RBC daily": Снизить цены на бензин поможет изменение налогообложения нефтяных компаний

По мнению чиновников Минпромэнерго, снизить цены на бензин поможет изменение налогообложения нефтяных компаний. Директор департамента ТЭК Минпромэнерго А. Яновский сообщил журналистам о том, что в ближайшее время российские нефтяные компании ждет ослабление налоговой нагрузки. Так, в сентябре в правительство будет внесено предложение по дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Как рассказал чиновник, новый порядок налогообложения нефтяников будет предусматривать нулевую ставку НДПИ в первые пять лет разработки новых месторождений, а также льготные условия для старых мест добычи углеводородов. Не исключено, что снижению подвергнутся и экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Ведь, по данным Минпромэнерго, высокие сборы на границе не приводят к снижению цен на нефть внутри страны. Все это планируется подать как план борьбы с ростом цен на бензин, хотя к бензину имеет лишь косвенное отношение. Формальным поводом для встречи директора департамента ТЭК Минпромэнерго А.Яновского с журналистами стал рост цен на бензин. Чиновник рассказал, отчего он происходит. Как и ожидалось, во всем виной рост мировых цен на нефть, монополизм нефтяников и низкая степень переработки углеводородов на отечественных НПЗ. Не добавили интриги и цифры статистики - бензин дорожает, но не сильно. По словам заместителя начальника отдела экономики департамента ТЭК Минпромэнерго В. Алексеевой, за 7 месяцев этого года отпускные цены у производителей на бензин выросли всего на 3,1%, на дизельное топливо - на 10%, розничная цена низкооктанового бензина поднялась на 4%, высокооктанового - на 5%, дизельного топлива - на 6,2%, что ниже уровня инфляции за аналогичный период. Такое было разве что в кризисном 1998 г. и тремя годами спустя, когда цены на нефть упали ниже 10 долл. за баррель. Г-н Яновский поставил это в заслугу правительству. Именно оно решилось заморозить акцизы на бензин в следующем году, подготовить законопроект "О конкуренции" и поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие большие (до 4% от оборота) штрафы с тех, кто будет нарушать антимонопольное законодательство на рынке нефтепродуктов. Правда, неясно, как эти еще не вступившие в силу меры смогли уменьшить темпы роста цен на бензин уже сейчас. Но этих мер явно недостаточно, заявил А. Яновский. Тут-то и стало понятно, для чего нужно было созывать пресс-конференцию. Как сообщил г-н Яновский, уже в сентябре в правительство будет внесена согласованная со всеми министерствами концепция дифференциации НДПИ. Чиновник сказал, что, согласно новой методике обложения этим налогом, нефтяники будут освобождены от уплаты НДПИ в течение первых пяти лет разработки нового месторождения, а также получат льготные условия уплаты налога на стадии падающей добычи на месторождении. Не исключено, что в скором времени будет снижен еще один сбор с нефтяников. Чиновник Минпромэнерго рассказал, что, согласно проведенному в его ведомстве анализу, экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты не могут выполнить одну из главных своих задач, а именно не могут снизить цены на нефть и нефтепродукты внутри страны. "Анализ таможенных пошлин, цен на нефтепродукты на внутреннем рынке и объема экспорта показал, что величина таможенных пошлин на цены внутреннего рынка и на объем экспорта влияния не оказывает, то есть пошлины носят чисто фискальный характер", - заметил он, не уточнив, впрочем, каким образом его ведомство предлагает менять существующую практику. Наконец, правительство намерено пересмотреть и схему взимания топливных акцизов. Сейчас величина этого сбора зависит от октанового числа топлива, которое не всегда является показателем его качества. Предполагается, что размер нового акциза будет привязан к качеству бензина, которое определяется в соответствии с недавно разработанным техническим регламентом. В результате поблажку получат нефтяные компании, выпускающие бензин, удовлетворяющий нормам "Евро-3" и "Евро-4". Минпромэнерго не едино в своем порыве снизить налоги на нефтяную отрасль. Выступая на заседании правительства, глава Минэкономразвития Г. Греф также заявлял о необходимости изменять налогообложение нефтяников. "До конца года нужно принять комплексное решение по налогообложению, чтобы не допустить дальнейшей стагнации добычи нефти", - сказал Г. Греф. По его словам, изменение касается как налога на добычу полезных ископаемых, так и экспортной пошлины. А. Яновский вчера также долго расписывал, как плохо живется нефтяникам при нынешних высоких налогах. "Старые месторождения европейской части России, принадлежащие "Татнефти" и "Башнефти", уже выработаны, западносибирские постепенно истощаются, а находящиеся на балансе нефтяников запасы Восточной Сибири и северного шельфа не разрабатываются из-за отсутствия инвестиций. Необходимо стимулировать нефтяников начать их разрабатывать", - подчеркнул он. По-видимому, чиновники, которые еще пару лет назад ратовали за повышение налогов, чтобы "раскулачить" нефтяников, решили замаскировать нынешние инициативы по их снижению и преподнести их как меры по борьбе с ростом цен на бензин. На вопрос о том, как эти изменения повлияют на цены на бензин, А. Яновский отвечать не стал, отметив только, что налоги занимают около 50% в стоимости добываемой в России нефти. По его прогнозу, стоимость топлива продолжит расти вне зависимости от того, что предпримет правительство. До середины осени цены на заправках будут расти на 1-2% месяц, а по итогам года рост цен на бензин не превысит уровня инфляции. Правда, к зиме стоимость топлива пойдет вниз, но причиной тому станет прекращение летней навигации на российских реках, пообещал чиновник.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости