"Сибирь" дошла до суда

Вчера авиакомпания "Сибирь" добилась в арбитражном суде (АС) Татарстана отмены решения татарстанского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС), прекратившего дело в отношении международного аэропорта "Казань" (МАК). УФАС не нашло в действиях МАК, запретившего "Сибири" выполнять вечерние рейсы на маршруте Казань - Москва, нарушений антимонопольного законодательства. В "Сибири" считают, что аэропорт поставил компанию в "дискриминационные условия" по сравнению с другими участниками рынка. Дальнейшее разбирательство состоится в апелляционной инстанции в Самаре - вчера представители УФАС заявили "Ъ" о намерении обжаловать решение суда.

Вчера АС Татарстана под председательством судьи Зуфара Хамитова удовлетворил исковое заявление авиакомпании "Сибирь", просившей отменить мартовское решение комиссии татарстанского УФАС. Поводом для обращения "Сибири" в УФАС стал разгоревшийся прошлой осенью конфликт между МАК и перевозчиком, после того как аэропорт отказался согласовать дополнительный ежедневный вечерний рейс компании (вылет из Казани в 21.35) на маршруте Казань - Москва. В "Сибири" посчитали, что МАК необоснованно запретил осуществлять вечерние рейсы, "злоупотребив" своим доминирующим положением на рынке, и, таким образом, поставил компанию в "дискриминационные условия" по сравнению с другими участниками рынка. Между тем УФАС в действиях МАК признаков нарушения антимонопольного законодательства не обнаружило и производство по делу прекратило.

Представители АК "Сибирь" считают решение АС РТ своей первой победой в годичном споре с МАК за право выполнять вечерние рейсы. В компании считают, что суд принял справедливое решение, отменив "необъективное" решение УФАС. "Комиссией (УФАС - "Ъ") при рассмотрении дела не было принято во внимание то, что запрашиваемый нами слот сначала был согласован аэропортом "Казань" в соответствии с условиями заключенного договора о наземном обслуживании, а затем вразрез с условиями этого договора запрещен", - сказал "Ъ" директор казанского филиала АК "Сибирь" Дамир Галиев. Юристы компании также отмечают, что решение о запрете вечернего рейса "Сибири" принял совет директоров МАК (аэропорт на 100% принадлежит правительству республики, главой совета директоров является министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов - "Ъ"), что "не относится к его компетенции". МАК отказал "Сибири" в открытии дополнительного рейса на основании "удовлетворенности пассажирского спроса на участке Казань - Москва. Дискриминационные же условия выразились, в частности, в том, что МАК, по мнению АК "Сибирь", действовал в интересах базовой авиакомпании "Татарстан", которая "выполняет ежедневно по пять московских рейсов".

Сейчас из Казани в Москву есть три ежедневных вечерних рейса, которые выполняет авиакомпания "Татарстан". АК "Сибирь" выполняет один ежедневный утренний рейс на Москву, еще два утренних рейса есть у "Татарстана". Стоимость билетов на рейсах местного перевозчика составляет от 1,8 до 4,3 тыс. руб. в эконом-классе и 9 тыс. руб. в бизнес-классе. На рейсах "Сибири" стоимость билетов в эконом-классе составляет от 1,47 до 5,67 тыс. руб., в бизнес-классе - от 10,67 до 15,67 тыс. руб.

В антимонопольном ведомстве "Ъ" сказали, что после получения решения АС РТ обжалуют его в апелляционной инстанции - в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде в Самаре. Как пояснила "Ъ" представитель УФАС Галина Андреева, главным аргументом "Сибири" в споре является подписанный 10 лет назад приказ Федеральной авиационной службы (ликвидирована в 2004 году) №50, согласно которому аэропорт не вправе отказать авиаперевозчику в приеме воздушного судна, выполняющего рейсы по маршрутам, на которые выдана лицензия авиаслужбы. В ходе своего расследования антимонопольщики выяснили, что приказ №50 не зарегистрирован Минюстом, а значит - не имеет никакой правовой силы. "Поскольку никакого регулирующего документа сейчас нет, то хозяйствующие субъекты должны строить свои отношения исключительно на договорной основе", - сказала Галина Андреева. В заключенном между авиакомпанией и аэропортом договоре предусмотрена обязанность перевозчика за 15 дней согласовывать с аэропортом открытие дополнительных рейсов, и в том, что аэропорт не утвердил запрашиваемый "Сибирью" временной интервал, нарушения антимонопольного законодательства нет, считают в УФАС.

В "Сибири" тоже признают наличие проблемы в законодательстве о гражданской авиации. "В ходе этих разбирательств мы хотим добиться, чтобы на рынке авиаперевозок были установлены единые правила игры, четко регламентирующие взаимоотношения всех хозяйствующих субъектов, в том числе авиаперевозчиков и аэропортов", - сказал "Ъ" Дамир Галиев.

Отметим, что сейчас ФАС, по сообщению ее пресс-службы, обсуждает вопрос о возбуждении дела в отношении МАК по заявлению АК "Сибирь". В действиях казанского аэропорта "могут усматриваться признаки нарушения пункта 1 статьи 5 закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части создания препятствий доступу на рынок авиаперевозчику", сообщили в ФАС.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости