Письмо Управления Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве от 27.08.04 N 24-14/55637
Окончание. Начало в предыдущих номерах
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 26.05.2004 N23-3-10/15-1711 (доведено до ИМНС письмом от 10.06.2004 N 24-14/39089) по вопросу возмещения Международному Комитету Красного Креста (МККК) налога на добавленную стоимость сообщило, что в случае, если Правительством Российской Федерации будет принято решение о возмещении сумм уплаченного международными организациями налога на добавленную стоимость, для возмещения сумм данного налога МККК следует обращаться в налоговый орган по месту своего учета.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 07.06.2004 N 03-1-08/1326/16 (доведено до ИМНС письмом от 16.06.2004 N 24-14/39089) о порядке исчисления налога на добавленную стоимость в рамках международного договора, сообщило следующее.
Согласно пункту 2 статьи 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным Комитетом Красного Креста (МККК) о статусе МККК и его Делегации (Представительства) на территории Российской Федерации от 24 июня 1992 года МККК освобождается от всех косвенных налогов на закупку больших партий товаров, предназначенных для использования в служебных целях, и на закупку товаров, предназначенных для программ МККК по оказанию помощи в Российской Федерации или в другом государстве.
Учитывая изложенное, в рамках применения статьи 8 Соглашения от налогообложения и уплаты НДС освобождаются товары (работы, услуги), реализуемые непосредственно самим МККК. При этом приобретенные МККК у поставщиков товары (работы, услуги) оплачиваются с НДС.
Возврат сумм НДС, уплаченных международными организациями при приобретении ими на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), законодательством о налогах и сборах не предусмотрен.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 20.01.2004 N 03-3-06/130/32-В230 (доведено до ИМНС письмом от 2002.2004 N 24-14/ 10742) по вопросу налогообложения НДС при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, разъяснило, что налогоплательщики, реализующие топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации иностранных воздушных судов, могут реализовать свое право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при представлении в налоговые органы всех документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 Кодекса и удовлетворяющих вышеуказанным требованиям.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 07.04.2004 N 03-2-08/914/12 (доведено до ИМНС письмом от 19.04.2004 N 24-14/26548) разъяснило, что при реализации продовольственных товаров, в перечень которых включены овощи (включая картофель), налогообложение НДС производится по ставке 10 процентов.
В Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 овощи классифицируются в подклассе 97 3000 "Клубнеплодные, овощные, бахчевые, культуры и продукция закрытого грунта", в то время как такие виды продукции, как корнеплоды свеклы сахарной фабричной (код 97 2311) и корнеплоды свеклы сахарной маточной (код 97 2321) относятся к иному подклассу 97 2000 "Технические культуры".
Учитывая изложенное, при реализации корнеплодов свеклы сахарной (код 97 2311 и 97 2321 в соответствии с Общероссийским классификатором продукции) налогообложение производится с применением налоговой ставки 20 процентов. С 1 января 2004 года в связи с вступлением в действие Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также признание утратившими некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" налогообложение корнеплодов свеклы сахарной (код 972311 и 97 2321 в Общероссийском классификаторе продукции) производится по налоговой ставке 18 процентов.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 20.04.2004 N 01-2-03/555 (доведено до ИМНС письмом от 11.05.2004 N 24-14/31457) разъяснило, что услуги по доставке собственным транспортом товаров, реализация которых подлежит налогообложению по ставке 10 процентов, подлежат налогообложению по поставке 18 процентов в общеустановленном порядке.
В целях применения статьи 168 НК РФ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 15.05.2004 N 03-1-08/1517/26-0664 разъяснило порядок ведения книги продаж при оказании услуг непосредственно населению.
Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 59н "Об утверждении бланков строгой отчетности" утверждены в качестве документов строгой отчетности формы бланков для использования в учреждениях Сбербанка России при приеме денежной наличности от физических лиц: квитанция (форма N 31); бланк платежного документа (форма N ПД-4р).
Организации, оказывающие услуги охраны непосредственно населению, осуществляющему расчеты за данные услуги посредством перечисления денежных средств через отделения Сбербанка России, ведут книгу продаж на основании показателей квитанций установленной формы (разработанной Сбербанком России и утвержденной Минфином России в качестве документов строгой отчетности), выданных указанными организациями физическим лицам, в хронологическом порядке в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения в соответствии со статьей 167 Кодекса.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 31.03.2004 N 03-1-08/878/16 о порядке выставления счетов-фактур сообщило следующее.
Днем оказания услуг признается дата подписания исполнителем и заказчиком акта об оказании услуг. Следовательно, не позднее 5 дней с даты подписания акта об оказании услуг организация обязана выписать в адрес покупателя счет-фактуру и до даты подачи налоговой декларации по НДС (т. е. до 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом) зарегистрировать данный счет-фактуру в книге продаж за истекший налоговый период.
Что касается регистрации счетов-фактур в книге покупок, то следует учитывать, что согласно пункту 8 Правил счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты (в том числе за наличный расчет) и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Учитывая изложенное, для регистрации полученных от покупателей счетов-фактур в книге покупок в целях определения суммы налога, предъявляемой к вычету за истекший налоговый период, необходимо единовременное выполнение следующих условий: фактической оплаты, принятия к учету, использования в операциях, признаваемых объектом налогообложения, а также наличия соответствующих расчетных и первичных документов.
В целях применения статьи 169 НК РФ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 27.01.2004 N ОС-6-03/86 (доведено до ИМНС письмом от 13.02.2004 N 24-14/9006) разъяснило особенности ведения книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость в связи с изменением ставки налога на добавленную стоимость с 1 января 2004 года.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 26.02.2004 N 03-1-08/536/18 о правомерности принятия к вычету налога на добавленную стоимость разъяснило следующее.
Неуказание или неполное указание в соответствующих строках счета-фактуры требуемых сведений, в частности, наименование и адрес налогоплательщика, покупателя, грузоотправителя, грузополучателя, является нарушением порядка заполнения счета-фактуры.
На основании пункта 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, в счета-фактуры могут быть внесены исправления, которые должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Регистрация в книге покупок счетов-фактур с внесенными в них исправлениями производится в том налоговом периоде, в котором счета-фактуры с указанными исправлениями получены.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 11.06.2004 N 03-1-08/1374/16 (доведено до ИМНС письмом от 24.06.2004 N 24-14/41894) разъяснило порядок вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2004 N 84 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 (далее - Указ), акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Согласно пункту 2 Указа официальным опубликованием актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2004 N 84 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" было опубликовано 23 февраля 2004 года в Собрании законодательства Российской Федерации N 8.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 26.02.2004 N 03-1-08/525/18 по вопросу оформления счетов-фактур разъяснило, что счета-фактуры, заполненные комбинированным (компьютерным и ручным) способом, составленные с соблюдением указанных требований, могут быть признаны соответствующими требованиям налогового законодательства.
В целях применения статей 171-172 НК РФ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 29.06.2004 N03-3-06/1461/31 по вопросу принятия к вычету сумм НДС, уплаченных с сумм авансовых платежей, полученных в счет предстоящих экспортных поставок товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, сообщило следующее.
При представлении в налоговый орган документов, предусмотренных статей 165 Кодекса, в срок, установленный статьей 165 Кодекса, одновременно с налоговой декларацией за тот налоговый период, в котором собран полный пакет указанных документов, налогоплательщик при подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов вправе предъявить к вычету сумму НДС, исчисленную и уплаченную с указанных авансовых платежей.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 29.06.2004 N 03-2-06/1/1420/22 (доведено до ИМНС письмом от 14.07.2004 N 24-14/46279) о порядке применения налога на добавленную стоимость при приобретении лизингодателем имущества с целью последующей передачи его по договору лизинга, разъяснило следующее.
Вне зависимости от того, на каком балансе (лизингодателя либо лизингополучателя) будет учитываться предмет лизинга, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные лизингодателем поставщику предмета лизинга, подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором лизингодателем соблюдены предусмотренные Кодексом условия для применения налоговых вычетов.
Вместе с тем, услуги лизингодателя по предоставлению ранее приобретенного имущества, являющегося предметом лизинга, лизингополучателю за определенную плату и на определенных договором лизинга условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода права собственности на указанный предмет лизинга, признаются объектом налогообложения НДС.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 03.06.2004 N 03-1-08/1297/12 (доведено до ИМНС письмом от 16.06.2004 N 24-14/39948) в связи с изданием Федерального закона от 05.05.2004 N 16-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", сообщает следующее.
Статьей 1 Закона внесены изменения в статью 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, суммы НДС, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенные для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.
При переходе с уплаты единого сельскохозяйственного налога на общий режим налогообложения суммы налога, предъявленные налогоплательщикам единого сельскохозяйственного налога по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на общий режим налогообложения, при исчислении НДС вычету не подлежат.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 24.03.2004 N 03-1-08/790/18 (доведено до ИМНС письмом от 19.04.2004 N 24-14/26559) разъяснило порядок исчисления НДС при переходе организации с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения.
В связи с тем, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, суммы налога, принятые налогоплательщиком до перехода его на упрощенную систему налогообложения к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 Кодекса по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению у налогоплательщика налога на добавленную стоимость в последнем налоговом периоде перед переходом на упрощенную систему налогообложения.
Изложенная позиция нашла отражение в Приказе МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25, зарегистрированном Минюстом России 25.01.2002 рег. N3187 (с учетом изменений и дополнений), согласно которому в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по строке 430 показывается подлежащая восстановлению сумма налога по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым в данном налоговом периоде организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, обоснованно включенная в предыдущем налоговом периоде в вычете по соответствующей строке декларации. При этом сообщаем о том, что Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.11.2003 N БГ-3-03/644 утверждена новая форма декларации по налогу на добавленную стоимость. Поэтому, начиная с налогового периода за январь (I квартал) 2004 г. вышеуказанные суммы налога следует отражать по строке 370 декларации.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 31.03.2004 N 03-1-08/876/15 (доведено до ИМНС письмом от 19.04.2004 N 24-14/26553) по вопросу восстановления и уплаты в бюджет НДС, разъяснило следующее.
Если выбытие имущества, ранее приобретенного для производственной деятельности, связано с осуществлением операций, не признаваемых объектом налогообложения либо с осуществления операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), то суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету, подлежат восстановлению. При выбытии недоамортизированного имущества, сумма налога подлежит восстановлению в части, приходящейся на остаточную стоимость передаваемого имущества.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 12.05.2004 N03-1-08/1179/16 по вопросу применения налоговых вычетов при реорганизации юридического лица в форме присоединения, разъяснило следующее.
В случае выявления у дочернего общества неуплаты сумм налога, возникшей до момента присоединения к правопреемнику, ответственность по уплате дочерним обществом указанных сумм налога, включая пени, возлагается на правопреемника.
Сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная дочерним обществом, по переданной 000 стоимости работ по строительству объекта, оплаченной подрядным организациям до момента постановки на учет объекта основных средств, к вычету у 000 не принимается.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 23.04.2004 N 03-2-06/1/1054/22 (доведено до ИМНС письмом то 11.05.2004 N 24-14/31422) разъяснило порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при оказании банком услуг финансирования под уступку денежного требования.
Если в основе договора под уступку денежного требования лежат операции по реализации товаров (работ, услуг) облагаемые налогом на добавленную стоимость, то суммы налога, уплаченные поставщиком этих товаров (работ, услуг), финансовому агенту, подлежат вычету в общеустановленном порядке.
В случае, если в основе договора финансирования под уступку денежного требования лежат операции по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость, то суммы налога, уплаченные финансовому агенту в составе его вознаграждения, не подлежат вычету, а на основании пункта 2 статьи 170 Кодекса учитываются в стоимости услуг.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 13.04.2004 N 03-2-06/1/994/22 по вопросу применения налоговых вычетов по НДС в случае замены обязательства по оплате товара поставщику заемным обязательством, разъяснило следующее.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщику товаров (работ, услуг), подлежат вычету при соблюдении установленных Кодексом условий в том налоговом периоде, в котором покупателем перечислены денежные средства в соответствии с договором купли-продажи.
При новировании (по соглашению сторон) долга, возникшего при осуществлении операций купли-продажи товаров (работ, услуг) в заем, право на вычет сумм налога на добавленную стоимость у покупателя этих товаров (работ, услуг) возникает по мере исполнения обязательств по договору займа.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 13.04.2004 N 03-1-08/988/15 по вопросу применения налоговых вычетов при приобретении товаров за наличный расчет сообщило.
Статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении наличных денежных расчетов применять контрольно-кассовую технику.
Таким образом, у организации-покупателя при отсутствии кассового чека, с выделенной суммой налога, не возникает права на налоговый вычет суммы НДС, по приобретенным товарам (работам, услугам).
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 09.01.2004 N 03-1-08/0031/18-А416 по вопросу применения налоговых вычетов по НДС сообщило следующее.
Для осуществления вычета сумм налога, предъявленных налогоплательщику контрагентами по товарам (работам, услугам), должны быть соблюдены все необходимые условия: товары (работы, услуги) оплачены, приняты к учету, имеется счет-фактура с выделенной суммой НДС. При этом, Кодекс не ставит в зависимость право покупателя товаров (работ, услуг) на принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных им поставщикам товаров (работ, услуг), от очередности выполнения вышеуказанных условий.
Таким образом, право на вычет уплаченной суммы налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика не ранее того налогового периода, в котором все вышеуказанные условия выполнены.
Заполнение книги покупок осуществляется путем регистрации полученных от продавцов счетов-фактур в хронологическом порядке (не ранее налогового периода, в котором покупатель получил счет-фактуру) при условии оприходования и оплаты приобретенных товаров (работ, услуг).
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 06.04.2004 N 03-1-08/927/16 (доведено до ИМНС письмом от 22.04.2004 N 24-14/27973) разъяснило, что суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал, к вычету не принимаются, поскольку целью приобретения имущества, вносимого в уставный капитал, является формирование уставного капитала, а не использование указанного имущества для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения или для перепродажи.
Заместитель руководителя УМНС России по г. Москве - советник налоговой службы РФ I ранга Л.Я. Сосихина