Межкорейское экономическое сотрудничество началось с принятием Республикой Кореей в 1990 г. "Закона об обмене и сотрудничестве между Севером и Югом". В 90-е гг. инициатором экономических отношений между Севером и Югом являлась в основном Республика Корея .
Объем торговых поставок между Северной Кореей (КНДР) и Республикой Корея быстро возрастал до середины 90-х гг., несмотря на периодические вспышки политической и военной напряженности. В 1998 г. торговые связи сократились под влиянием охватившего всю Азию финансового кризиса. В частности объем импортируемых с Севера товаров снизился на 52,2% по сравнению с предыдущим годом.
Когда экономика Республики Корея восстановила позиции, торговые отношения между обеими Кореями вновь расширились. В 2000 г. торговый оборот превзошел отметку в 400 млн. долл., а в 2002 г. достиг 641,73 млн. долл.
С конца 80-х гг. с окончанием "холодной войны" Север и Юг установили между собой тесные экономические связи, позволяющие активизировать весь комплекс межкорейских отношений. В 2001 г. в торговлю между Севером и Югом были вовлечены 432 южнокорейские компании, а количество изделий, которые используются в торговле, возросло до 572. В итоге Республика Корея стала третьим по объемам торговым партнером КНДР и вторым экспортным рынком для ее товаров. Юг ввозит с Севера в основном сельскохозяйственную продукцию и продукты моря, на долю которых в 2002 г. приходилось 36,8% всех импортируемых с Севера товаров. Основной экспортной продукцией, поставляемой с Юга, является сырье для переработки.
Торговля между Севером и Югом ведется в основном на комиссионных условиях торговли, когда компании Юга поставляют на Север основные материалы или полуфабрикаты для дальнейшей сборки или доработки на Севере.
Такая торговля выгодна не только КНДР, но и компаниям Республики Корея. Во-первых, она сопряжена с меньшим риском по сравнению с прямыми инвестициями. Во-вторых, позволяет с наименьшими издержками расширять их внешнеторговую деятельность. Она служит, наконец, своего рода пробным камнем для прямых инвестиций в экономику КНДР, в частности, позволяя южнокорейским компаниям определять уровень квалификации рабочих Севера и общий потенциал для дальнейшего промышленного развития КНДР и связей с ней.
Комиссионная торговля основана на повышении качества профилирующей продукции КНДР - текстиля, одежды, электроники и экспорте их в третьи страны, например в Китай, что порождает спрос на импорт с Юга высококачественного сырья и других необходимых материалов.
КНДР также получает большую выгоду от торговли между Севером и Югом. В 2002 г. КНДР имела активное торговое сальдо в 197,42 млн. долл.
С Юга на Север идет в основном нефтехимическая продукция, главным образом виниловые материалы для сельского хозяйства. Однако доля текстиля продолжает возрастать с начала поставок в 1993 г. сырья для комиссионной обработки и составляет в настоящее время основную часть экспорта в КНДР. С 1995 г. возрастает доля нерудных минералов в результате поставок тяжелой нефти, осуществляемых компанией "Korean Peninsula Energy Development Organization (KEDO) согласно подписанному в 1994 г. рамочному соглашению. В итоге доля текстиля, начиная с 1997 г., несколько снизилась, а доля машин и транспортного оборудования поднялась с 1997 г. до 10% и более.
Прямые инвестиции южнокорейских компаний в КНДР остаются на низком уровне. К апрелю 2003 г. 49 компаний получили право действовать в качестве "партнеров по экономическому сотрудничеству" в проектах, не связанных с реакторами, работающими на легкой воде, но пока что разрешение дано на осуществление 20 проектов, 10 из которых в настоящее время только разрабатываются.
Оба корейских государства являются спонсорами крупного проекта по созданию промышленного комплекса Кэсона и ведут работу по привлечению к этому региону туристов. В октябре 1999 г. КНДР дала принципиальное согласие на создание в районе Кэсона промышленного и туристического центра. В ноябре 2000 г. фирмы "Hyundai" и "Korea Land Corporation" согласились участвовать в создании комплекса и в качестве первого шага провели съемку местности, предназначенной для создания производственных мощностей. После встречи в верхах в июне 2000 г. оба корейских государства приняли решение восстановить южный и северный участки пограничной железной дороги, разъединенной с началом военных действий в 1950 г.
Для уменьшения рисков и неопределенностей, связанных с торговлей между Севером и Югом, необходимо наладить систему обеспечения эффективности и безопасности товарооборота. В центре внимания - таможенный досмотр и провоз грузов, связь, стоянки судов в доках, погрузочно-разгрузочные работы.
Южнокорейским компаниям трудно получать прибыли в условиях существующего в КНДР трудового законодательства. Наем рабочей силы на временную работу является проблемой, и работодатели не всегда могут принять на работу именно тех, кто им нужен. Они также не могут при желании уволить рабочих или перевести их на другие виды работы, так как власти КНДР контролируют все вопросы, связанные с использованием рабочей силы. Запрещено также стимулировать северокорейских рабочих в зависимости от их умения и старания. Поэтому инвестирующим фирмам крайне необходимо получить право на принятие независимых решений по найму рабочих, их использованию и оплате труда.
Расширение связей между Севером и Югом зависит от отношения КНДР к Республике Корея как к "партнеру" в экономических реформах на Севере и от дальнейшей либерализации ее экономики. Чрезвычайно важно создать действующую рыночную модель, основанную на либерализации экономики КНДР и экономическом сотрудничестве между Севером и Югом.
"Korea Trade and Investment"