ДОРОГА В ПОДНЕБЕСНУЮ

Продолжение. Начало в номере за 27 апреля.

Лет пятнадцать назад один из специалистов по Китаю в беседе с тогдашним генсеком ЦК КПСС М.Горбачевым поинтересовался, почему бы нам не присмотреться внимательнее к опыту китайских реформ. На что "архитектор" развала СССР высокомерно бросил: "Не призывайте нас учиться у бедной и отсталой страны". Между тем успехи "бедной и отсталой" страны уже в ту пору были весьма ощутимы.

В декабре 1978 года на третьем пленуме ЦК КПК китайское руководство заявило о начале построения нового общества, основа которого зиждется на одном из главных конфуцианских понятий - "сяокан" ("зажиточность и спокойствие"). Власти обратились к народу не с абстрактными лозунгами и призывами, а сразу же четко и ясно обозначили цели предстоящих реформ, доходчиво объяснили принципы, на которых будут осуществляться "четыре модернизации" - в сельском хозяйстве, промышленности, науке и технике, армии.

Уже в начале восьмидесятых годов 700 миллионов китайцев (а тогда это составляло почти две трети населения страны) обрели реальную перспективу в улучшении ближайшего будущего своей жизни и жизни детей и внуков. Каждая крестьянская семья могла получить на основе арендного подряда сроком на 50, а в отдельных случаях и на 70 лет в хозяйственное пользование землю. В провинциях с теплым и влажным климатом, где проживает большинство китайцев, подряд стал почти повсеместным. Там, где умеренный климат и бедные почвы требуют для получения сельхозпродукции коллективных усилий, были сохранены большие производственные бригады. В холодных же степях Внутренней Монголии и Синьцзяне главными по-прежнему оставались крупные государственные хозяйства с машинной обработкой полей.

Трезвый и взвешенный подход к реформированию аграрного сектора сдвинул с мертвой точки решение самой важной, пожалуй, для Китая проблемы - продовольственной.

Реформы в городе начались в 1984 году с общественного питания, сферы услуг и мелкой торговли, не требовавших каких-то больших инвестиций. По сути, здесь был включен тот же, что и в деревне, механизм семейного подряда.

Приступая на следующем этапе уже к модернизации промышленности, науки и обороны, что, естественно, предполагало существенные капиталовложения и использование современных технологий, китайское руководство задействовало более серьезные организационные и финансовые рычаги. Но и в этом случае эффективно сработал принцип самодостаточности.

Китайцы не стали "садиться" на финансовую иглу МВФ, проигнорировали те хваленые экономические "лекала", которые изготовляются в Хьюстоне и Гарварде, не польстились на мозги "всезнающих" западных либералов типа Сороса, а сделали ставку на собственные силы и ресурсы. И еще на своих соотечественников, этнических китайцев, живущих и работающих за границей.

В восьмидесятые годы визиты известных в мировых научных кругах и влиятельных в зарубежном бизнесе этнических китайцев следовали в Пекин, Шанхай и другие крупные города один за другим. Параллельно с этим десятки тысяч студентов из Китая отправлялись за государственный счет на учебу в ведущие западные университеты, откуда спустя несколько лет возвращались на родину с необходимыми знаниями и опытом.

Таким образом, модернизацию своей промышленности, подъем науки и техники китайцы осуществили за иностранные деньги, но преимущественно мозгами и руками этнических китайцев.

Кстати, о деньгах. К началу третьего тысячелетия валютные запасы КНР составляли без малого 150 миллиардов долларов, в то время как в России примерно такая же сумма набралась в виде государственного долга.

Финансово-валютная система в Китае вообще выглядит прочной и основательной. КНР - единственная в мире страна, имеющая две валюты -юань и гонконгский доллар, курсовая разница между которыми составляет 6 копеек (фэней). Китайские банки сейчас печатают и синеватую бумажку в 100 "народных" юаней, и красноватую бумажку в 100 гонконгских долларов, что, естественно, дает экономике определенную подстраховку, а финансовому рынку - дополнительное поле для маневров.

Примечательны и такие цифры. За два десятилетия личные накопления граждан КНР, которые находятся на банковских счетах в юанях, превзошли в перерасчете по официальному курсу 7 триллионов долларов.

Ежегодные темпы роста экономики Китая составляют в среднем 10 процентов. По объему ВВП за 2002 год, который достиг 6, 3 триллиона долларов, Китай занял второе место в мире после США. А по некоторым показателям он вышел в мировые лидеры. Так, КНР занимает сейчас первое место в мире по производству стали, цемента, зерна, хлопка, мяса, хлопчатобумажных тканей и телевизоров. В последние годы страну охватила "компьютерная лихорадка", и на сегодняшний день Китай является крупнейшим рынком персональных компьютеров.

Немалых успехов добились китайцы и в сфере транспортного строительства. С севера на юг и с запада на восток страна покрыта сетью современных автострад, 700 авиамаршрутов связывают провинции и центральные города, осуществляется регулярное судоходство по Великому каналу от Пекина до Ханчжоу и крупнейшим рекам Китая -Янцзы, Хэйлунцзян, Чжуцзян.

В министерстве железных дорог КНР я видел карту, на которую нанесены все железнодорожные магистрали Китая. В меридиональном направлении важнейшими из них являются линии, протянутые от Пекина до Гуанчжоу, Шанхая, Цзюлина и Харбина, а в широтном: Ляньюнган - Ланьчжоу и Ланьчжоу - Урумчи, продолженная до границы с Казахстаном.

В 1997 году была открыта для движения железнодорожная линия Наньнин - Куньмин, общая протяженность которой составляет почти 900 километров. Это самый удобный путь сообщения на юго-западе Китая. Магистраль пересекает 29 уездов и городов трех провинций и автономных районов, в которых живут преимущественно малообеспеченные люди. Одной из причин отсталости данного региона являлось как раз слабое развитие путей сообщения. Вот почему железнодорожную линию Наньнин -Куньмин назвали "дорогой для оказания помощи бедным", "дорогой надежды". Магистраль уже сыграла заметную роль в экономическом и социальном развитии южных районов страны.

А на севере и северо-востоке Китая приоритетным направлением в работе железнодорожников, как и прежде, остается перевозка внешнеторговых грузов.

В департаменте международного сотрудничества министерства железных дорог КНР мне рассказали о том, как обновлялось станционное хозяйство на пограничной станции Суньфэйхе - Гродеково, связывающей Харбинскую и Дальневосточную железные дороги. Совместными усилиями российских и китайских железнодорожников здесь проведена модернизация путей, установлена мощная погрузочно-разгрузочная техника. Благодаря этим и другим техническим новшествам грузопоток к 2008 году намечено тут увеличить вдвое - до 12 миллионов тонн.

Еще большие объемы грузоперевозок к этому времени планируется осуществлять через пограничный переход Забайкальск - Маньчжурия.

Такими бурными темпами и развивается современный Китай. Таков рыночный социализм с китайской спецификой. Как тут не вспомнить мудрого отца китайских реформ Дэн Сяопина, который прекрасно понимал, что слепое, бездумное копирование чужих моделей в ходе собственного развития может привести лишь к кратковременному эффекту. И еще любил, хитро улыбаясь, говаривать: "Неважно, какого цвета кошка - черного или желтого, хороша та кошка, которая ловит мышей".

Один из сюжетов, которые нередко встречаются на китайских картинах и гравюрах, - человек, плывущий в лодке вниз по течению.

В руках у него нет весел. Вид безмятежный и спокойный. Он сидит спиной к носу своей джонки и смотрит не вперед, пытаясь загодя определить, где поджидает его опасный поворот или коварная отмель, нет. Он пристально вглядывается в тот отрезок пути, который уже пройден. Река сама вынесет туда, куда надо. А вот упустить что-то существенное, не запечатлеть в сознании своем, не закрепить в памяти то важное, что остается позади, непозволительно. Жизнь может жестоко наказать тебя за это в будущем.

Быть может, в этом символическом сюжете и кроется в определенной степени ответ на вопрос, в чем заключаются национальное своеобразие жителей Поднебесной, склад их характера, логика мышления.

Китайцы, безусловно, консервативны. В них неистребимы культ предков, глубокое почитание древности, следование родовым традициям. Вместе с тем они охотно берут на вооружение все то новое и передовое, что рождает человечество, если это не противоречит, конечно, их убеждениям и непреложным правилам. Отсюда почти мгновенное освоение любой из самых современных технологий и одновременно сохранение рецептов древней китайской медицины, не говоря уже о способах приготовления пищи или знаменитой чайной церемонии.

Основная масса китайцев неприхотлива в одежде, которая проста в покрое и нередко декорирована старинным национальным орнаментом. Но на улицах городов немало и молодых людей в модных костюмах, белоснежных рубашках с искусно повязанными галстуками и до блеска начищенными туфлями. Миниатюрные китаянки любят носить элегантные брючные костюмы и изящные затемненные очки. Одним словом, во вкусах полная демократия.

За неделю пребывания в Китае мне удалось побывать в трех крупнейших городах страны - Пекине, Шанхае и Гонконге. Последний, который называют жемчужиной Востока, а также "благоухающей" гаванью, поскольку когда-то здесь изготавливали благовония, является особым административным районом КНР. Это единственный в Азии финансовый центр, где практически не существует ограничений на офшорные и местные финансовые операции. Здесь находится огромное количество банков и инвестиционных компаний. Достаточно сказать, что на каждый квадратный километр территории Гонконга приходится по два банковских учреждения и на каждые 3 тысячи его жителей - по одному банку.

Если говорить об облике современного китайского мегаполиса, а именно такими и являются названные выше города (в Шанхае, к примеру, проживают 13 миллионов жителей), то он удивительным образом сочетает в себе приметы XXI века и черты средневековья. Особенно ярко выражено это в Пекине.

Столица готовится сейчас к Олимпийским играм 2008 года, и новые высотные дома растут здесь как грибы. Но по соседству с респектабельными кварталами сохраняются еще маленькие улочки, где на каждом углу можно встретить уютную чайную, лавочку или киоск со всевозможными товарами. Здесь торгуют шелковыми платками и халатами, ажурными зонтиками и веерами, старинными серебряными монетами, нефритовыми печатками, каллиграфическими свитками, металлическими или яшмовыми шарами, халвой и кунжутными лепешками.

Но если вы хотите полностью окунуться в атмосферу давно минувших веков, вам нужно отправляться в один из дворцов. Главный из них - Гугун, строительство которого началось еще в 1406 году и продолжалось несколько веков, - расположен в самом центре столицы и занимает площадь в 72 гектара. Когда-то он назывался Запретным городом, поскольку находиться на его территории могли лишь члены императорской семьи и приближенные к ним лица. Сегодня здесь самый крупный в КНР Государственный музей, включающий в себя 9999 павильонов. Посетить, а тем более описать их все практически невозможно, поэтому ограничусь лишь отдельными названиями, которые сами по себе доставляют эстетическое наслаждение: Павильон Совершенной Гармонии, Павильон Земного Отдохновения, Павильон Изысканного Изящества, Павильон Вечной Весны, Павильон Воспитания Сердца, Павильон Отдыхающей Старости. А еще на территории дворца есть Золотая река, через которую переброшены пять мраморных мостиков, Императорский сад, являющийся образцом садово-паркового искусства старого Китая, Стена Девяти Драконов, Ворота Небесного Воителя...

Не менее интересный памятник древностей находится на южной окраине Пекина и носит название Храм Неба (Тяньтань). Хотя, как говорил мне прекрасный знаток китайского языка Алексей Михайлович Никитин, работающий переводчиком в представительстве ОАО "Российские железные дороги" в Китае, правильнее было бы перевести это название как "Алтарь Неба". Этот дивный по красоте храмовый комплекс, построенный в 1420 году, состоит из Алтаря Неба, Храма Небесного Величия и Храма Молитвы об урожае. В дни зимнего солнцестояния императоры династий Мин и Цин совершали в Храме Неба молебны с просьбой ниспослать стране хороший урожай.

Есть здесь и удивительная Стена возвращающихся звуков. Если вплотную подойти к ней и негромко произнести какое-нибудь слово, то в любом ее месте будет отчетливо слышно эхо. Секрет, заключающийся в особой кладке кирпича, до сих пор изумляет не только многочисленных экскурсантов, но и специалистов.

Ну и, конечно же, приехав в Пекин, нельзя не посетить всемирно известный памятник крепостной архитектуры - Великую Китайскую стену, находящуюся примерно в часе езды от столицы Китая. Сооружение ее, в котором было занято несколько сотен тысяч воинов и мирных граждан, длилось более шести веков и завершилось к третьему веку нашей эры.

Плотный график поездки, к сожалению, не позволил ознакомиться со многими достопримечательностями, которые гостеприимные пекинцы не без гордости показывают иностранцам. Зато удалось побывать в Шанхае - знаменитом портовом городе, который западные коммерсанты в двадцатые годы прошлого столетия окрестили "Парижем Востока". Не случайно Марлен Дитрих говорила: "В Шанхае все становится иным. Даже мое имя здесь превратилось в Лили".

Несмотря на многоликость Шанхая, разнообразие его архитектурных стилей, здесь также сохранилось немало уголков с неповторимым китайским колоритом. Особенно живописен китайский квартал в старом городе Нанси, где на островке посреди небольшого прудика можно скоротать время в чайном домике Хусиньтин, любуясь, как резвятся в воде золотые рыбки.

В деловой части города громоздятся небоскребы, сверкают витринами роскошные магазины и рестораны, в заоблачную высь устремляется игла шанхайской телевизионной башни - чуда современной инженерной и конструкторской мысли. Но вот что поразительно: в основании телебашни находится музей, огромная экспозиция которого рассказывает не о последних достижениях радиоэлектроники, не о новейших компьютерных технологиях, разработанных китайскими учеными и техниками. Музей посвящен... истории Китая.

Бродя по его многочисленным залам, разглядывая восковые фигуры, которые по искусству исполнения не уступают экспонатам прославленного Музея мадам Тюссо, знакомясь с экспозицией, подробно повествующей о древнейших китайских промыслах и ремеслах, я невольно подумал о том, что страна эта по праву носит имя великой державы.

Пройдя через множество испытаний и войн, претерпев такое количество тягот и лишений, она все же сумела напрячь волю, собрать воедино свои силы и совершить фантастический рывок в третье тысячелетие. Совершить во многом благодаря тому, что никогда не забывала истину: прошлое - тот единственный надежный фундамент, на котором строится будущее.

Москва - Пекин - Шанхай - Гонконг -Москва.

Окончание следует.

***

Китайцы не стали "садиться" на финансовую иглу МВФ, проигнорировали те хваленые экономические "лекала", которые изготовляются в Хьюстоне и Гарварде, не польстились на мозги "всезнающих" западных либералов типа Сороса, а сделали ставку на собственные силы и ресурсы.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости