Актуальное интервью

ИНТЕНСИВНЫЙ РОСТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

НЕВОЗМОЖЕН БЕЗ ВНЕШНИХ ИНВЕСТИЦИЙ

В ходе дискуссий о необходимости опережающего роста экономики, модернизации основных производственных фондов, изменений в отраслевой структуре регионального хозяйственного комплекса, ориентации на общегосударственную задачу "удвоения ВВП" вполне закономерно на первый план встают вопросы привлечения инвестиций, в т.ч. иностранных, без которых данные задачи решить невозможно. Для увеличения притока инвестиций необходимо постоянное улучшение инвестиционного климата, стимулирование предпринимательской активности.

Что же представляет собой инвестиционный климат Астраханской области? В каком направлении необходимо двигаться, чтобы в наш край потекли инвестиции, в первую очередь из-за рубежа? На эти и другие вопросы редакция попросила ответить и.о. начальника департамента международной и внешнеэкономической деятельности Астраханской области А.Н. Кабикеева.

- Аскар Николаевич, готовы ли Вы ответить на вопрос: когда прольется инвестиционный дождь над астраханской землей?

- Надо честно самим себе сказать, что в Астраханской области "дождя" не будет, пока мы не поймем, что необходимо персоналиям, компаниям, специализирующимся на вложениях в реальный сектор экономики, т.е. осуществляющим прямые инвестиции. Объективно ситуация складывается на сегодня таким образом, что не стоит ждать гигант-ских объемов внешних инвестиций в ближайшей перспективе. Необходимо просто грамотно вести кропотливую работу, ориентированную на точечном, высокоэффективном вложении средств в отдельные, желательно, конечно, коррелирующие между собой проекты.

В связи с этим логично ответить на простейшие вопросы. Во-первых, куда, в какую отрасль мы хотим привлечь инвестиции? Во-вторых, какова должна быть собственно механика самого процесса работы с инвесторами в нашем астраханском исполнении, определиться с методикой управления инвестиционным продвижением региона. При этом должен быть учтен передовой мировой и российский опыт. К сожалению, у нас зачастую ни того, ни другого не наблюдается.

Я ни в коем случае не настроен заниматься самобичеванием и говорить, что у нас все плохо и успехи как таковые отсутствуют. Они есть, и неплохие.

Например, это достаточно хорошо проработанное инвестиционное законодательство, которое по применяемым методам управления региональной экономикой и регулирования инвестиционных процессов ни в чем не уступает соответствующим нормативным актам ведущих субъектов РФ. Итоговые цифры 2003 года показывают наше лидерство в Южном федеральном округе наряду с Краснодарским краем по объемам иностранных инвестиций на душу населения. В целом ежегодно отмечается рост инвестиций в экономику региона.

Инвестиционное поле Астраханской области позволило привлечь большое количество иностранных компаний. В настоящее время на территории области зарегистрировано свыше 100 коммерческих организаций с иностранными инвестициями, а также более 60 филиалов и представительств иностранных юридических лиц и российских юридических лиц с иностранным участием. Основные сферы их деятельности - экспортно-импортные операции, торговля, транспортно-экспедиторское обслуживание, судостроение и судоремонт, освоение нефтегазовых месторождений, производство строительных материалов.

Среди наиболее успешно действующих предприятий с иностранными инвестициями можно выделить российско-немецкое ЗАО "Минерал-Кнауф" , Астраханский филиал голландской компании "ЭНИ Енерджи Б.В." , являющейся дочерним предприятием итальянского концерна "ЭНИ" , Астраханский филиал иранской судоходной компании "Хазар Шиппинг" , российско-австрийское ООО "Роксел" , российско-казахстанское ООО "Астраханский зерновой терминал" , российско-ирано-турецкое ООО "Тураш".

В основном иностранный капитал присутствует в тех сферах деятельности, которые связаны с использованием ресурсного либо транспортного потенциала области. Это действительно наши сильные стороны. Регион располагает богатыми природными ресурсами, а географическое положение области позволяет развивать внешнеэкономические связи не только с соседями по Каспийскому морю, но и выходить на партнеров из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Данные направления были определены в качестве приоритетных еще в начале становления международных связей Астраханской области и, без сомнения, останутся таковыми и в ближайшей перспективе.

Позитивные тенденции наблюдаются в последние годы в строительном секторе, что обусловило внимание к нашей области ведущих западных машиностроительных компаний, специализирующихся на производстве соответствующего оборудования и техники: "Джей Си Би" , "ГОМАКО" , "Паркер Плант" , "Синнебоген" , "Тиссен Крупп" , "Гроув" и других. Это позволило открыть в Астрахани представительство британской компании "ЛОНМАДИ" , являющейся официальным дистрибьютером вышеназванных фирм. Рассматривается возможность вложения британского капитала непосредственно в строительство жилья на территории Астраханской области.

Намечается серьезный прорыв в энергетическом секторе. Фирма "Трансэлектро" , являющаяся одной из ведущих фирм Венгрии в области электротехнического и энергетического оборудования, будет осуществлять в Астрахани строительство и дальнейшую эксплуатацию новой парогазовой электростанции. Строительным подрядчиком в данном проекте выступит компания "УРБАН" (Турция). С 2003 г. в области открыто представительство австрийской строительной компании "Алоиз Глекель Хольцбау МбХ" , которая выиграла тендер на строительство в Астрахани спортивно-зрелищного комплекса на 7000 зрительских мест. Согласно заключенному договору австрийская компания построит также гостиницу, примыкающую к комплексу, которая будет являться ее собственностью и объектом эксплуатации. Для осуществления работ будут привлечены еще четыре австрийские строительные компании.

Фактически сегодня не обходится ни одной встречи с представителями зарубежных официальных и деловых кругов, на которых мы не поднимали бы вопросов, связанных с привлечением иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

- Но, судя по всему, не все Вас удовлетворяет?

- Сегодняшняя ситуация, амбициозность стоящих задач требует достижения более динамичных темпов развития экономики. Поэтому необходимо объективное осмысление складывающихся тенденций и выявление имеющихся резервов, способных придать намеченным "точкам роста" более интенсивное ускорение.

В этой связи, несомненно, первоочередное внимание привлекает состояние инвестиционного климата в Астраханской области, прежде всего для внешних и особенно иностранных инвестиций. Тем более что жизнь показывает печальную для нас практику. У подавляющего большинства субъектов регионального бизнеса отсутствуют необходимые объемы свободных финансовых ресурсов для реинвестирования их в собственное производство. Да и те средства, которые имеются, в основном вкладываются в быстроокупаемые проекты, зачастую далекие от организации реального производства.

Предельно ясно, что при рассмотрении данного сегмента экономической политики необходимо использовать комплексный подход, так как политика привлечения внешних инвестиций зависит от многих факторов. Но основными, как мне представляется, являются следующие: 1 - наличие привлекательных условий для старта предпринимательской деятельности, определяемых простым, ясным и эффективным законодательством; 2 - выстроенная система государственного управления и поддержки, где роль человеческого фактора сводилась бы к минимуму.

Несмотря на важность наличия продуманного и, главное, реально действующего инвестиционного законодательства, главным препятствием, на наш взгляд, на пути инвестиционного процесса (особенно для внешних внебюджетных инвестиций) является существование огромного числа препон организационно-правового характера.

- Не могли бы Вы пояснить это более конкретно?

- Иностранных инвесторов интересуют в первую очередь не налоговые льготы, а ясные и стабильные правила игры, понятные и предсказуемые административные процедуры.

Опыт нашей работы, изучение этого вопроса в течение значительного периода времени и общение с различными бизнес-структурами, "варящимися" в этом котле, показывает, что процесс получения всех необходимых виз и разрешений в Астраханской области (отвод земли, экологическая экспертиза, разрешение пожарной службы, разработка технических условий для подвода различных коммуникаций и многие другие) для простейшего проекта занимает от 6 месяцев до 1 года и более. Т.е. стартовые "завалы" при организации бизнеса у нас достигли таких масштабов, что зачастую могут поставить крест на любом нормальном проекте. (Это типично, кстати, для всех регионов РФ). В основном это касается прежде всего субъектов сферы материального производства, что в социально-экономическом плане для нас является еще более острой проблемой.

Поэтому и у меня, и у моих коллег по администрации области сформировалось твердое убеждение в том, что основные усилия власти должны быть сконцентрированы на либерализации именно этих согласовательных и разрешительных процедур. Здесь пересекаются многочисленные функции как федеральных, так и областных и муниципальных структур. Как нам представляется, именно здесь краеугольный камень всех проблем, и рецепты борьбы с этой болезнью придуманы уже давно, однако существенных результатов пока достичь не удалось. Одной из приоритетных задач власти, в нашем понимании, должны стать решительные шаги в этом направлении, тем более алгоритм решения видится достаточно ясно.

Должна быть создана "прозрачная" вертикаль, где бы действовали ясные правила игры, не позволяющие чиновникам затягивать процесс. В реальных условиях мы бы могли, например, соответствующим постановлением определить временные рамки прохождения и рассмотрения документов в согласующих инстанциях и при этом рекомендовать то же самое сделать федеральным и муниципальным органам власти. При этом важным элементом действия этой системы мог бы стать административный и общественный контроль.

Конечно, региональная экономика - явление многогранное, и управлять ею необходимо, используя самый широкий набор инструментов. Здесь можно говорить и о формировании программы размещения на территории области производительных сил, создании базы данных свободных инвестиционных площадок, выработке той же концепции формирования благоприятного имиджа региона, т.е. о тех вещах, о которых не любят рассуждать, так как многие склонны решать лишь тактические вопросы. Но глубоко убежден - без либерализации именно в данной сфере интенсивный экономический рост невозможен. Не избавившись от этих атавизмов переходного периода, мы не "вкачаем" в регион новые технологии в управлении и производстве, не обновимся сами.

- Развитие транспортного комплекса региона во многом зависит от реализации масштабных транзитных перевозок по Каспию через астраханский воднотранспортный узел, формирования и развития международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг". Насколько велика, на Ваш взгляд, отдача от работы данного транспортного маршрута?

- Вы правы, Международный транспортный коридор "Север-Юг" стал уже своеобразной визитной карточкой Астраханской области, наглядным подтверждением важного геополитического значения нашего региона. Администрация области прилагает немало усилий к тому, чтобы устранять препоны, замедляющие развитие магистрали "Север-Юг". Так, мы уделили большое внимание созданию благоприятных условий для водителей иранского грузового автотранспорта, посещающих Россию в рамках МТК "Север-Юг". Проводится работа по взаимному снижению стоимости въездных виз министерствами иностранных дел России и Ирана.

Заключены и эффективно работают соглашения Астраханской области с регионами государств, которые являются наиболее важными звеньями МТК "Север-Юг": индийский штат Гуджарат, иранские провинции Хормозган, Гилян, Мазандаран, Гулистан. Они позволили увеличить частоту рейсов судов на участке МТК "Север-Юг" между индийскими и иранскими портами и тем самым несколько снизить ставки фрахта, сократить и упростить процедуры таможенного оформления транзитных грузов в иранских портах, в целом упростить и сделать более эффективным транзит грузов по территории Ирана.

В то же время я хотел бы остановиться на некоторых фактах, над которыми стоит задуматься. В 2003 г., по сравнению с предыдущим годом, в астраханском воднотранспортном узле внешнеторговых грузов было переработано больше на 57,5%. Налоговые поступления от компаний, оказывающих услуги по перевалке грузов (владельцы портовых участков и перевалочных комплексов) увеличились на 70,2%. Что в целом является положительным показателем. Однако если рассмотреть более подробно структуру налоговых поступлений, то картина представляется не столь однозначной. Так, налоги от экспедиторских компаний увеличились всего на 14,3%, в то время как в стоимости транспортных услуг для клиентов доля экспедиторских и судоходных компаний существенно превышает долю портов.

- Чем можно объяснить данную тенденцию?

- Во многом это объясняется тем, что большая доля выручки многих экспедиторских компаний уходит на счета связанных с ними оффшорных фирм. Если подробнее рассмотреть структуру переработки грузов и налоговых поступлений по конкретным портовым участкам, то можно отметить, что при росте переработки наливных грузов (распределительно-перевалочный комплекс "Астраханский" астраханского филиала ООО "ЛУКойл-Нижневолжскнефтепродукт") на 47,5% соответствующие налоговые платежи выросли в 3 раза. В то же время при росте переработки сухих грузов на 59,8% налоговые поступления в совокупности от всех портовых участков сократились на 12,4%.

Это лишь поверхностный анализ, однако и он показывает, что усилия, прилагаемые областными органами власти для увеличения объемов переработки внешнеторговых грузов в астраханском водно-транспортном узле, нивелируются применяемыми компаниями схемами ухода от налогообложения.

- Приведенные Вами факты показывают, что большая работа, проводимая администрацией области по привлечению инвестиций в развитие воднотранспортного узла, может иметь меньший эффект, чем планируется. Что необходимо сделать, чтобы выправить эту ситуацию?

- На мой взгляд, надо более тщательно сделать экономический анализ составляющих МТК "Север-Юг" с целью оптимизации ценовой политики всех хозяйствующих субъектов, обслуживающих транспортный коридор.

Очевидно, назрела необходимость проведения финансово-экономического анализа деятельности всех компаний, работающих в астраханском воднотранспортном узле (портовые участки, стивидорные, экспедиторские, судоходные компании), с целью устранения диспропорций в формировании тарифных ставок для грузоотправителей, которые не позволяют получать средства для инвестирования в развитие портовых участков.

В этой ситуации органам исполнительной власти нужно проводить жесткую политику в отношении компаний, работающих в астраханском водно-транспортном узле, которая, среди прочего, должна быть направлена на усиление налоговой дисциплины и недопущение недобросовестной конкуренции.

Убежден, что в современных условиях только целенаправленные и последовательные действия властных структур могут привести к успеху в сфере развития рынка транспортных грузоперевозок и устранению лазеек для ухода от налогообложения.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости