Уникальный монтаж 50-метрового шпиля на "высотку" "Триумф-Паласа" еще раз подтвердил: "летающему крану" Ми-ЮК еще рано уходить в отставку. И сегодня дел для этой легендарной машины найдется еще немало.
Сорок лет назад в ОКБ Михаила Леонтьевича Миля была создана модификация этой машины - Ми-ЮК, получившая название "воздушный кран". В отличие от базового Ми-ЮК, она обзавелась более низким шасси, а снизу - дополнительной подвесной кабиной с системой управления. Пилот в этой кабине, сидящий лицом к хвостовой части вертолета, управляет им при выполнении специальных монтажных погрузочно-разгрузочных работ. Ми-ЮК оборудовали системой внешней подвески, установленной внутри фюзеляжа на специальной раме (грузоподъемность системы - до 11 тонн при длине троса до 25 метров и 8 тонн - при длине троса до 40 метров).
Чтобы нагляднее представить богатырскую силушку этого милевского крепыша, приведем воспоминания известного вертолетчика А. Формальнова, который представлял Ми-ЮК на международном авиационном салоне в Турине в 1968 году. Ми-10 летел в Италию своим ходом по трассе Москва-Киев-Львов-Загреб-Венеция. В Загребе на аэродроме собралась огромная толпа, чтобы только увидеть наши вертолеты.
Вертолеты, представленные на туринском салоне советскими авиаторами, вызвали восхищение собравшихся там специалистов, деловых людей, представителей прессы и жителей Италии. Ну а Ми-10, пилотируемый А. Формальновым, поднатужившись, играючи поднял в небо перед изумленными зрителями вагон на специальной платформе. С таким же успехом можно было поднять крестьянский дом со всеми обитателями и хозяйством и увезти хоть на край света...
Когда "летающий кран" Ми-10К подступил на эксплуатацию в подразделения Аэрофлота, он сразу же нашел применение в народном хозяйстве. Этой машине и впрямь оказались под силу такие работы, которые трудно выполнить с помощью наземной техники и механизмов. И действительно, роль Ми-ЮК в освоении труднодоступных районов страны, в новостройках, имеющих большое народнохозяйственное значение, трудно переоценить. На его счету тысячи всевозможных работ по реконструкции действующих предприятий, сооружений, высотных объектов, строительству ЛЭП в горах, среди болот, при переходах через реки... Достаточно вспомнить весомый вклад этого уникального вертолета в электрификацию Дальнего Востока. Или его огромную роль в монтаже телевизионных антенн в Тюмени и Западной Сибири.
Преимущества, которые дает Ми-ЮК по сравнению с традиционными методами, неоспоримы. Вертолетчики Ухты и сегодня с гордостью вспоминают об уникальном эксперименте, когда впервые в мировой практике они осуществили подъем стометровых 40-тонных ретрансляционных вышек двумя вертолетами одновременно. Затем подобная работа была проведена при монтаже многометровой ретрансляционной башни в Тюменской области.
Практика подтвердила: воздушный монтаж Ми-ЮК может успешно сочетать с транспортными перевозками. Это было особенно важно в труднодоступных местах и даже там, где развита сеть наземных путей сообщений, - ведь транспортировка по воздуху дает возможность избежать порчи почвы тяжелыми механизмами, вырубки лесных угодий, всякого нежелательного вторжения в природу. Да и применение "десяток" в реконструкции крупных промышленных предприятий с целью их экологической безопасности было признано специалистами полезным и перспективным.
Многие годы Ми-ЮК использовался в двух ведущих вертолетных авиапредприятиях страны - Тюменском и Ухтинском. Именно здесь сложились самобытные школы "воздушных монтажников". В каждом из них выросли настоящие асы воздушного монтажа - такие, как Герой Социалистического труда В. Иванов, лауреат Госпремии СССР, заслуженный пилот СССР Г. Мальцев, заслуженный пилот СССР Н. Бабинцев, кавалер нескольких орденов Р. Константинов и другие.
Именно в Тюмени и Ухте родились самые прогрессивные технологии, появились изобретения и навыки, которые повышали производительность труда, помогали делать вертолетный монтаж наиболее эффективным. Здесь была отработана технология монтажа в привязке к определенной конструкции. При этом все конструкции рассчитывали не только по эксплуатационным нагрузкам, но и с учетом применения их на монтажных работах. А также заботились о том, чтобы использование Ми-ЮК максимально исключало тяжелый ручной труд, обеспечивало полную безопасность монтажа.
Можно привести еще с десяток аргументов в пользу экономической и других целесообразностей применения Ми-ЮК в народном хозяйстве. Однако лет десять назад его будущее оказалось под вопросом. Все шло к тому, что дни уникального вертолета сочтены. Ведь две-три машины, что находились в рабочем состоянии, требовали продления технического ресурса, замены отдельных агрегатов. Но заниматься этим, казалось, никто не собирался. И тут произошло событие, показавшее, что "воздушному монтажнику" рано уходить в отставку.
...Москвичи и гости столицы вот уже больше года наблюдают за уникальной новостройкой, развернувшейся в районе Сокола неподалеку от знаменитой своей авиационной историей Ходынки. Именно здесь воздвигается высотное здание, которое пополнит Книгу рекордов Гиннесса, "Триумф-Палас". Высота главного корпуса вместе со шпилем составляет 264, 5 метра. Таким образом, донстроевский небоскреб почти на 25 метров превосходит по высоте самую высокую из московских "Семи сестер" - главное здание МГУ на Воробьевых горах. Фактически "Триумф-Палас" станет высочайшим зданием в Москве после Останкинской телебашни и без всяких оговорок - самым высоким жилым домом не только в России, но и во всей Европе.
Здание венчает пятидесятиметровый шпиль, напоминающий космическую ракету или верхушку большого готического собора. Но этот шпиль несет не только чисто эстетическую нагрузку - архитекторы предусмотрели для него и другие функции - охрану окружающей среды и защиту людей от природных катаклизмов. Полутораметровый шар, эффектно завершающий композицию шпиля, - это активный молниеприемник, задача которого провоцировать прием ударов молнии на себя, предохраняя и само здание, и окружающую территорию. Порывы ветра шпилю тоже не страшны - он снабжен 8-тонным динамическим гасителем колебаний нового поколения. Так что любая "качка" для 50-метрового шпиля неопасна. Как, впрочем, и навязчивые солнечные лучи - от них защитит современная система светоотражения. А ночью подсвеченный снизу шпиль сияет в черном бархате неба во всей своей красе...
Но чтобы это чудо архитектуры водрузить на соответствующую высоту, строителям пришлось прибегнуть к помощи "летающего крана". Сама воздушная операция по установке шпиля на вершину здания достойна подробного рассказа.
Над "вертолетной" акцией, ее расчетами и выполнением трудились почти две сотни специалистов - инженеры, технологи, монтажники, авиационные специалисты. И прежде всего вертолетчики из Ухты. Именно они стали своеобразными соавторами высотной башни и шпиля-рекордсмена. Восемь секций основной конструкции собирались по частям на Ходынском поле. А затем вертолеты Ми-8 и Ми-ЮК грузоподъемностью соответственно 5 и 8, 5 тонн в несколько этапов доставляли под небеса тяжеленные фрагменты шпиля. А вес его, несмотря на общее ощущение легкости конструкции, - 52 тонны.
...Очень скоро "Триумф-Палас" станет одной из достопримечательностей Москвы. Хотелось бы, чтобы экскурсоводы, рассказывая о самом высоком жилом здании в Европе, обязательно вспомнили о вертолете Ми-ЮК, установившем шпиль на центральной части комплекса, и о том, что это достижение было зарегистрировано представительством Книги рекордов Гиннесса.