проектов. На повестке дня - более семисот. Из них 169 приходятся на Россию. Преобладают инфраструктурные, строительные и энергетические проекты. Есть все: от строительства терминала по погрузке каменного угля (117 миллионов долларов) до организации производства удобрений на основе птичьего помета (2,9 миллиона долларов). Усиленно проталкиваются проекты в сфере лесной и пищевой промышленности.

При анализе общих инвестиционных связей Запада со странами ЕврАзЭС обнадеживает, что Европа видит российский рынок вполне пригодным для долгоиграющих проектов. Это, кстати, серьезный импульс для стран ЕврАзЭС в пользу стратегической ориентации на Россию. США занимают более жесткую позицию. Посол Вершбоу на форуме "Деловой мир" посетовал, со ссылкой на американских инвесторов, на недостаточную защиту интеллектуальной собственности в России и в странах ЕврАзЭС и на закрытость условий лицензирования, что "делает бизнес беззащитным перед коррупцией". Но, как известно, кто отказывается от игры - тот ее проигрывает. Действительно, экономические возможности стран ЕврАзЭС пока мало изучены на Западе. Тем не менее именно на этом форуме было объявлено о начале реализации проекта модернизации российских железных дорог стоимостью 30 миллиардов евро и сроком 15 лет. Под него был создан международный инвестиционный консорциум, в который вошли крупные европейские корпорации и банки. Европейский бизнес, как видим, оказался более восприимчив к вызовам времени и демонстрирует серьезную степень готовности к инвестиционному "броску на Восток".

***

За прошлый год инвестиции России в страны ЕврАзЭС выросли в 6 раз.

В белорусские проекты вложено 234 миллиона долларов, в казахстанские - 27 миллионов долларов. А инвестиции в Казахстан за все годы сотрудничества уже превысили 1,5 миллиарда долларов.

***

Крупнейшие инвестиционные проекты стран ЕврАзЭС

БЕЛАРУСЬ

1. Строительство завода по изготовлению газетной бумаги, г. Минск, 219 млн. долл.

2. Создание цеха переработки пластмасс, г. Лида, 87 млн. долл.

3. Производство картона, г. Минск, 35 млн. долл.

КАЗАХСТАН

1. Освоение месторождений сырьевой базы Гайского ГОК, Актюбинская обл., 135 млн. долл.

2. Строительство железнодорожной ветки "Чарская - Усть-Каменогорск", г. Усть-Каменогорск.

3. Производство медных труб различного диаметра по международным стандартам, г. Караганда.

КЫРГЫЗСТАН

1. Производство и продажа электрической и тепловой энергии, г. Бишкек, 240 - 280 млн. долл.

2. Производство органоминеральных удобрений из промышленных отходов, г. Бишкек, 30 млн. долл.

3. Производство зерна соевых бобов и выработка из него продуктов питания, г. Бишкек, 18 млн. долл.

РОССИЯ

1. Разработка Кимканского и Сутарского месторождений железных руд, г. Биробиджан, 931 млн. долл.

2. Строительство нового канала в поселке Оля Астраханской обл., 394 млн. долл.

3. Производство 50 тыс. автомобилей в год на базе ООО "Елаз" в Республике Татарстан.

4. Производство бумаги, г. Владивосток, 370 млн. долл.

5. Строительство кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга, 147 млн. долл.

ТАДЖИКИСТАН

1. Строительство железнодорожной линии Самарканд - Пенджикент, 197 млн. долл.

2. Использование местного сырья для обеспечения республики стекольной продукцией, Согдийская обл., 25 млн. долл.

3. Разработка Целестинового месторождения Чалташ - Даудыр, г. Душанбе, 10 млн. долл.

Графические материалы:

Экономика ЕврАзЭС в январе-августе 2004 года

Материал доступен в бумажной версии издания

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости