"Белый аист летит, над белесым Полесьем летит. Белорусский мотив - в песне вереска, в песне ракит...", "Молодость моя, Белоруссия. Песни партизан, сосны да туман..."
Эти проникновенные слова замечательной песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, исполненной белорусскими "Песнярами", лучше всего отражают душу народа.
Она о любви и преданности своей земле, Родине, о преемственности ее героических традиций, трудовом и ратном подвиге белорусского народа, духовном богатстве и совершенствовании личности.
Народу-труженику повезло - он сохранил все свои лучшие черты, не впал в "дурман" беспробудной демократии и дележа того, что нажито отцами и дедами. Ему повезло с руководителем - президентом Александром Лукашенко, что бы там ни говорили иные демагоги.
Лучше всего это видно на примере Белорусской железной дороги. Об этом - материалы специально подготовленной полосы. Интервью газете дал начальник Белорусской железной дороги Владимир ЖЕРЕЛО.
- Владимир Ильич, Беларусь часто называют страной транзита. В нынешнем году западные соседи из Прибалтики и Польша вступили в Евросоюз. Как это политическое решение сказалось на экономике республики, грузовых и пассажирских перевозках?
- Знаете, мы уже давно привыкли опираться исключительно на трудолюбие, ум и талант собственного народа. А труженики республики, к счастью, не разбалованы демократиями и вседозволенностью. Рыночная борьба, условия жесткой конкуренции, а приближение Евросоюза вплотную к нашим границам еще более ужесточает экономическое соперничество, заставляют нас работать лучше. К счастью, у нас есть крепкая государственная власть, президент Александр Лукашенко, который пользуется непререкаемым авторитетом у народа. К тому же наша республика занимает выгодное географическое положение, являясь своеобразным мостом между Россией и Западной Европой. За последние годы Белорусская магистраль смогла занять достойное место в системе международной экономической интеграции.
Об этом говорят итоги прошлого года. К примеру, показатель по перевозке грузов выполнен на 112,9 процента, что на 5,4 пункта выше задания правительства.
За восемь месяцев текущего года перевезено 72,3 миллиона тонн грузов, что на 5,5 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Весьма показательным является тот факт, что мы стали больше грузить в собственной республике. Это говорит о том, что экономика эффективно действует. Вопреки некоторым прогнозам государственное регулирование в сочетании с инструментами рынка, если поставлен надежный заслон коррупции и злоупотреблениям, приносит очень хорошие результаты.
Надо отметить и другое. Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), а его подписали все вышеперечисленные государства, никто не отменял. Новые члены Евросоюза по-прежнему в нем состоят.
Та же накладная СМГС признана таможенной декларацией. А при перевозке грузов не входящих в ЕС стран по территории Литовской Республики применяется действующий упрощенный порядок транзитных таможенных процедур, в том числе тех грузов, которые следуют через Клайпедский порт. Если же грузы следуют из стран, не входящих в ЕС, через Литву в страны ЕС или в обратном направлении, декларирование осуществляется при помощи новой компьютеризированной системы по принципу - одна декларация на поезд.
- Каким образом введение российского Прейскуранта 10-01 повлияло на формирование сквозного транзитного трафика?
- В области тарифной политики у нас одно правило: создавать для клиентов такие условия, чтобы он от нас не уходил к соседям или в другие виды транспорта. Сейчас около 90 процентов всех транзитных грузов по территории республики перевозится по фиксированным тарифным ставкам. На самом высоком государственном уровне следят за тем, чтобы не упала конкурентоспособность и привлекательность транзита по Беларуси на внешних рынках.
На долю международного грузового транзита перевозок приходится более трети общего объема перевозок. Белорусская магистраль всегда работала в условиях жесткой конкурентной борьбы за транзит с железными дорогами Украины, стран Балтии, предприятиями автомобильного транспорта, в том числе за ввоз и вывоз.
Главные маршруты идут в основном из регионов России, Казахстана и Украины в балтийские порты Клайпеда, Вентспилс, а также Калининград. По итогам 2003 года удельный вес российских грузов в общем объеме транзита составил 76 процентов, в вывозе - 16 процентов и во ввозе - 68.
Понятно, без взаимопонимания и добрососедства с нашим главным партнером, Российскими железными дорогами, здесь не обойтись. В 2002 году было подписано Межправительственное соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Документ де-юре закрепил тот факт, что созданы равные условия в области ценовой политики. С 1 июля 2002 года Белорусской железной дорогой введен в действие внутрироссийский тариф на экспортно-импортные перевозки грузов.
Эта мера позволила снизить стоимость перевозки на 10 - 40 процентов в зависимости от видов грузов и дальности перевозок. Мы научились договариваться, чтобы не упускать клиента, создаем для него максимально приемлемые условия.
- Насколько четко налажено взаимодействие между пограничными и таможенными органами республики? Нет ли попыток перетягивания одеяла на себя?
- "Одеяло", как вы сказали, у нас общее. Мы работаем в интересах клиента и государства. В нашей республике уже несколько лет осуществляется эксперимент по применению упрощенного порядка таможенного оформления и контроля транзитных грузов, утвержденного постановлением Совмина. По нему транзитные грузы могут задерживаться только в определенных случаях. Упрощенный порядок полностью себя оправдал. С начала его применения в 2001 году объемы транзита по этим направлениям по отношению к 2000 году увеличились почти в два раза, а в 2003 году по отношению к 2000 году - более чем в пять раз. В настоящее время ГТК Республики Беларусь введен нормативный правовой акт, предусматривающий введение упрощенного порядка на постоянной основе.
К сожалению, действие вышеуказанного порядка распространяется только на 10 процентов перевозок транзитных грузов. К тому же таможенными органами не всегда соблюдаются сроки проведения таможенных операций, установленные законодательством.
Важное место в вопросах упрощения таможенных процедур занимает сотрудничество с Российской Федерацией. В свое время был разработан и подписан протокол об упрощенном порядке таможенного оформления транзитных товаров, которые идут из России.
Для сокращения времени нахождения вагонов и контейнеров на передаточных станциях белорусскими железнодорожниками и таможенным ведомством разработано положение о совместной поддержке транзитных железнодорожных перевозок организованными поездами.
Благодаря этому на Брестском железнодорожном узле удалось сократить время нахождения организованных поездов в среднем на два часа.
В настоящее время благодаря шагам, предпринятым железнодорожными администрациями России, Беларуси и других стран, активизировалась работа по разработке конвенции Европейской экономической комиссии ООН о процедуре международного таможенного транзита при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Необходимы более четкая координация работы всех служб, взаимодействие и взаимопонимание железнодорожников, пограничников и таможенников, других контрольных органов, совершенствование нормативных и правовых актов в области осуществления транзитных перевозок.
Сегодня у всех перечисленных ведомств задача стоит одна - добиться максимального привлечения транзитного грузопотока через территорию республики.
- Каждый из нас хотя бы раз в год становится пассажиром поезда, и, естественно, тема развития пассажирских перевозок интересна не только специалистам-железнодорожникам, но и всем, кто пользуется услугами этого вида транспорта. Как сегодня развивается пассажирское хозяйство дороги?
- Пассажирские перевозки приносят дороге пятую часть доходов. Но если международные рейсы рентабельны, то местные перевозки окупаются всего на
39 процентов. Простой, казалось бы, путь сокращения убытков в такой ситуации - повысить цены на билеты. Однако мы принимаем все меры, чтобы не делать этого, и в нынешнем году ни разу не повышали цены. Кстати, именно твердые цены на билеты помогли нам увеличить пассажирооборот почти на четыре процента и успешно конкурировать с другими видами транспорта. Гибкая тарифная политика, максимальный учет предложений населения, строгое соблюдение расписания движения пригородных и местных поездов и есть наши основные козыри в жесткой конкурентной борьбе.
На магистрали разработана и действует программа развития транзитных перевозок до 2005 года. Не так давно мы включили в нее самый дальний скорый поезд N 64/63 Минск - Иркутск с прицепными вагонами Брест - Иркутск, Гомель - Иркутск, Могилев - Иркутск. За четыре года он зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Но это не единственное нововведение. В нынешнем году маршрут поезда Брест -Свердловск продлен до Новосибирска. Курсируют пассажирские поезда Минск - Евпатория, Минск - Феодосия. Регулярными стали рейсы на линии Минск -Мурманск.
Стремимся совершенствовать не только международные пассажирские перевозки. В составах поездов местного сообщения ведется планомерная замена вагонов на межобластные, прошедшие модернизацию. В них улучшен интерьер, установлены мягкие сиденья, холодильное оборудование, видеосистемы. Программа капитально-восстановительных работ реализуется на Минском и Гомельском вагоноремонтных заводах. За пять последних лет обновили 109 вагонов, приобрели 60 новых плацкартных и купейных.
Немало внимания на магистрали уделяется повышению уровня пассажирского сервиса на вокзалах. В рамках выполнения поручений президента и правительства в Беларуси ведутся реконструкция и модернизация вокзалов Могилев, Калинковичи, Оранчицы, Полоцк, Гомель-пассажирский. Новые комплексы введены на вокзалах Орша и Жлобин. Сданы в эксплуатацию пешеходные мосты на станциях Осиповичи и Гомель. Комплексный подход к реконструкции, применение новых технологий и оборудования, современных отделочных материалов повышают эстетическую привлекательность и комфортабельность вокзалов.
Словом, белорусские железнодорожники используют все возможности для того, чтобы завоевать пассажира. Конечно, многое еще предстоит сделать. К примеру, поставлена задача увеличить скорость движения пассажирских поездов до 160 километров в час на участке Брест - Красное (Россия), необходимы дальнейшее обновление парка вагонов, внедрение новых технологий.
- У вас действует государственная программа информатизации республики "Электронная Беларусь", которая позволит вывести продукты белорусских разработчиков информационных технологий на уровень мировых стандартов. Что делается для информатизации железнодорожных перевозок?
- Лично мне очень импонирует то, что президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев делает ставку на российских производителей. Если свои ученые, инженеры дают хороший продукт, зачем покупать на стороне? Мы придерживаемся такой же стратегии. Так, модернизировали центральный вычислительный комплекс.
Ввели в эксплуатацию первую очередь информационно-аналитической системы поддержки управляющих решений при грузовых перевозках. Перспективным направлением считаем внедрение электронного документооборота (в первую очередь в обеспечении управления), применение электронной подписи. Начат и продолжается крупномасштабный проект по применению технологии автоматической идентификации подвижного состава. Решаем и другие проблемы. Главное -опираемся на собственные силы, а также используем опыт российских коллег.
Минск.