Россия стоит на коленях перед нефтяными баронами Капиталистическое отечество в опасности: каждое лето в стране катастрофически растут цены на бензин. Неважно, кто президент, кто премьер, какие задачи ставят в Кремле, какие утверждают программы, какие законы принимает Дума - важно, что каждый отпускной сезон отмечен для владельцев машин мрачными новостями с автозаправок.
Дикая вольница
Этот год, несмотря на изобилие нефти, рост ВВП, испуг олигархов, свою в доску Думу - словом, несмотря на всю нашу "сильную власть" , - не стал исключением. С января цены на бензин выросли почти на 30 процентов. В Москве литр хорошего топлива подбирается к 15 рублям. Кое-где и того больше: в Салехарде 95-й продается уже по 17 рублей за литр, в Бурятии - 15,50, в Якутии - 15 рублей 45 копеек.
Люди невысокого достатка (а таких в России добрых две трети населения) боятся сесть за руль - слишком дорогое удовольствие. В ряде регионов отмечено снижение спроса на бензин - верный признак того, что теперь-то уж цены точно тормознутся. Иначе у нас не бывает. Задираем, пока потребитель не крякнет. Топливо будет стоить столько, сколько мы за него в состоянии заплатить.
Во всем мире бензиновые цены регулируются государством. Джордж Буш, конечно, не диктует американским АЗС, но там чиновники строго следят, чтобы ни один субъект рынка не смог захватить рынок и просто так, из спекулятивных соображений, взгреть свои расценки. На баклажаны и панамки от солнца - сколько хочешь повышай и сиди, жди, пока купят, а с топливом будь аккуратен, потому что от него зависят все остальные цены и состояние экономики в целом.
Наша страна на фоне такого "управляемого либерализма" выглядит дикой степной вольницей. 70 процентов топливного рынка поделили между собой несколько крупнейших компаний - ЮКОС, ЛУКОЙЛ, Сургутнефть, Сибнефть, ТНК. Территориальные сферы влияния распределены - в каждом регионе якобы "конкурируют" две-три компании, которым ничего не стоит между собой устно договориться. В одно прекрасное утро потребитель с удивлением обнаруживает, что все АЗС как по команде подняли цены до одного уровня. Почему? Потому что возрос спрос. Лето, все куда-то едут, уборочная страда, разгар строительных и дорожных работ. Как тут не воспользоваться моментом и не погреть руки?
Это как с ценами на фрукты накануне Нового года - вечером 31 декабря они достигают своего максимума, чтобы любители свеженького могли как следует раскошелиться. Разница только в том, что без персиков в новогоднюю ночь можно обойтись, а без бензина во время уборки зерновых - никак.
И пусть Владимир Владимирович ведет нас к победе ВВП, а Греф ломает голову над тем, как ему по минимуму посчитать бурлящую инфляцию. Нефтяные монополии лучше всех знают, как надо управлять государством. У них свои люди в Кремле, Госдуме, свои губернаторы, свои суды, прокуроры, эксперты и законы. Можно судиться с Путиным, Фрадковым, Кофи Аннаном, а к этим серьезным людям не подступиться - за десять лет антимонопольному ведомству лишь трижды удалось доказать в суде сговор бензиновых королей.
Впрочем, наши антимонополисты, мягко говоря, не очень-то и старались. Зачем рисковать, бодаясь с сильными мира сего? Спокойнее и сытнее жить с олигархами в трогательном согласии. "Бороться с нефтяниками нам было небезопасно" , - признает в "Российской газете" новый руководитель антимонопольной службы Игорь Артемьев.
Риск действительно есть: начинаешь выяснять, из какого места растут цены, - поневоле приходится докапываться до того, кто владелец той или иной компании. А это в России страшная тайна за семью печатями. Вроде много субъектов на рынке, а кто за ними стоит, кто дергает ценовые ниточки - неизвестно. Порой кажется: конкурируют две компании, а посмотришь ближе - битва нанайских мальчиков, потому что хозяева у них одни и те же.
Артемьев обещает "выявлять реальных собственников". На этот счет есть большие опасения - владельцы заводов, газет, пароходов в нашей стране страшно не любят светиться. Хрестоматийный пример: когда у супербассейна "Трансвааль" съехала крыша, власти почти месяц не могли отыскать собственников этого уникального заведения.
С чего бы такая скромность? Наверное, оттого, что вопрос - "Кто владелец?" - неизбежно смыкается с другим, менее приятным: "С кого спрашивать (за уклонение от налогов, вздутые цены и пр.)?" Раскрытие частной финансовой жизни порой обходится чрезвычайно дорого, достаточно вспомнить трагический пример Пола Хлебникова.
Чудеса еще встречаются
15 рублей за литр - это значит, что цены на топливо у нас сравнялись с американскими. С той разницей, что в США минимальная оплата 6 долларов в час, а у нас - в неделю.
В стоимости американского бензина "сидит" высокооплачиваемый труд местных пролетариев: от 4 тысяч долларов в месяц и выше. В наших ценах "сидит" дикий спекулятивный навар нефтяных монополистов. Зарплату они назначают российскую, а цены с потребителей дерут как в США. При этом следуют высокоумные ссылки на "мировую конъюнктуру". Странная, однако, конъюнктура, которая несказанно обогащает одних и раздевает всех остальных.
Для нефтяных магнатов внутренние и внешние цены на сырье - две ставки в одной азартной игре. Как только начинают расти внешние цены - нефть гонят за рубеж, создавая дефицит на внутреннем рынке. В этом году добыча нефти в России увеличилась на 10 процентов, а экспорт - на 22 процента! Более 120 миллионов тонн наши компании переправили за границу. Одновременно загрузка российских нефтеперерабатывающих заводов сократилась на 6 процентов.
Получается, наши заводы простаивают из-за нехватки сырья, а сырая нефть тем временем отгружается в дальнее зарубежье. В Ставрополье запасов топлива - на три дня, уборка богатого урожая - под угрозой срыва. Объем грузоперевозок, автомобильный парк, промышленное производство в целом - все в России стремительно растет, а бензина производится все меньше. Что за чудеса?
Все просто: олигархи гнут экономику через колено. По их логике, внутренние цены должны соответствовать внешним. Если бензин дорожает в Германии и Америке - пусть дорожает и у нас, иначе в России им торговать "невыгодно". Если завтра мировые цены на нефть резко упадут - потоки переменят направление, и наши нефтеперегонные заводы начнут работать с полной загрузкой.
Особая тема: что на самом деле более выгодно - вывозить сырую нефть или перерабатывать ее и продавать топливо внутри России. Считается, что вывоз сырья - самое милое дело. Однако государство устанавливает солидные таможенные пошлины и изымает немалую часть официального "навара". И все же экспортеры не в убытке: поставки в дальние страны позволяют играть с ценами и оставлять часть выручки на зарубежных валютных счетах. На бумаге барыш невелик, но есть скрытые резервы. Компания может продавать сырье своей зарубежной "дочке" по заниженным, внутрикорпоративным ценам. Отсюда - миллиарды долларов, которые перетекли из нашей экономики в швейцарские банки. С бензином так не получается - здесь все операции сосредоточены в России, и проконтролировать их легче.
Прямая речь
Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель Федеральной антимонопольной службы: "Возможность для коррупции в антимонопольном ведомстве, к сожалению, очень велика. Ведь мы имеем дело с олигархами".
Александр БЛОХИН, эксперт инвестиционной группы "Антанта-Капитал": "Нынешний уровень цен - явление ненормальное. Литр бензина в Москве стоит приблизительно полдоллара, то есть столько же, сколько в Нью-Йорке. И это при огромной разнице в доходах".
Григорий СЕРГИЕНКО, исполнительный директор Российского топливного союза: "У нас установилась специфическая система внутреннего ценообразования на нефть и нефтепродукты. В России нет нефтяной биржи и фьючерсных контрактов, которые позволяли бы оценивать конъюнктуру на рынке и прогнозировать цены. Захотели нефтяники продать часть добытой нефти "чужим" заводам - поставляют, закладывая стоимость добычи и добавляя собственную маржу".