Всякая дискуссия об ОСАГО начинается с бурного обсуждения тарифов. Новые доводы и в пользу их снижения, и в пользу увеличения появляются с поистине пугающей регулярностью и на самых разных уровнях. Наиболее щедрой на "весомые аргументы" была и остается Госдума. ОСАГО не повезло изначально - реализация столь грандиозного проекта пришлась на предвыборный год. Но не видать закону покоя от депутатов и поныне, тем более что не за горами следующие выборы. Так, на втором году жизни "автогражданки" из-под перьев депутатов Г. Бооса и И. Габдрахманова вышел законопроект, наделяющий Думу правом регулировать тарифы через соответствующие поправки. Судя по всему, они остались недовольны тем, как это делает правительство. По крайней мере все в том же законопроекте народные избранники предложили сократить базовые ставки вдвое. Идею законодательного регулирования тарифов вскоре поддержал другой представитель нижней палаты парламента - В. Гребенников. Но распорядился бы он такой возможностью иначе - повысил бы базовые ставки на 21.7% для юридических лиц и почти на треть для граждан. Непопулярная мера, но она, несомненно, пришлась бы по душе страховщикам. Впрочем, перспективы обоих законопроектов пока довольно призрачны. Не молчит и страховой бизнес. Не так давно свою убыточность посчитали и, возможно, прослезились компании, входящие в "Урало-Сибирское соглашение". В основу расчета легло соотношение выплат к заработанной нетто-премии (сегодня ее размер установлен на уровне 77% от взноса по ОСАГО). По итогам первого квартала этот показатель в Западной Сибири составил почти 111%, а на Урале - чуть больше 107%. Неприменительно к этим конкретным компаниям хочется отметить: если платить агентам немыслимые комиссионные, то и 200% убытков - еще не предел. Между тем завышение расходов на ведение дела - явление на рынке ОСАГО очень даже распространенное. Но есть примеры и весьма рентабельных "автогражданских" портфелей. Их владельцы вовремя поняли, как управлять ситуацией. Например, ряд столичных компаний в свое время пошли на, казалось бы, дешевый трюк, предложив страхователям за символическую доплату в несколько раз увеличить лимит ответственности. Фокус заключался в том, что подобная оферта делалась только владельцам мощных, а следовательно, дорогих машин, которые по статистике в ДТП попадают реже. Качество портфеля резко улучшилось, и теперь его остается только поддерживать. Со временем в моду вошли и более грубые способы регулирования убыточности. Дело в том, что договор ОСАГО является публичным, а значит, страховщик обязан осчастливить полисом любого, кто к нему обратился. Но осознав, что "автогражданка" - не самое выгодное дело, а в отдельных регионах и вовсе гиблое, некоторые операторы стали стремительно сворачивать свои точки продаж, а если клиент все же добирался до стационарного офиса, ему могли запросто отказать: мол, полисы кончились. Справедливости ради надо заметить, что кроме низкого уровня менеджмента, чем страдает изрядная часть рынка, на рост убыточности "автогражданки" влияют и объективные факторы. Например инфляция. "Если учесть, что тарифы на ОСАГО не корректировались с 2003 г. и "съедены" инфляцией уже на 20- 25%, а стоимость расходов страховщиков на выплаты по страховым случаям и на ведение дел увеличивается вместе с ней, дальнейший рост убыточности в 2005 г. неизбежен", - уверен замдиректора Центра страхования автотранспорта "Росно" С. Абалакин. Пока одни мечтают о повышении тарифов, а другие ратуют за снижение, Минфин стоит над схваткой и играет роль рефери. Его вердикт - 0:0 в пользу дальнейших раздумий. Тезис о том, что базовая ставка тарифа сегодня не нуждается в корректировке, на заседании правительства 7 июля повторил замминистра финансов С. Шаталов. И оставаться верным этот тезис будет еще как минимум месяцев 12. Только через три года с момента запуска "автогражданки" (плюс время на анализ данных) можно будет подвести окончательные итоги первого страхового периода.